Перечитывал в который раз рассказ Шукшина «Алеша Бесконвойный», в котором герой рассказа простой мужик Алеша по прозвищу Бесконвойный, в субботу топит баню, парится. На фоне этого простого сюжета Шукшин раскрывает жизнь, судьбу простого русского человека, который не ищет смысл жизни ( а есть ли у ли жизни смысл?), не задумается о счастье, просто живет.
Мне никогда не удастся достигнуть глубины шукшинского повествования и я остановлюсь на внешней стороне этого явления русской жизни под названием «баня».
В «Толковом словаря живого Великорусского языка» Владимира Даля «Бане» посвящается целая страница. Где описывается и устройство бани, и пословицы и поговорки на эту тему.
В третьем издании Советского энциклопедического словаря упоминания о бане я не нашел и решил исправить эту недоработку составителей словаря, изложив с разных точек зрения: исторической , технической , социальной и прочих.
Бани известны с давних пор, они занимали значительное место в жизни жителей Древнего Рима, продолжение свое римские бани имели в виде турецких бань. Останавливаться на этих банях не будем, а перейдем сразу к нашей родной русской бане.
Письменное упоминание о банях имеется в записках иностранцев о Московии шестнадцатого века. Процесс парения был принципе тот же, что и в наши дни, изменились только технические средства.
В баню я начал ходить с отцом, наверное, лет с десяти. До этого процесс помывки всей семьи происходил или дома, на кухне в корыте, или иногда ходили к своим знакомым, жившим в коттедже, где была ванна.
У кого-то из французских авторов начала двадцатого века, я читал описание процедуры помывки всей семьи, достаточно зажиточной, как я понял. Автор описывает, как в определенные дни, рабочие приносили в квартиру медную ванну, приносили воду, грели её. В одной воде купалась вся семья, сначала дети, потом взрослые. По окончании помывки рабочие уносили ванну следующим желающим.
Вспоминаю, что в детстве, живя в своем доме без удобств, мы мылись, каждый в своей воде, несмотря на то, что воду вначале приходилось возить издалека в бочке на тачке с большими колесами.
Баня в нашем небольшом городе была не одна. Ближайшая баня находилась недалеко от нашего дома. Это было большое двухэтажное здание, в котором кроме бани, располагались парикмахерская и прачечная. Моечное отделение и парилка были выложены кафелем. Очень редкое для пятидесятых годов явление.
Тогда в парилках общественных бань использовался влажный пар. При банях были котельные, откуда пар по трубам подавался в парную. Открывался кран, пар с устрашающим шипением вырывался на волю, в белом тумане сидели, стояли голые мужики и колотили себя вениками.
Несмотря на устрашающую обстановку, мне, по- видимому, эта процедура понравилась. В дальнейшем я стал посещать баню и без отца.
После бани мы с отцом иногда посещали парикмахерскую. Мягкие руки парикмахерши касались моей шей, головы, стоял резкий запах одеколона, касание её бедер и моих коленок вызывали новые ощущения, которых не было при общении с нашими одноклассницами.
Будучи студентом, я также посещал иногда бани. Но это, можно сказать было баловство, или просто гигиеническая процедура, до бани нужно дорасти морально и эмоционально.
Настоящим любителем бани я стал, когда работал в Забайкалье ( Глава третья Записок о времени). В баню ходил практически весь наш поселок. Причиной тому было отсутвие горячего водоснабжения в наших квартирах, а различные электрические нагревательные устройства, кроме кипятильников, тогда ещё были неизвестны.
Принадлежала баня геологической партии, а геологи при минимальных возможностях всегда умеют достигнуть максимального результата. Баня была деревянная из круглого леса, как деревенская изба. Всё там было, как положено в бане, раздевалка, моечная с душами, но главное, что это была баня с сухим паром. От топки, где горели березовые дрова, нагревались камни, на которые и плескалась вода. Знатоки бани приносили собственноручно приготовленные настои и по парной плыли ароматы таежных трав. Сама парная была большая, на полке стояли широкие лавки. Лег на лавку, а твой напарник тебя тихонечко веничком по пояснице, потом выше до плеч, поперек спины, удары веника всё быстрее и сильнее, потом потихонечку, ласково веником вдоль позвоночника , потом опять крутая порка. И так раза три. Скорее под холодный душ. Вот только в снежку редко удавалось поваляться, мало его в Забайкалье выпадает. А это удовольствие, скажу я вам, мало с чем сравнимое. В тело вонзаются тысячи иголочек, но это не больно, с чем сравнить это ощущение не знаю.
