Баня

Леонид Синицкий
Перечитывал  в который раз  рассказ  Шукшина   «Алеша  Бесконвойный»,  в котором   герой  рассказа простой мужик   Алеша по прозвищу   Бесконвойный, в  субботу  топит баню, парится.  На фоне этого  простого сюжета   Шукшин раскрывает   жизнь, судьбу простого  русского человека, который  не ищет  смысл жизни  ( а есть ли у  ли жизни смысл?), не задумается о счастье, просто живет. 

 Мне никогда не удастся  достигнуть глубины  шукшинского   повествования  и я остановлюсь  на внешней стороне  этого явления русской жизни под названием  «баня».

 В «Толковом словаря  живого  Великорусского языка»  Владимира Даля  «Бане» посвящается  целая  страница.    Где описывается и устройство  бани,  и пословицы и поговорки   на эту тему.
 В третьем  издании Советского  энциклопедического словаря  упоминания  о бане   я не нашел и решил исправить эту недоработку  составителей  словаря, изложив  с  разных точек зрения: исторической , технической , социальной и прочих.
 
 Бани известны с давних пор, они занимали  значительное место в жизни жителей  Древнего  Рима,  продолжение свое  римские  бани имели  в виде турецких  бань. Останавливаться на этих банях не будем, а перейдем сразу к нашей родной русской бане.
Письменное упоминание  о банях  имеется  в записках иностранцев о Московии  шестнадцатого века.   Процесс  парения  был  принципе  тот же,  что и в наши дни,  изменились только технические средства.

 В баню   я начал  ходить с отцом, наверное, лет с десяти.  До этого процесс  помывки  всей семьи происходил  или дома, на  кухне в корыте, или  иногда ходили к своим  знакомым,  жившим в  коттедже,  где была ванна.

 У кого-то из французских авторов  начала  двадцатого века, я читал  описание процедуры помывки  всей семьи, достаточно зажиточной, как я понял.  Автор  описывает, как в определенные дни,  рабочие приносили  в квартиру  медную ванну, приносили воду, грели её. В одной воде  купалась вся семья, сначала  дети,  потом взрослые.  По окончании  помывки  рабочие уносили ванну  следующим желающим.
   Вспоминаю, что в детстве, живя в своем  доме без удобств,  мы мылись,  каждый в своей воде, несмотря на то,  что воду вначале приходилось возить издалека в  бочке на тачке с большими колесами.

   Баня  в нашем небольшом  городе  была не одна.  Ближайшая баня   находилась  недалеко от   нашего дома. Это было большое  двухэтажное здание,  в котором кроме  бани,  располагались парикмахерская и прачечная. Моечное отделение и парилка  были выложены  кафелем.  Очень редкое для пятидесятых годов  явление. 

  Тогда в парилках  общественных бань использовался влажный пар.   При банях  были котельные, откуда пар по трубам подавался   в парную.  Открывался  кран,  пар  с устрашающим шипением вырывался на волю, в белом тумане сидели,  стояли   голые  мужики  и колотили себя  вениками.

 Несмотря на  устрашающую обстановку, мне, по- видимому, эта процедура  понравилась.     В  дальнейшем  я стал посещать баню  и  без  отца.
 После бани  мы с отцом  иногда посещали парикмахерскую.   Мягкие руки  парикмахерши касались моей шей,   головы, стоял резкий запах  одеколона, касание   её  бедер  и  моих коленок  вызывали  новые  ощущения, которых не было при общении с нашими одноклассницами. 
 
  Будучи студентом,   я также посещал  иногда бани. Но это, можно сказать было  баловство, или просто гигиеническая процедура,  до бани  нужно дорасти морально и   эмоционально.

   Настоящим   любителем бани  я стал, когда работал  в   Забайкалье ( Глава  третья  Записок о времени).  В баню  ходил практически весь наш поселок.  Причиной тому было  отсутвие      горячего водоснабжения  в наших квартирах, а  различные    электрические  нагревательные  устройства, кроме кипятильников, тогда ещё были неизвестны.

Принадлежала  баня   геологической партии,  а  геологи   при минимальных  возможностях  всегда умеют достигнуть  максимального результата.    Баня  была деревянная  из круглого леса, как деревенская изба.    Всё там было,   как положено в бане, раздевалка, моечная   с душами, но главное, что это была  баня с сухим паром.  От топки, где горели березовые дрова,  нагревались  камни,  на которые и плескалась вода. Знатоки  бани  приносили  собственноручно  приготовленные  настои  и по парной плыли ароматы таежных трав. Сама парная была большая,   на  полке   стояли  широкие лавки.    Лег  на  лавку,  а твой напарник тебя тихонечко веничком по пояснице, потом  выше      до плеч,    поперек спины,  удары  веника всё  быстрее и сильнее, потом потихонечку,  ласково веником  вдоль позвоночника , потом опять крутая порка.  И так раза три.  Скорее под  холодный душ.  Вот  только в  снежку   редко  удавалось  поваляться,    мало его  в Забайкалье  выпадает.     А это  удовольствие, скажу  я вам, мало с чем сравнимое.  В тело  вонзаются  тысячи иголочек, но это не больно, с чем сравнить  это ощущение не знаю.

