Лучшие?

Евгений Прокопов
               


      Больше года прошло с тех пор, как местные СМИ и наружные рекламные носители, бесчисленные лайт-боксы, билборды, брандмауэры, гордо сообщили, что Новосибирск - лучший по благоустройству город в России.
      Чуть раньше - года два тому назад - мы уже были городом с лучшей по качеству водой в городском водопроводе.
       Меня терзают смутные сомнения,- как говорил киношный герой.
      Мы живём в лучшем по благоустройству городе.  Ездим по разбитым дорогам, мимо переполненных мусорных контейнеров, по неосвещённым улицам. Пьём воду из лучшего в России водопровода.
       Мы знаем, как даются  дипломы и медали на разных конкурсах и ярмарках.
       В прайс-листах всякого мероприятия выставочно-ярмарочного свойства есть строки:
- участие в номинации (а дальше - что надо - лучшая, лучший, лучшее-компания, производитель, объединение или ещё что) - с вручением диплома и  золотой медали - ХХХ рублей; диплома и серебряной медали – УУУ рублей; диплома и бронзовой медали- ZZZ рублей.
       Плати и выигрывай. Смотря по уплаченной сумме, можешь даже  стать победителем.
       В соревновании городов и регионов, похоже, только масштаб цен  другой.
       Исполать вам, родные…
       Побеждайте.
       Да и не в этом дело.
       А дело вот в чём.
       Может быть, и вправду в других городах и весях дела по благоустройству и по чистоте воды в водопроводе – ещё хуже.
      Да грехи наши тяжкие. В рай не пускают
      Ведь всё уже было.
   Наш лучший участковый всея России устроил в своём особняке-коттедже (не тесном, очевидно, несмотря на скромную зарплату милиционера) подпольный цех по изготовлению фальшивых купюр, в котором ударно трудились с пол-десятка гастарбайтеров с художественными талантами.
   Лучшие из лучших, угрозыскники лучшего райотдела милиции, доблестно обложили данью сутенёров, наркодилеров, бизнесменов, а лучшайшие из лучших  лучших – убоповцы этого же лучшего райотдела не только крышевали молодёжные банды в районе, а и организовали совместный с малолетками бизнес (наводили на богатенького клиента, помогали советом, как организовать экспроприацию, в случае поимки - выручали с алиби).
    Лучший сотрудник криминальной милиции (есть и такая номинация в нашей многострадальной стране!) - между прочим, майор и замначотдела по особо важным делам оперативно-разыскного бюро главного управления МВД РФ по СФО - ночью, пьяный, останавливает дальнобойную фуру, требует с бедолаг- дальнобойщиков «за проезд по моему городу» (из материалов следствия формулировочка) три с половиной тысячи рублей (курочка по зёрнышку клюёт). Получив отказ, достаёт пистолет, по-хозяйски бьёт рукояткой по башке бестолкового водилы, не понимающего, чей это город. Второй бестолковый почему-то даёт пьяному майору монтировкой по пьяной майорской голове. Удивительно, что дело лучшего опера попало в суд. Получил лучший опер три с половиной года. Уволили лучшего из рядов. Очень недоволен. Почему борьба за чистоту рядов его коснулась. Его – лучшего! После срочной отставки из УВД возглавил службу безопасности крупного банка. Оно и понятно: профессионал. Из лучших.
    Но что такое три с половиной тысячи рублей!
    Есть лучшие и в рядах повыше рангом.
    На лучшего финансиста вице-губернатора который год тлеет уголовное дело в очень уж специфическом нецелевом использовании пятисот бюджетных миллионов, когда обязанности по задолженности  нечуждых лучшему финансисту юридических лиц были возложены на консолидированный бюджет области, когда музеи и театры получали полагающиеся им бюджетные средства в виде акций обанкротившихся алкогольных производств.
    Дело тянули-затягивали. Друзья помогли. Не понадобилась выправленная задним числом справка о психическом заболевании с возможностью периодических обострений и осложнений вплоть до невменяемости. Зря потратился. Закрыли дело за давностью лет, то есть «по нереабилитирующим» основаниям. Лучшему да честному впору бы возмутиться. Да, говорит, устал уже судиться. К тому же времена переменились. Друзья и покровители понемногу оттираются от власти.
    В кабинете  лучшего по перспективности и всем чиновным раскладам вице-мэра - в рабочее время прилюдно проводится обыск. И подозрения в причастности к делу ОПГ авторитетного бизнесмена Т. по заказным убийствам. И обвинения по уничтожению имущества неугодных. Обиженный член политсовета местного отделения авторитетной партии говорит, что это происки политических врагов, завидующих его сказочной карьере. А чего ж было не завидовать! Ездил лучший по перспективам вице-мэр на бронированном автомобиле с двумя машинами сопровождения, которые, правда, были приобретены и эксплуатировались не за счёт городского бюджета, а по утверждениям следствия, финансировались авторитетными друзьями. Помещён лучший в СИЗО, впрочем, год ещё числился  на своей непыльной высокой должности; команда адвокатов стоит на страже его больших прав, пишет жалобы, кассации и ходатайства. Дело это длится и тянется, прихватили по нему уже и лучшего организатора спортивного движения, и лучшего замначальника областного наркоконтроля.
    Лучший из депутатов- оппозиционеров оказался казнокрадом, и, к тому же дурачил вкладчиков и обманывал дольщиков.
Объявлен в российский розыск, сбежал в Таиланд, объявлен в международный, сгинул в прекрасном далеке.
    Лучший глава администрации лучшего района областного центра вынужден уйти в отставку, поскольку на взятках пойманы все его лучшие подчинённые: от архитектора до благоустроителя.
    Лучшему   из лучших, мэру наукограда, поэту и всеобщему любимцу приписали уже третье уголовное дело о злоупотреблениях (как на подбор, всё исключительно финансовых).*
        Имя им, лучшим, – легион.
    Нашли чуть-ли не на таёжной пасеке-заимке лучшего работника социальной сферы. Назначили  неиспорченного, непьющего, чистоплотного, спортивного на лучшую должность, на социальную областную поляну.
    В первые же месяцы работы всплыл скандал о внеплановом выделении по указанию вновь назначенного незапятнанного работника квартиры в областном центре. И кому же?  Оказывается, - привезённому из родных таёжных пенат личному водителю областного социальщика-здравоохранителя.
    Что поделать, аргументы веские:- Я привык работать с этим человеком, доверяю ему.
    Мы верим поневоле: - Да, нужный спец. Наверное, тоже лучший. В гараже обладминистрации не было достойного.
   Всё понятно. Но почему за наш счёт такая щедрость?

