Материалы о германизации славян

Кузьма Калабашкин
Любопытные материалы о германизации славян в нынешней северной Германии

О ВЗЯТИИ ГОРОДА БРАНДЕНБУРГА (Из трактата Генриха Антверпенского)

Когда от основания города Бранденбурга во времена языческих князей жалким образом прошло в язычестве неисчислимое множество лет, Генрих, или по-славянски Прибислав, почитатель христианского имени, наконец, с Божьей помощью, по законному наследованию – ввиду своего родства – получил власть над этим городом и всей прилегающей страной.

В этом городе обманутыми людьми почитался в качестве бога отвратительный идол, украшенный тремя головами. Итак, князь Генрих, всячески проклиная свой народ, преданный мерзкому идолопоклонству, всеми способами старался обратить его к Богу. Поскольку он не имел наследника, то назначил наследником своего княжества маркграфа Адальберта  и, восприняв от святой купели крещения его сына Отто, по обычаю крёстного передал ему всю Зухию, а именно, область к югу от Обулы.
 
По прошествии же времени, когда дружба надёжно связала его со многими немецкими князьями, он, подавив идолопоклонников и в известной мере истребив разбойников, когда имел в округе спокойствие, то, добившись мира, вместе с Патриссой, своей супругой, благоговейно служил Богу…

Когда он, удручённый старостью, начал уже дряхлеть, то честно увещевал свою жену о том, что обещал после своей смерти город Бранденбург маркграфу Адальберту.

Далее, поражённый и удручённый в течение некоторого времени лихорадкой, он честно, как мы надеемся, почил в Господе. Итак, его вдова, не забыв увещеваний, поскольку знала, что народ этой страны склонен к идолопоклонству, предпочла скорее передать землю немцам, чем и далее мириться с нечестивым идолопоклонством; пользуясь мудрым советом, она держала своего мёртвого супруга без погребения три дня, о чём никто, кроме самых доверенных людей, не знал, и, сообщив маркграфу Адальберту, которого тот назначил своим наследником, о случившемся, призвала его прийти и принять город.
 
Тот, спешно придя, согласно уговору, с сильным отрядом вооружённых людей, овладел городом Бранденбургом, как бы по праву наследования и, в соответствии с великолепием правителя, устроил названному покойнику пышные похороны при участии многих благородных людей.

Этот маркграф Адальберт, получив широкие возможности принимать решения, изгнал из города тех, кто погряз в преступном языческом разбое и был запятнан мерзостями идолопоклонства, и поручил охранять город воинственным мужам, немцам и славянам, которым особо доверял…



ГЕЛЬМОЛЬД (Славянская хроника)

О ПОБЕДЕ МСТИВОЯ

Однажды среди племен брежан и стодорян, а именно тех, которые населяют Гавельбург и Бранденбург, начались волнения.

Князь бодричей Генрих счел необходимым обратить против них оружие, чтобы дерзость двух племен случайно  не дала повода к восстанию всего востока.

И он отправился со своими, любезными ему, воинами с севера Эльбы  и, пройдя через славянскую землю, с великими трудностями достиг города Гавельбурга и осадил его.
И повелел он племени бодричей, чтобы они тоже вышли и приняли участие в осаде города. И затянулась осада на дни и месяцы.

Между тем дошло до Мстивоя, сына Генриха, что по соседству обитает какой-то народ, богатый всеми благами, что жители спокойны и не вызывают подозрения ни в каких смутах. А называются эти славяне лины, или линоги.
И, не посоветовавшись с отцом, он взял с собой 200 саксов и 300 славян, всех как на подбор, и отправился в двухдневный путь через лесные дебри, труднопроходимые реки и обширные болота.

И напали они на беззаботных и бесстрашных славян и, забрав у них громадную добычу и пленных, ушли нагруженные. И когда, торопясь вернуться, они пробирались по опасным болотам, жители окрестных мест, собравшись вместе, кинулись в бой, желая освободить пленных.

Те, что были с Мстивоем, увидев, что их окружает бесчисленное множество врагов и что придется путь прокладывать оружием, стали ободрять друг друга и, напрягши все силы, всё множество противников перебили острием меча, а кроме того, увели с собой в плен их князя и с победой, принеся огромную добычу, вернулись благополучно к Генриху и войску, которое держало осаду.

*
ПЕРВОЕ ОТПАДЕНИЕ СЛАВЯН ОТ ВЕРЫ ХРИСТОВОЙ

Славяне, одержав победу, разрушили мечом и огнем всю гамбургскую землю. Почти все штурмары и гользаты были или убиты или уведены в плен. Крепость Гамбург была разрушена до основания, и в насмешку над спасителем нашим даже кресты были изломаны язычниками.

В это же время неожиданным набегом славян до основания был разрушен Шлезвиг, который иначе называется Гейдебо, город за Эльбой, расположенный на границе Данского королевства, богатейший и многолюдный...

Герцог Ордульф в течение тех 12 лет, на которые он пережил отца, нередко и тщетно сражался против славян, но  не смог одержать победы и столь часто был побеждаем язычниками, что был осмеян даже своими.

