Подарок к юбилею

Жанна Светлова
В начале декабря шеф нашего управления должен был праздновать свой юбилей. Несмотря на солидность числа прожитых лет, юбиляр возжелал отметить эту дату с особой помпой. Коллектив был, конечно, «за». Как водится, мы собрали деньги на покупку подарка и закономерно считали, что на этом наши хлопоты, связанные с праздником, закончены. Однако мы, а конкретнее я и еще двое товарищей, ошибались. В тройку этих несчастных угодила я - Мария Николаевна и два моих коллеги: Владимир Львович и Александр Афанасьевич. Буквально за пару дней до юбилея, шеф попросил меня зайти к нему в кабинет.
- Мария Николаевна, я хочу попросить Вас о помощи, проговорил он.
- Я вся внимание, Евгений Петрович, - ответила я.
- Маша, - перейдя на дружескую волну, начал Евгений Петрович, или как мы его называли раньше, Жека, - у меня возникли некоторые осложнения с празднованием  юбилея.
Я удивленно подняла брови.
- Понимаешь, - продолжал он, - наш главный, - он указал пальцем в потолок, - возжелал меня осчастливить своим присутствием на мероприятии, причем вместе со своей супругой.
- С Люськой что ли? - не удержалась я от возгласа.
- Ну не с Анной же! - ответил шеф. - Зачем ему ходить на банкеты со старой женой? - резонно добавил он.
Здесь следует на минуту отвлечься от нашей беседы с шефом и дать некоторые пояснения читателю. Наш самый главный Босс, он же Валерий Аркадьевич Кумиров, был женат на Анне Германовне Заводской, работавшей так же в нашем учреждении и оставшейся в нем на прежнем месте после бегства неверного супруга к сотруднице нашего управления Людмиле, ловкой молодой даме, сумевшей окрутить Босса буквально в течение месяца. Сразу после бракосочетания Валерий Аркадьевич перевел молодую жену, несмотря на все ее протесты, в другое ведомство, проявив поистине мужскую волю и настойчивость, заявив:
- Двух жен в одной организации, работающих у меня под боком, я просто не потяну!
С тех пор минуло более десяти лет, и мы уже забыли то ошеломляющее впечатление, которое произвела эта рокировка, исполненная нашим уважаемым Боссом. И вдруг теперь Людмила настояла на том, чтобы супруг почтил вниманием ее бывшего начальника непременно в ее присутствии.
-Понимаешь, Машунь, - продолжил Жека, - накрывать стол в нашей столовой в такой ситуации, будет не очень прилично. Я подумал, что можно снять зал в кафе напротив. Но я совершенно не представляю, как это практически осуществить. Машенька, - задушевно пропел Жека, - помоги мне, пожалуйста, устроить все на самом высшем уровне.
- Но у меня срочная работа! Кроме того, встреча с представителями министерства. На носу конференция. Нет, я не могу, - пыталась отбрыкиваться я.
- Я попрошу Владимира Львовича и Александра Афанасьевича помочь тебе и по работе и с организацией юбилея, - заверил меня шеф. - Но ты проследи, чтобы все было как надо, и я буду спокоен.
Я вся кипела внутри. Этого мне только не хватало! Да и не занималась я ничем подобным никогда. Почувствовав мое явное нежелание участвовать в решении этой проблемы, Жека положил свою руку на мою и, погладив ее, взмолился:
- Ну, Машенька, дружок, ну кого я еще могу попросить? Мы ведь столько лет работаем вместе!
- Да хоть Владимира Львовича! - воскликнула я.
- Маш, ну ты что, не знаешь Володьку? Он, конечно, сэкономит, но все будет таким убогим!
- Ну, пусть Саша, извиняюсь, Александр Афанасьевич, возьмется! Они все-таки мужики! Ну, не могу я этим заниматься, - взмолилась я.
- Эти мужики будут в твоем полном распоряжении, - настаивал шеф.
Сказать, что я была расстроена, выйдя от шефа, значит не сказать ничего! Я была просто убита этим поручением. Но два моих помощника, два профессора под моим чутким руководством организовали потрясающий банкет. Много добрых слов было сказано в адрес шефа, много сделано подарков. Главный Босс был просто в ударе и сыпал комплименты направо и налево, и под конец банкета они с женой (кто бы мог подумать - жена Босса!) преподнесли Евгению Петровичу свой необыкновенный подарок: картину неизвестного художника с унылым пейзажем и каким-то стариком-колдуном, смешивающим содержимое нескольких пробирок. Все присутствующие были несколько озадачены таким сюжетом картины, но Люська (для нас она так и осталась Люськой, несмотря на свое теперь высокое положение) заявила, что изображенный на картине старец готовит напиток счастья и долголетия. И вот именно этого они с мужем и желают юбиляру!
