7 ж из книги Не расстанусь с комсомолом

Павел Краснощеков
7 ж из книги Не расстанусь с КОМСОМОЛОМ П.Краснощеков

                2. Шура Силаева о своём детстве
                и начальной школе
   Родилась я в 1940 году в Караваинке, когда отец в 1941 году ушёл на фронт, мама сразу переехала жить в Быково к своей матери, моей бабушке. Она была передовой работницей в овощеводческой бригаде, её посылали в Москву на сельскохозяйственную выставку, там её наградили отрезом на платье. Это был в то время очень дорогой подарок, она так не сшила себе платье, всё берегла. Подарила его мне на выпускной, когда я окончила седьмой класс, это был для меня действительно «царский» подарок.

    Мы жили рядом с Волгой, поэтому моё детство связано с Волгой, с поймой. Сначала с мамой, а затем с гурьбой мальчишек и девчонок  с нашей улицы ходили в лес за грибами, луком, щавелем. А когда после половодья Волги, вода сходила из поймы, образовывались десятки озерков, из них потом вытекали ручейки, по которым уходила после нереста рыба: окуни, караси, иногда бывали берши и щуки. Мы их ловили просто руками, майками, своими детскими платьицами. Ребята постарше ловили рыбу с берега Волги закидушками чехонь, случалось, что ловили и стерлядь, сомят. Рыбы тогда в нашей Волге было много, её хватало всем. Очень хочется сказать нашей Волге «спасибо», за то, что спасала нас от голода в то тяжёлое время.

   Запомнилась  мне из детства зимняя Волга, это нагромождения льда и мы играли там – это были у нас сказочные дворцы, при солнечной погоде было очень красиво.
Летом мы ходили со взрослыми в лес там собирали ежевику, ели её и наши физиономии становились фиолетовыми от ежевичного сока. После этого шли отмываться на косу, это от Быково вверх по течению Волги, течением намывало песок неровно, были глубокие ямы, там всё время стояла вода. Летом она сильно прогревалась, и мы дети купались в них. Здесь же на косе мы собирали яйца чаек и на горячем песке варили, он к обеду прогревался очень сильно, наши босые ноги не терпели этого жара.

    Весной за селом расцветали тюльпаны, они были жёлтые, красные, белые, розовые, их было просто море – это было сказочно красиво. Летом, ближе к осени на лугах в озерках мы вытаскивали корни чакана, дома их очищали и сушили, часть их съедали, а остальные мама перемалывала и добавляла в муку.  Из этой смеси мама делала тесто и выпекала на поду в печке, о-о-о, каким же он нам казался вкусным этот черный душистый военный хлеб.
Вспоминается, как в военное время нас мамы посылали в очередь за хлебом, с нами обязательно в очередь шёл кто-то из взрослых, ходили очень рано.  Хлеба было мало, мама всегда делила его на кусочки, на утро, обед и вечер. Я свой хлеб никогда не ела за столом, выходила на улицу и там его сосала, как конфетку. Белый хлеб появился у нас в Быково только 1953 году.

    Наконец, кончилась война. Отец прислал письмо, что возвращается домой. Однажды мы с девочками играли в мяч, в «пристеночек», вдруг вижу, по улице из-за угла идёт военный, в скатке скрученная шинель, на плече военная сумка. Я кинулась к нему:
- Папка, мой папка приехал! – Он подхватил на руки.
- Шурочка, Шура, какая ты уже большая выросла!
- Папка, ты фрицев всех перебил?
- Всех перебили, ни одного фашиста не оставили, теперь они нас не будут беспокоить.
Так и донёс меня на руках до дома,  как же я была тогда счастлива!

   В начальную школу я пошла в семь лет, в 1947 году, наша школа называлась «хохлацкая», потому что раньше в Быково ещё до революции   было две общины: великороссы и малороссы, то есть хохлы, мы учились в их школе. Моей учительницей была Антонина Дмитриевна Квитко, кроме неё ещё учителями были Александра Григорьевна Дерябина, Нила Пантелеевна Молоканова и Вера Ивановна Коноваленко. На всю жизнь мне запомнились праздники, которые устраивали нам учителя к новому году, мы шили костюмы из марли, делали украшения из крашеной бумаги, разыгрывали инсценировки. Для нас это была сказка, за которую я благодарна своим учителям всю жизнь!
            *             *           *

Продолжение в 7 з