Игорь Тальков – музыкант, автор песен, поэт и киноактёр. Наверное, каждому русскому человеку известно это имя. Имя, которое стало знаменем сложной эпохи перестройки, времени перемен. Однако и по сей день его творчество во многом остается актуальным, ибо оно пробуждает в нас историческую память о том, что русские – духовная нация с великим прошлым.
Кажется естественным, что такой человек родился в семье репрессированных, а род Тальковых принадлежал дворянскому сословию. Отец - Владимир Максимович Тальков и мать - Ольга Юрьевна Талькова (по происхождению немка) познакомились в месте заключения - посёлок в районе Кемеровской области. После реабилитации семья была отправлена для дальнейшего проживания в город Щёкино Тульской области с запретом на другое место жительства.
Игорь начал писать стихи еще в раннем детстве, проявлял большой интерес к гуманитарным наукам – истории, литературе, географии. Окончил музыкальную школу по классу баяна, а игру на фортепиано, гитаре и скрипке освоил самостоятельно. Помимо музыкально-поэтической направленности Игорь проявлял большой интерес к актерскому искусству, и даже поступал в театральное училище Москвы.
В 70-х годах Тальков активно пишет песни, работает барабанщиком, гитаристом и клавишником в разных группах. Позже сотрудничает с группами «Апрель», «Калейдоскоп», «Вечное движение», делает аранжировки многим известным группам. В 1986 году Игорь приходит в группу композитора Давида Тухманова «Электроклуб». Однако подобная деятельность не представляла возможности в полной мере раскрыть свой творческий потенциал и реализовать себя, как автора-исполнителя, которому есть, что сказать людям.
Впервые заявить о себе удалось в 1987 году, когда была исполнена лирическая песня Давида Тухманова (слова Леонида Фадеева) «Чистые пруды» на Всесоюзном конкурсе «Песня года». Спетая невероятно чувственно, с нежной сентиментальной горечью, она принесла настоящий успех некогда безызвестному музыканту. Вскоре лирическое амплуа сменилось, на сцену выходил уже не романтический герой, а народный глашатай, правдоруб, побуждающий своим острым, злободневным творчеством мыслить и верить.
В 1988 году Тальков создал собственный ансамбль «Спасательный круг». В которую вошли гитаристы Геннадий Берков и Игорь Хомич, клавишники Юрий Кузьменков и Андрей Гуляев, ударник Игорь Джавад-Заде, бас-гитарист Марк Генкин, саксофонист Игорь Кружалин, Виктор Горбунов и Виктор Колмыков – медная группа. В 1989 году была написана песня «Спасательный круг», которую Тальков посвятил своей группе:
«Спасательный круг, я вдыхал в тебя труды многих лет,
Говорят, что я крамольный поэт,
Пусть говорят, Бог им судья.
Придут времена, и подует освежающий бриз,
И оценят наш сегодняшний риск
Наши друзья, наши друзья…»
Это было очень плодотворное время, к 1989 году было написано более двухсот песен. После трансляции песни «Россия» по первому каналу телевидения в программе «До и после полуночи» пришел ошеломительный успех, гастроли не прекращались. Вместе с тем Тальков получил предложение сняться в кино от кинорежиссера Алексея Салтыкова, и в 1991 году выходит фильм «Князь Серебрянный» в главной роли с Игорем Тальковым. Уже во время работы над «Князем серебряным» пришло предложение от режиссера Николая Самбулы сняться в фильме «За последней чертой».
В это время группа «Спасательный круг» активно гастролирует по стране с программой, состоящей из двух частей: песни гражданского содержания и лирические. Усложнилась программа, теперь это эпатирующее театрализованное представление «Суд», на котором судят советских вождей, начиная с 1917 года. Тальков выходит на сцену в форме белогвардейца, царского офицера и казалось, что он вестник дореволюционной России, погибшей и утраченной навек. Он – прямой потомок русского офицера и в его глазах, наполненных искренней болью читается, что уже ничего невозможно исправить, но можно вспомнить кто мы, он пробуждает в людях национальное самосознание, историческую память, стертую советской идеологией. Для этой задачи используются различные способы – музыка, поэзия, театрализация, краткие экскурсы в подлинную историю нашего государства. Все это создает неповторимую атмосферу, ошеломляющую своей искренностью, жестокой правдой, с которой начнется новое возрождение России. В песне «Россия» он обращается к своей Великой Родине:
«Листая старую тетрадь
Расстрелянного генерала,
Я тщетно силился понять
как ты смогла себя отдать
На растерзание вандалам?...»
«Зрители очень часто говорили, что он создает удивительно достоверный образ офицера белой армии. Его достойная, истинно мужская манера держаться на сцене, скупые, но удивительно красивые жесты, одухотворенное лицо, интеллигентность, всегда печальные, умные глаза, - все это, вместе взятое, убеждало зрителя в том, что перед ними не артист в соответствующем костюме, а подлинный белый офицер, чудесным образом перенесенный из того времени в наше. Поэтому зритель абсолютно верил ему, ловил каждое слово, был готов думать, анализировать и делать выводы вместе с ним», пишет в своей статье «Память России – группа «Спасательный круг» старший брат певца Владимир Тальков.
Нечто трагическое есть и в самом лице Игоря, на всех фотографиях он не улыбается, он знает свою судьбу наперед и принимает ее, он готов пожертвовать жизнью во имя правды и любви к своему народу.
На сегодняшний день много противоречивых суждений о творчестве Талькова, многие обвиняют его в некоторой «плакатности», в чрезмерной прямолинейности и доступности, но как по-другому, если нужно, просто необходимо достучаться до масс? «Народ наш, - говорил музыкант, - забитый и затюканный, необходимо будить, будить во что бы то ни стало». Игоря Талькова нельзя поместить в рамки и воспринимать исключительно как музыканта, он прежде всего народный глашатай, бард, напомнивший всем об истинных ценностях русского человека, он первый после долгого времени безбожия стал петь со сцены о Боге… Он твердо верит, что Русь воспрянет, воскреснет:
Я пророчить не берусь,
но точно знаю, что вернусь,
пусть даже через сто веков
в страну не дураков,
а гениев…
Игорь Тальков – настоящий герой своего времени, воин света, и искусство – его оружие против колдовского заклятья Великой Руси.