(Полок – это такая возвышенность в парной , или по современному - подиум, на который ведут несколько ступенек, ступени могут быть широкими, и также использоваться для сидения парящимися. Ударение в слове «полок» делается на втором слоге.)
В баню обычно ходили по субботам, если удавалось вернуться с трассы пораньше, то в четверг. Особенно ценишь такие радости, когда целый день на трассе, на морозе.
Здесь же хочу добавить о бане таежной, но скорее туристической таежной бане.
На берегу звонкой таежной речки, на камнях разводят большой костер. После того, как костер прогорит, на это место кладут лапник сосны или ели и ставят палатку или натягивают полиэтиленовую пленку. Вот и вся баня.
В Красноярске, баня была обязательной процедурой в моем недельном расписании. Поскольку город был на острие технического прогресса, то и каменка в парной там была электрическая. Но дровяная в Вознесеновке была значительно лучше. В те времена приходилось ездить в командировки в Иркутскую область, в Чуну и Вихоревку. Там находились большие лесоперебатывающие предприятия, которые выпускали столярку, чуть ли не для всех предприятий и городов Средмаша от Магадана до Ленинграда. В командировке приходилось быть до месяца, поэтому приходилось посещать местные бани.
Публика была в этих местах колоритная, большинство бывшие заключенные, и с немалыми сроками. На груди портреты Ленина, Сталина, на коленях звезды и другая лагерная символика. Отсидев положенное, кто-то оставался в поселках. Женились, обзаводились хозяйством, по субботам ходили в баню. Парная была с мокрым паром, из котла.
Спрашиваю у местных мужиков:
- Не пойму вас, мужики. Живете около леса, с топорами дружите, чего бы баньку на огороде не поставить. -
Основная часть населения поселков жила в рубленных домах на два хозяина, при доме был большой участок .
Кто –нибудь из мужиков отвечает:
- Не-е начальник.- У них все кто с воли - все начальники.
- Как мы привыкли у хозяина, так и будем . –
Жизнь в Молдавии, была безбанной , баня в Фалештах была, но посетил я её единственный раз. Это как по Шукшину: «Смех и грех! Там как раз цыгане мылись. Они не мылись, а в основном пиво пили.»
Возвратившись в Новосибирск, обследовав известные и географически наиболее доступные бани по обе стороны Оби, я остановился на «ефремовской» бане, расположенной на площади Ефремова.
Эта баня была наиболее близкая к моему дому, наиболее просторная и удобная. Народу, в те времена, было многовато, приходилось стоять в очереди. Но отношения были дружескими, баню посещали в большей части работники окрестных машиностроительных заводов, выпускавших уникальное оборудование. Есть определенная зависимость, между уровнем сложности продукции выпускаемой предприятием и уровнем культуры работников предприятия. Так что народ в бане собирается интересный. Да плохие люди, как правило, в баню не ходят
Здание бани строили пленные немцы. В просторном холле, ещё и сейчас висит картина размером четыре на два метра, написанная, наверное, в году шестьдесят третьем - шестьдесят пятом. На пляже на Обском море компания молодых людей : парни в плавках с тесемочками, девушки в купальниках с оборочками.
Когда прихожу в баню, смотрю на картину с некоторой грустью: когда я в первый раз пришел в эту баню, был таким же молодым, как ребята на картине. Я при этой картине жил, матерел, а теперь старею, а ребята на картине всё молодые.
В общественную баню я хожу, как правило, с конца октября, когда кончается дачный сезон. А летом на даче у меня своя баня. Да и дача, скорее всего, мне нужна ради бани.
Но это уже другая история.
Так, что друзья с «Легким паром»!