Происхождение фамилий

Леонид Блохин
Происхождение фамилий
на примере двух сел Сергачского  уезда


   Мои родители  оба родом из сел, которые до революции входили в один Сергачский уезд Нижегородской губернии. Отец родился в селе Покров (ныне Гагинский район Нижегородской обл. ), а мать - в селе Старинское ( ныне Пильненский район Нижегородской обл.). Сергачский уезд был довольно обширным. Расстояние между селами примерно  70 км по прямой. И в том и в другом селе всегда было чисто русское население, хотя в окружении Покрова много деревень и сел с мордовским населением, а в окружении Старинского – с татарским, но никакого влияния на образования фамилий в селах этот фактор не оказал.

   Нужно сказать, что в Сергачском уезде в документах до позднего времени фамилии крестьян не писались. За исключением крестьян, забранных в рекруты. Все отставные солдаты в документах имеют фамилии.  В селе Покров фамилии появляются  только после 1872 года, а в селе Старинском и того позже. Но это не значит, что фамилий не существовало вовсе. Каждая семья знала свое родовое имя.

   Изучая архивные документы по обоим селам, я выявил одну закономерность происхождения фамилий. В селе Старинском практически все фамилии были образованы от мужских собственных имен, т.е. от имен родоначальников – Сидоровы, Кузьмины, Варламовы, Федотовы, Федосеевы. И очень редко от прозвищ, Хрулёва, например. Даже такие, казалось бы, необычные фамилии для этих мест, как Лупанов и Апполонов образованы от мужских имен Лупп и Апполон соответственно.
Фамилия Хрулёв образована от прозвища Хруль. Согласно одной из версий, в основу прозвища легло нарицательное «хруль», т.е. род широкого шила, плоский крюк для плетения лаптей. Скорее всего, это прозвище относится к так называемым «профессиональным» именованиям, содержащим указание на деятельность человека. Поэтому вполне вероятно, что основатель рода Хрулёвых был лапотником. Кроме того, Хрулём нередко называли человека маленького роста. Хруль, со временем получил фамилию Хрулёв.

   В селе Покров фамилии имеют очень широкое разнообразие.   Аляевы, Атопшевы, Блохины, Быстровы, Бубновы, Грязновы, Денисовы, Зобовы, Комаровы, Королёвы,  Курылёвы, Лонсковы, Орешкины, Пещеровы,  Пузанковы , Сухановы, Чеховы, Яшины.
Очень много фамилий, произошедших из явно прозвищных имен: Быстров (от прозвища Быстрой), Грязнов (Грязной), Пузанков (Пузанок). Конечно, много фамилий, произошедших от мужских собственных имен, таких как Денисовы, Яшины.

   Интересна история возникновения фамилии Атопшевы ( в старину Отопшевы). Историю ее возникновения мне рассказала  Лидия Алексеевна Блохина (Атопшева), которую она слышала от своего деда. Отопышками назывались стоптанные лапти. И семья, которая занималась восстановлением (ремонтом) стоптанных лаптей получила фамилию Отопшевых.

   Очень многовариантна история возникновения фамилии моей бабушки- Курылёвы. В селе существовало две похожие фамилии Королёвы и Курылёвы (в метрических книгах 19-го века иногда писали и «Корылёвы»). Я думаю, что это одна и та же фамилия, просто записана по-разному. Очень многое зависело от образования того дьячка, который записывал фамилии в метрическую книгу при рождении, бракосочетании и смерти. Он мог быть и очень образованным, а мог быть закончившим церковно-приходскую школу, или просто молодым.

 
   В метрических книгах за 1858 год впервые встречается фамилия отставного солдата Ивана Елисеевича Евстигнеева (ГАНО ф. 570, оп 559б, д.1653), а вот фамилия его деда Василия Федотовича в метрической книге 1852 года записано, видимо, на слух, как Стегнеев. Теперь становятся понятным разночтения в фамилиях.

   Так как фамилия записывалась на слух, то можно было увидеть большое разнообразие одной и той же фамилии. В нашем случае, можно сказать однозначно Королёв, Корылёв и Курылёв – одна и та же фамилия. А вот ее происхождение может быть различным.
 