Евгений Петрович поблагодарил дарящих и пообещал повесть картину на самом видном месте в своем доме и всегда любоваться ею. В ответ Босс пообещал навестить именинника и убедиться в исполнении обещанного. Затем шеф поблагодарил устроителей банкета и всех присутствующих, пожелав, как можно чаще встречаться с коллегами в неформальной обстановке. Банкет закончился, и я с облегчением вздохнула, сбросив с плеч неприятные для меня хлопоты.
Прошло около трех месяцев после банкета. Шеф сильно похудел и все время ходил мрачный и чем-то озабоченный. Но я считала, что при его рабочей нагрузке он, видимо, сильно устает, и не придавала его виду особого значения.
Однажды придя домой и быстро приготовив ужин для своих домочадцев, я уселась передохнуть от домашних забот в кресло с книгой в руках, как тут же раздался звонок телефона. Я с большим неудовольствием подняла трубку. Звонила жена Евгения Петровича, Галя, с которой мы были в дружеских отношениях, нечасто, однако, обременяя друг друга телефонными разговорами.
-Машунь, привет! - сказала Галина. - Я тебя не оторвала от дел?
-Нет, - ответила я. - Минут двадцать я в твоем распоряжении, - сразу ограничила я продолжительность разговора.
- А что будет через двадцать минут? - поинтересовалась шефиня. - Но я не успела ответить, так как она заявила, - ладно, уложусь в отведенное время, ваша светлость!
- Ну, давай! - позволила «моя светлость».
- Скажи мне, только честно, Маша, тебе понравилась картина, которую Босс со «своей» подарили Жене?
- Нет, - честно ответила я.
- А почему? - заинтересовалась Галина.
- А что там, собственно, может понравиться? Я, конечно, не знаток живописи, но мне больше по душе пейзажи, натюрморты.
- Вот именно! - одобрила мой вкус жена шефа. - Зачем «этой» нужно было дарить Жене портрет какого-то колдуна?
- Не знаю! Может у нее вкус такой и ей эта картина очень нравится?
- Черта с два! - заявила моя собеседница. Эту картину она подарила с каким-то недобрым умыслом.
- С чего это ты так решила? - опешила я.
- Ты не поверишь, но эта картина меня удручает. Она несет нам страшную беду, чует мое сердце!
- Да ладно тебе, не нагнетай обстановку! - старалась я успокоить Галю. - Сними ее, раз она тебя так нервирует, и не выдумывай всякую ерунду.
- Я и не выдумываю, но факты упрямая вещь! Женя просто на глазах тает, ходит ужасно подавленный, стонет ночами, или встает и идет в зал, ложится там на диван под картину, и через полчаса мы имеем сердечный приступ. Уже дважды неотложку вызывала.
Позавчера привела я к нам со школы внука, веселенького, здоровенького. Уложила спать на злосчастном диване. Ночью - температура сорок, рвота, все болит! Забрала его к себе в кровать, напоила молоком с медом. Через двадцать минут - температура нормальная, ничего не болит, чувствует себя прекрасно!
- Послушай, - сказала я. - Если ты уверена, что картина несет вам беду, почему не выбросишь ее ко всем чертям, и дело с концом.
- Так в том то и дело, что Женя не разрешает мне ее трогать. Он, видите ли, обещал Боссу повесить ее на самое видное место, на самое лучшее в доме.
- Объясни ему, что самое лучшее место для этого произведения - помойка, и отнеси ее туда.
- Ты знаешь, - сказала Галя, - я до нее дотрагиваться боюсь. Я тут со зла взяла и ткнула ее ножом, а теперь у меня рука сохнет.
- Как сохнет? - ужаснулась я.
- Как плеть! - ответила она.
- Что же делать? - заволновалась я.
- Не знаю! - заплакала Галя. - Поверь мне, эта картина погубит всю нашу семью. Я хотела ее завесить, так Женя орал на меня, что я просто спятила и несу полный бред. Машунь, поговори с Ириной. Она Люськина подруга, может, что знает.
- Мне что, ей рассказать про весь этот кошмар? Не вижу ничего в этом разумного!
- Нет. Рассказывать не надо, но расспроси ее осторожненько, может она что-либо знает про эту картину.
Я пообещала, но, обеспокоенная происходящим, попросила Галю никого к картине не допускать и не ложиться под нее.
- Да я стараюсь! - устало ответила она.
Утром, я как бы мимоходом заглянула в ассистентскую и спросила, не идет ли кто в буфет со мной чайку попить. Ирина тут же присоединилась ко мне. Мы набрали только что испеченных пирожков, взяли большой чайник чая и уселись за стол. Разговор долго вертелся вокруг погоды и наших болячек. Мне это уже начало надоедать, и я сообщила, что на выходных ходили всей семьей в Третьяковку, получили огромное удовольствие.
- Кстати, Ирина, - сказала я. - Не помню, что за картину подарил Босс нашему шефу. Ты не знаешь, кто автор и как она называется?
- Картина эта без автора и названия, - засмеялась Ира.
- Как так может быть? - удивилась я.
- Д а очень просто! Люська как-то уговорила меня поехать с ней к гадалке. Ну, я и поехала. Мне всегда все интересно. А у Люськи тогда, помнишь, неприятности сыпались мешками. Взятку ей шили, в психушку она ложилась, ну и все такое.