 (Полок – это такая возвышенность  в парной , или по современному  - подиум,  на  который  ведут  несколько ступенек,  ступени  могут быть широкими, и также использоваться  для  сидения парящимися.  Ударение   в слове   «полок»  делается  на  втором слоге.)

  В баню обычно ходили по  субботам, если  удавалось вернуться  с трассы пораньше, то в четверг. Особенно ценишь такие радости, когда  целый день на трассе,  на морозе.
 Здесь же хочу добавить о  бане таежной,  но скорее туристической таежной бане.
 На берегу звонкой таежной речки, на камнях  разводят большой  костер. После того, как костер прогорит,  на это  место  кладут лапник  сосны  или  ели и ставят палатку или натягивают полиэтиленовую пленку. Вот и вся  баня.
 
 В Красноярске,  баня была  обязательной  процедурой  в моем  недельном расписании.  Поскольку  город был на острие технического прогресса, то и каменка в парной там была электрическая.  Но дровяная  в Вознесеновке была значительно   лучше.  В те времена  приходилось  ездить  в командировки в Иркутскую область,  в Чуну и Вихоревку. Там  находились большие  лесоперебатывающие предприятия, которые  выпускали столярку, чуть ли не для всех предприятий  и городов  Средмаша  от Магадана  до Ленинграда. В командировке приходилось  быть до месяца, поэтому приходилось посещать  местные  бани.

   Публика  была в этих местах колоритная,  большинство   бывшие заключенные, и с немалыми сроками.  На груди портреты  Ленина,  Сталина, на коленях звезды  и другая  лагерная символика.      Отсидев  положенное, кто-то    оставался  в  поселках. Женились,  обзаводились хозяйством, по субботам  ходили в баню.   Парная была с мокрым  паром, из  котла.
 Спрашиваю  у местных  мужиков:
-  Не пойму вас, мужики. Живете  около леса, с топорами дружите,  чего  бы баньку на огороде  не поставить.  -
    Основная часть населения поселков  жила  в рубленных домах на два хозяина, при доме был большой участок .
Кто –нибудь  из мужиков  отвечает:
-  Не-е начальник.-  У них все кто с воли  -  все начальники.
-  Как мы привыкли  у хозяина, так и будем . –

  Жизнь в Молдавии,  была  безбанной , баня  в Фалештах  была, но посетил  я  её единственный раз.  Это как по Шукшину:  «Смех и грех! Там  как раз цыгане мылись. Они не мылись, а в основном  пиво пили.»

  Возвратившись  в Новосибирск,   обследовав  известные  и географически  наиболее  доступные  бани  по обе стороны   Оби,  я остановился  на «ефремовской»    бане, расположенной   на площади Ефремова. 

 Эта баня была  наиболее близкая к моему дому, наиболее просторная и удобная. Народу, в те времена,   было многовато,  приходилось стоять в очереди.  Но отношения  были  дружескими,   баню посещали   в большей части  работники окрестных  машиностроительных   заводов, выпускавших  уникальное оборудование.   Есть определенная зависимость,  между  уровнем  сложности  продукции выпускаемой предприятием   и  уровнем  культуры   работников предприятия.  Так что народ в бане собирается  интересный.  Да плохие люди, как правило,  в баню не ходят

 Здание бани  строили пленные немцы. В   просторном   холле, ещё и сейчас  висит картина  размером   четыре на два метра, написанная,   наверное,  в году  шестьдесят третьем  - шестьдесят пятом.  На  пляже на Обском  море  компания   молодых людей :  парни в плавках  с тесемочками, девушки в купальниках с оборочками.

  Когда   прихожу в баню,   смотрю на картину с некоторой грустью:  когда  я  в первый  раз пришел  в эту баню, был  таким же молодым, как ребята на картине.  Я при  этой  картине  жил,  матерел, а теперь  старею,     а ребята  на картине всё молодые.

  В  общественную   баню  я хожу,  как правило, с конца   октября, когда кончается дачный сезон. А летом на даче у меня своя баня. Да и дача, скорее всего, мне нужна ради  бани.
 Но это уже другая история.

Так, что друзья  с «Легким паром»!