   Возможно, что кто-то из предков моей бабушки носил прозвище Король и от него пошла фамилия. Но в «Арзамасских поместных актах» я  встретил прозвище Короуль, что означает, человек, который караулит, т.е. сторожит. Вполне возможно, что и от этого прозвища могла произойти фамилия Курылёв. Попробуйте произнесите вслух «Короулёв»! Теперь понятно?

   Фамилия Лонсковы совсем не так проста,  как кажется. В одной из метрических книг мне попалось написание этой фамилии, как Лонской, а это уже дворянская фамилия.
Вторая версия происхождения этой фамилии следущая: В тульских и воронежских говорах лан - поле. Таким образом, лановой, ланской по смыслу то же, что полевой. Еще ланской означает прошлогодний. 

                БЛОХИНЫ

Не менее интересна и запутана история возникновения в  селе Покров фамилии моих предков – Блохины.  Кстати, еще мои бабушка и дедушка говорили свою фамилию с ударением на втором слоге - БлохИны.

  Дело в том, что село Покров (тогда с. Покровское) в начале XVII века входило в Залесный стан Арзамасского уезда и располагалось за Засечной чертой, а точнее за ее Шатковскими воротами. На этой засечной черте с 1580-х годов несли службу дети боярские Блохины и получали поместья недалеко от своих мест службы.
Еще от бабушки я слышал фразу, что Блохины - люди служивые. Я думаю, что она повторяла эту фразу не один десяток раз, запомнив ее из своего девичества. Хотя, никто из Блохиных, кроме моего деда, до революции в армии не служил. Только совсем редких забирали в рекруты, но это было очень давно.

   Первая версия происхождения: К концу  XVII столетия Арзамасская засечная черта потеряла свое оборонное значение. Часть дворянских детей Блохиных были переведены на Атемарскую и Пезенскую засеку. Служивые люди нищали. Уже к 1650-м годам Блохины имели вотчины в Арзамасском уезде, не в них не было ни одного крестьянского двора. Землю некому было обрабатывать. Оставшимся в Арзамасском уезде Блохиным, чтобы прокормиться, ничего не оставалось делать, как взяться за соху. Уходили на свободные земли, в том числе и за засечную черту. Кто-то уходил в другую сторону от засеки, вглубь русской территории. Так, например, очень много Блохиных в д. Ковакса нынешнего Арзамасского района.
 
   Версия вторая: Мои предки-крепостные крестьяне одного из служивых людей- помещика Блохина (какого не знаю). Известно немало случаев, когда всем крестьянам одного помещика давали его фамилию. Может быть, это тот же случай.

   Так как, по моим исследованиям в Покрове фамилии стали писать в церковных метрических книгах, начиная с 1872 года, можно предположить, что фамилия у Блохиных была в обиходе, но не записывалась. Ранее писались только фамилии солдат, которые получили их в армии и привозили их в родные села и деревни. Это третья версия происхождения фамилии Блохины в Покрове. Может кто-то из моих предков, находясь на военной службе, некогда получил фамилию Блохин от прозвища Блоха?

   Но по записям в метрических книгах я выяснил, что мой предок Петр Прокофьевич (1821 г.р.) носил фамилию Блохин, так же, как его братья Филипп Прокофьевич (кстати, солдат), Григорий Прокофьевич и Иван Прокофьевич. Значит их отец, Прокофий Харитонович (1763 г.р.), тоже носил эту фамилию. Так, как достоверно известно что Прокофий Харитонович был крестьянином (про отставных солдат обязательно писалось в ревизских сказках), можно сделать вывод, что родовое имя – фамилия Блохины гораздо старше.

  И последняя, четвертая версия: Блохины это простая прозвищная фамилия, опять же от прозвища Блоха, названного так за непоседливость.

   Все версии имеют право на существование. Мне предстоит увлекательное занятие – выяснить правильность одной из версий, а возможно и совершенно другое толкование происхождения фамилии Блохиных в Покрове.