История с историями

Татьяна Гончарова 2
                И С Т О Р И Я    С    И С Т О Р И Я М И
   После техникума учиться на первом курсе института было легко. Дело даже не в том, что мы уже успели пройти кое-что из институтской программы, главное, у нас выработалась привычка сдавать экзамены после каждого семестра. Помню, как мы посмеивались над дрожащими во время первой зимней сессии выпускниками школы, ощущая себя опытными и видавшими виды людьми. Во всяком случае её, эту первую зимнюю сессию, я сдала легко и без троек. А вот летняя сессия была для меня совсем другой, потому что как раз на середину её пришлась моя собственная свадьба. Скажете, так не делают? Может быть нормальные люди и не делают, а мы да. Мой жених заканчивал военное училище, в конце пятого курса на них напала эпидемия свадеб. Все выходные были расписаны на полугодие вперёд, и нам нужно было ни с кем не совпасть и не попасть на то время, когда уже разъезжаться начнут. Моя мама робко намекнула, что мол можно и без друзей свадьбу сыграть (родители иногда задают странные вопросы). Я уже столько этих свадеб перевидала, и в ресторанах, и в кафе, и дома – любую можно себе представить, но без друзей? Тогда вообще свадьбы не надо! И вот единственное окошко было найдено, во всех отношениях отличный вариант, а сессия, господи, да сколько их уже у меня перебывало, поди, не первая и, как я тогда думала, не последняя.
    Первым экзаменом была математика, я её знала и сдала на пять. Второй – история КПСС. В техникумах такого предмета вообще не было, ну и что, подумаешь, почитал – отбарабанил и всё. Уже не помню, учила я её дома или нет. Думаю, вряд ли за неделю до свадьбы до зубрёжки мне было. Но сдавать пошла. Я любила зайти в первой пятёрке, отмучиться и спокойно наблюдать, как сдают остальные. А тут чувствую, что ничего не знаю, пошла в библиотеку и стала лихорадочно читать, пытаясь запомнить то, что изучали весь курс. И только тут обнаружила, что этот предмет имеет странную особенность – сколько раз ни читай, а всё как будто впервые. Съезды, пленумы, решения, постановления – неужели эту билиберду  вообще кто-то знает? Время уже поджимало, перед смертью не надышишься,  пошла. Сдавала самой последней! Когда тянула билет, вспомнила недавний семинар, на котором  успешно выступила, и стала молиться: «хоть бы попалось про руководящую роль пролетариата!» Вытянула что- то про послереволюционные годы. Сижу, пытаюсь готовиться, в памяти об этом времени вертится только что-то о декадентстве в литературе. Может оно иметь отношение к истории КПСС? Наверное, вряд ли. Но больше-то всё равно ничего не знаю. Обречённо подхожу к преподавателю, больше в аудитории никого нет. Сажусь, начинаю заикаясь сообщать ему что-то про декадентство в литературе ( а что мне остаётся?) И тут, о счастье, преподаватель задаёт вопрос, который я мечтала услышать! Нет, он не про руководящюю роль пролетариата спросил, он спросил спасительное: «Что с вами?»  Я выпалила заготовленное на этот случай: «У меня послезавтра свадьба», с робкой надеждой на свадебный подарок в виде желанного трояка. Последовало поздравление, пожелание счастья и… дополнительный вопрос: «когда была апрельская конференция 17 года?»  Я всё ещё наивно полагаю, что от меня хотят добиться каких-то научных знаний и лихорадочно соображаю, что же он хочет услышать, неужели число? И слышу подбадривающее: «Ну-ну, в апреле…»   «Семнадцатого года» - ошарашенно добавляю я. У меня берут зачётку и под мою счастливую улыбку оставляют заветный автограф. До этого момента ни разу я не получала за экзамен  оценки ниже четвёрки, и ни одна пятёрка не радовала меня так, как эта желанная тройка. Счастливая выхожу за дверь, там ещё не все разошлись. Наша староста берёт из моих рук зачётку и говорит: «Я ж вам сказала, что у неё пять будет». Моё радостное настроение мгновенно меняется на противоположное: «Ну зачем он это сделал, я же только тройку хотела». Представляю, с какой физиономией я приехала домой, потому что первый вопрос  домашних был: «Завалила?»  «Нет, говорю, мне пятёрку незаслуженно поставили». Раздался дружный смех, а потом сестра сказала: «Всё ясно, приглянулась ты ему».
       Следующий экзамен, уже после свадьбы, я сдала на 4, потом на 3, а последний – тоже историю, только экономическую, завалила. Это был мой первый в жизни неуд и последний в моей жизни экзамен.