51. В. Агошков. Тросна. Ременная, или Временная?!

Василий Иванович Агошков
51. В.Агошков. Тросна-Ефратово тожь.

РЕМЕННАЯ, или ВРЕМЕННАЯ?!

Кстати, а почему праздник в селе или слободе называется РЕМЕННАЯ?! Спрашивал об этом у многих, но никто толком ни-чего объяснить не смог. Попробовал найти ответ в Интернете.

Итак, о "Ременной" иконе Божией Матери говорит Tasha, 10 декабря 2011, 09:51. «Отправила вопрос в один приход. Жду ответ. Но, чем больше ищу материал по этой теме, тем больше склоняюсь к тому, что этот праздник связан не с иконой Божией Матери, а со святой вмц. Параскевой Пятницей. Сам праздник отмечается 10 ноября – день вмц. Параскевы. Так ещё и в те-чение года отмечали несколько временных пятниц.

На Руси в честь святой Параскевы наблюдались особые 12 пятниц, кото-рые назывались обыкновенно временными, именно: 1-я пят-ница – в первую неделю Великого Поста, 2-я – пред Благовеще-нием, 3-я – на Вербной неделе, 4-я – пред Вознесением, 5-я – пред Троицыным днём, 6-я – пред Рождеством Иоанна Предте-чи, 7-я – пред Ильёю Пророком, 8-я – пред Успением, 9-я – пред архангелом Михаилом, 10-я – пред Кузьмою-Демьяном, 11-я – пред Рождеством Христовым, 12-я – пред Богоявлением.

Наши предки называли эти двенадцать пятниц именными оттого, что каждая из них носила название, например, пятница Благовещенская, пятница Успенская и т.п.; ко всякой из них приурочивалось нашими предками какое-либо событие из вет-хозаветной истории, как, например, о 1-й пятнице было сказа-но, что “в первый пяток месяца мартия Адам преступил запо-ведь Божию, и изгнан бысть из рая” и т.п.

Каждой из пятниц приписывалась какая-либо особенная благодать, так, например: “Кто будет поститься первую из этих пятниц, тот будет избавлен от внезапныя смерти”. Кроме того, в былое время также уважа-лись так называемые обетные Пятницы, в которые наши пред-ки с целью отвратить какое-либо бедствие зарекались работать, и т.п. Этих пятниц обыкновенно насчитывали девять: 1-я – Об-жорная (на 3-й неделе Великого поста), 2-я – Страстная, 3-я – Спасовая, 4-я – Временная, 5-я – Разгульная, 6-я – Молебная, 7-я – Кающаяся, 8-я – Праздничная и 9-я – Девятая пятница.
Ещё в честь святой Параскевы Пятницы праздновались девять торговых пятниц, которые обыкновенно следовали одна за другой в продолжение девяти недель после Пасхи.
Вообще об этом можно почитать вот здесь:

http://simvol-veri.ru/molitvi/gswjat/paraskpyatn.shtm
А уж как об этом пишут в Российском Этнографическом Музее http://www.ethnomuseum.ru/section62/2092/2091/4303.htm

Может быть, как это часто бывает с годами, слово "вре-менная" видоизменилось, и осталось "ременная"?»
*
kolco, 10 декабря 2011, 17:14. Я тоже начинаю склонять-ся к версии, что это всё же почитание «временной пятницы». Только вот не понятно, как …перепутали Параскеву с Богороди-цей. …Есть две версии, почему такое название Ременная.

По одной – в этот день наказывали провинившихся хуторян рем-нями, а не розгами. …До постройки церкви это был хутор Луп-ленных, потом – обозначается как село Хутор Лупленных (Лупле-но).

При Советах была попытка переименовать село в Калинино. Формально оно так и зовётся, но по всей области его знают под старым названием. Даже яндекс-карты выдают это село то как Калинино, то как Луплено (правда, реже).
 
По другой (версии), потому что эту икону (Богородицы?) казаки, по причине неимения иных средств, во время крестного хода несли на ремнях, как-то по особому скрутив их. Точно не знаю: касается эта история нашего хутора или вообще к исто-рии данной иконы, которая могла проходить где угодно...
*
Tasha, 14 декабря 2011, 05:42. Ответ на запрос пока не получила, но, кажется, что моя версия всё же находит подтвер-ждение. Нашла сайт настоятеля общины храма Рождества Хри-стова ст. Митякинской Шахтинской епархии РПЦ МП. И донские казаки, оказывается, тоже широко отмечали этот праздник…

Один из трёх самых значимых престольных праздников и назывался «ВременнАя». Вот ссылка: http://www.ierei.net/holidays

А этот же день в других храмах называют «Ременная». Как в с.Коровино Белгородской обл. или, например, в Покровском храме с.Беседино в Курской области
http://pokrow-besedino.prihod.ru/news/guid/11502

Думаю, что ответ на этот вопрос можно найти в статье Российского Этнографического музея: «Святая Параскева Пят-ница пользовалась особым почитанием у восточных славян, на-равне с Николаем Чудотворцем (см. Николин день) и Богороди-цей (см. Рождество Богородицы). На старых севернорусских иконах даже встречается изображение её лика на обороте ико-ны Божьей Матери». Может в этом причина?

http://forum.pravicon.com/viewtopic.php?p=391
*
В Интернетной переписке встречается имя села Луплено Орловского района, переименованного в с.Калинино 17 января 1969 года. В этом селе родилась моя мать, Анфиса Егоровна Грибакина. Ещё в школе я знал о том, что село Луплено, якобы, отразило в своём имени произвол помещиков по отношению к крестьянам. То есть помещики ЛУПИЛИ крестьян, а потому село и стало ЛУПЛЕНО.

Я уже писал о возможной причине появления такого топонима: от ЛУПЕТА – хлеб! Улепётывает хлеб!
А также от ЛОБ: Лобино//Лоблино// Взлобок, высокое красивое (от выЛЕПЛЕНО: ЛеПО – красота) место. Севернее Лу-плено есть деревня Любаново: на карте прошлых лет она напи-сана как ЛОБАНОВО! Поэтому могли появляться, как Луплено, так и Люблино – район в Москве.

Местные администраторы не догадались превратить Луплено в Люблино, решив присвоить селу Луплено вкупе с другими населёнными пунктами имя Ка-линино! То ли в честь Михаила Ивановича Калинина – Всесоюз-ного старосты, бывавшего в 1919 году на станции Становой Ко-лодезь, то ли просто из-за растущей калины.
 
А наказывать государственных хуторян из Луплено рем-нями было некому: помещиков здесь не было. Если только полицейские предъявят нарушителям какие-то законные требова-ния. Однако весь хутор быть нарушителем просто не мог! А тем более вся Орловщина! Так что РЕМЕННАЯ – это ВРЕМЕННАЯ!

(С) В.И. Агошков.