Происходило это движение в славянской стране в 1066 г. от рождества Христова, на 8-м году правления Генриха IV. И опустела Альденбургская кафедра на 84 года.

*
После смерти Готшалка, мужа доброго и почитателя бога, княжество его перешло по праву наследования к сыну его Бутую.
Те, которые убили его отца, боясь, чтобы сын не стал когда-нибудь мстителем за смерть его, подстрекали народ к восстанию, говоря: "Не он должен господствовать над нами, но Крут, сын Грина. Ибо чем поможет нам то, что, стремясь к свободе, мы убили Готшалка, если он унаследует княжескую власть. Он еще больше будет нас притеснять, чем отец, и, пристав к народу саксонскому, навлечет на страну новые беды".

И тотчас же, сговорившись между собой, они возвели Крута на княжество, обойдя сыновей Готшалка, которым власть принадлежала по праву.
Младший из них, по имени Генрих, бежал в Данию, так как происходил из королевского рода данов. А старший, Бутуй, удалился к бардам, прося помощи у саксонских князей, которым отец его был всегда предан и верен.

Они, отплачивая благодарностью за дружественное отношение, начали ради него войну, и после многих утомительных походов восстановили его положение. Однако оно оставалось все время непрочным и не могло полностью укрепиться, так как, рожденный от христианина-отца и друг князей, он считался у своего народа предателем свободы.

Ибо после той победы, когда, убив прежде всего Готшалка, они разрушили нордальбингскую землю, славяне сбросили вооруженной рукой иго и с таким упорством старались отстоять свою свободу, что предпочитали лучше умирать, чем снова принимать христианство, и платить дани саксонским князьям.

Такое злополучие навлекла на саксов, конечно, их несчастная жадность.
Будучи до сих пор в расцвете сил, славясь частыми победами, они не признавали, что война — от господа и от него же победа, и обложили славянские народы, которые они войнами и соглашениями себе подчинили, столькими данями, что горькая необходимость побудила тех противиться божеским законам и игу князей.

За эту вину поплатился Ордульф, герцог саксонский, который в течение всего времени, на какое пережил отца, не смог, покинутый богом, ни одной победы одержать над славянами. И так случилось, что сыновья Готшалка, возлагая надежды свои на герцога, опирались, оказалось, на тростниковую, и притом, сломанную палку.

После смерти Ордульфа власть унаследовал сын его Магнус, рожденный от дочери данского короля. И тотчас же, с самого начала своего правления, он направил помыслы и силы на усмирение восстаний славян, к чему подстрекал его сын Готшалка, Бутуй.

Но они единодушно начали ему сопротивляться, руководимые Крутом, сыном Грина, который был враждебно настроен по отношению к христианству и герцогской власти.
И прежде всего они изгнали Бутуя из его страны и разрушили крепости, в которых он находил убежище. Видя, что его лишили княжеской власти, он бежал к герцогу Магнусу, который пребывал тогда в Люнебурге, и обратился к нему со следующими словами:

"Известно твоему сиятельству, величайший из мужей, как верно управлял всегда отец мой, Готшалк, к чести господа и деда твоего славянскими землями, не спуская им ничего, что по праву касалось служения богу и верности князьям. Я же, стараясь сравниться с отцом в покорности, верно и преданно содействовал всем распоряжениям князей, подвергая себя бесконечным опасностям, чтобы мне хоть одно пустое честное звание досталось, вам же плоды. Ни для кого не составляет тайны, какая награда постигла меня и отца моего, ибо у него жизнь, а у меня отечество отняли враги наши, враги, говорю, не только наши, но и твои.

Итак, если ты хочешь позаботиться о своей чести и о спасении твоих, тебе следует применить силу и оружие. Жребий наш достиг последнего предела, и надо спешить  раньше, чем двигающиеся вперед враги используют нордальбингскую землю".

*
В те дни, когда герцог находился в отсутствии, пришел Никлот, князь земли бодричей, к герцогине Клементии в Люнебург и стал громко жаловаться перед ней и друзьями герцога, что хижане и черезпеняне начали понемногу бунтовать и противиться даням, которые платят по обычаю.

И тогда были назначены граф Адольф с народом гользатов и штурмаров оказать поддержку Никлоту и подавить восстание непокорных. И граф выступил более чем с 2 тысячами избранных воинов. Никлот же тоже собрал войско из бодричей. И они отправились вместе в землю хижан и черезпенян и шли по неприятельской земле, уничтожая все огнем и мечом.

И разрушили знаменитое языческое святилище с идолами и другими заблуждениями. Жители, видя, что у них нет сил сопротивляться, откупились громадными деньгами и недостававшее в данях покрыли с избытком.

Тогда Никлот, обрадованный победой, выразил графу горячую признательность и, когда тот возвращался домой, проводил его до границы своей страны, проявляя самую тщательную заботу о его войске. И с того дня окрепла дружба между графом и Никлотом, и часто они сходились в Любеке или Травенемунде для беседы о благе обеих земель.

----------

Источники: с сайта "Восточная литература" - http://www.vostlit.info