     Замсекретаря регионального политсовета лучшей из партий рассыпается в горестных пенях, что «заведено так много уголовных дел на такое большое количество чиновников, что это уже никого не удивляет».
    Никого из них это не удивляет.
    А нас, по правде говоря, удивляет.
     Нас удивляет, когда проходящий по двум уголовным делам лучший из первых заместителей мэра, курировавший  ЖКХ в нехудшем городе Б., имея небольшую зарплату в 5500 рублей плюс доплаты за напряжённость и ненормированность своего чиновного труда, всего за пять лет работы на хлопотной должности умудряется суметь приобрести суперквартиру в двести квадратов в элитнейшем микрорайоне «Изумрудный». Удивляет, когда при обыске в сейфе этого низкооплачиваемого бедолаги-чиновника и в кейсе со вторым дном находят два миллиона наличных рублей и десять тысяч зелёных.
   Семейные сбережения.
   Умеют люди экономно жить.
   Хочется верить.
   Да только с трудом верится, как услышишь, что и диплом у напряжённо-ненормированного чиновника то ли поддельный, то ли купленный.
   (А в 2011 году сумма растраченных им  бюджетных средств увеличена следствием до 45  миллионов рублей, и тридцать векселей уважаемого банка на сумму в двадцать миллионов умыкнул расторопный)
   Завершено и передано в суд 24-томное уголовное дело на лучшего вице-губернатора, курирующего агропромышленный комплекс. Претензии следствия чиновник, ясное дело, отвергает и называет надуманными. Пострадавших, по его заверениям, нет; техника в хозяйства поступила, схемы оплаты по лизингу будут совершенствоваться. К тому же, урожай в области пятый год хороший. Какие могут быть претензии к вице-губернатору, курирующему село. Побойтесь бога!
  Дела – всё новые и новые - открываются, ведутся, спускаются на тормозах, закрываются.**
  То ли правосудие у нас какое-то особенное, то ли чиновники и силовики особые какие-то.
    Что творится, люди добрые? Это ведь, вроде бы, лучшие.
    И к этому мы привыкли. Свыклись с этим. Думаем, так везде, что ж поделать.
    А вот что, если Новосибирск и впрямь лучший в России?
    Не страшно вам, милые?

    P.S.  А недавно в Интернете прошло сообщение, что и губернатор*** наш – в числе лучших десяти российских губернаторов.


    P.P.S. Открываю свежий номер областной газеты («Советская Сибирь», 08.04.11), на первой странице благая весть: Новосибирск одержал победу аж  в 15 номинациях Третьего Международного смотра- конкурса «Лучший город СНГ и ЕврАзЭС».
    Исполать вам.
    Наверное,  и впрямь мы лучшие в России?
    Не страшно вам, милые?


* По прошествию нескольких лет, заметим справедливости ради, дела закрыли. Мэра оправдали. Обвинителям и следакам погрозили пальцем. 

**Два года перетягивания каната закончились оправданием бедолаги и снятием всех обвинений. Обиженный за поломанную карьеру, чиновник вчинил встречный иск лучшим дуболомам-силовикам.

*** Прежний губернатор, получивший федеральную синекуру.