- Что-то припоминаю, - соврала я, хотя подобные дрязги обычно проходят мимо моих ушей.
- Ну вот, - продолжила моя собеседница. Приехали мы к этой ведьме. Я, естественно, к ней не пошла, а осталась ждать Люську. Мне было интересно, что эта ведьма Люське напророчит. Ждать пришлось очень долго. Наконец, Люська появилась, вся такая вдохновленная и с этой картиной в руках. Я тогда просто обалдела. «Ты что хочешь тащить этот хлам через весь город?» - спросила я ее на лестнице.
«Это талисман моего счастья! - заявила мне Люська. Через месяц вся моя жизнь изменится», - радостно сообщила она. Я еще усмехнулась про себя и подумала: «как же, держи карман шире!» Но, как ни странно, ведьма ей здорово помогла, превзошла даже Люськины ожидания. Короче, именно, через месяц Люська вышла замуж за нашего Босса.
- Ничего не понимаю, - удивилась я. - Зачем же свой талисман счастья, тем более такой действенный, отдавать кому-то?
- Я и сама теряюсь в догадках, - поддакнула мне Ирина. - Но может быть этот талисман через какое-то время нужно передать под любым предлогом своему врагу, - предположила она.
- Врагу? Но при чем здесь наш Жека?
- Так он и есть Люськин заклятый враг! Знала бы ты, как она тогда его проклинала!
- О чем это ты говоришь? - Моему удивлению не было конца.
- Ой! Я забыла, что ты не в теме! Случилось это все еще до твоего прихода в наше ведомство. Сейчас я тебе поведаю эту душераздирающую историю. Но ни кому ни слова! - она приложила палец к губам.
- Само собой! - заверила я.
- Началось все с того, что Женька был назначен научным руководителем Люськи. Она тогда пыталась писать кандидатскую диссертацию. Сама она ее написать, естественно, не могла, и ей нужен был помощник, который бы сделал это за нее. Такое счастье выпало нашему уважаемому Жеке. Люська затянула его к себе домой, чтобы поближе, так сказать, познакомиться, ну и все обставила надлежащим образом. Он увлекся ей до того, что снял квартиру на Полянке, и они там писали диссертацию вместе!
Ирина засмеялась.
- Однако счастье было очень недолгим. Женькина жена откуда-то узнала, проследила за своим благоверным и застукала их прямо на месте преступления. Пожаловалась в Обком. Был дикий скандал. Женьку вернули в семью и понизили в должности. Люська в Обкоме клялась, что он ее чуть ли не насильно принудил к сожительству, что постоянно совершал над ней насильственные действия. В результате, Женька устроил ей полный провал с диссертацией. Сама же она, как ты понимаешь, ничего написать не может. Женьке через полгода все простили, опять назначили на старую должность, а она осталась не только с носом, но чуть не угодила за решетку, если бы ни эта колдунья. Причем на взятке ее поймали, я думаю, по Женькиной наводке. Если бы не Босс, женившийся на ней так неожиданно, сидела бы Люська, как миленькая.
Я была просто шокирована всем услышанным.
- Все-таки я не понимаю, с какой целью Люська могла подарить свой талисман Жеке?
- Я думаю, - сказала Ира, - что при получении картины колдунья оговорила ей срок, в течение которого талисман может действовать, а затем от него следовало избавиться, вернее, передать в руки своего врага. Но это лишь мои предположения, - добавила Ирина.
Я задумалась. То, что мне поведала бывшая Люськина подруга, объясняло всю историю с картиной, но не давало ответа, как спасти семью Евгения Петровича от несчастий.
- И как же нам спасти семью шефа от беды? - задала я вопрос Ирине. - Ведь он очень изменился, выглядит просто стариком.
- Я это давно заметила, - призналась Ира. - Подарок Людмилы меня тогда просто ошарашил.
Здесь следует заметить, что, выйдя замуж за Валерия Аркадьевича, Людмила порвала все отношения с подругой и та в душе, видимо, была задета, обижена даже таким отношением к себе. Именно поэтому, мне кажется, расчетливая и хитрая Ирина внезапно разоткровенничалась со мной, несмотря на то, что никаких особых проявлений дружбы между нами никогда не существовало.
Действительно, уход Босса из семьи, женитьба его на Люське было невероятным событием, поразившим всю общественность, как гром среди ясного неба. Об этом судачили на всех углах нашего ведомства. Мне даже казалось, что и сам Босс был как под гипнозом и не отдавал себе отчета в своих действиях. Я была достаточно близко знакома с Валерием Аркадьевичем. Мы много раз работали вместе с ним в различных комиссиях, бывали в совместных командировках. Отношения наши были теплыми и дружественными. Он всегда был очень внимателен, галантен, обаятелен. Этакий светский лев, не делавший, однако, ни одного неверного шага, хоть как-то компрометирующего его. Он неизбежно пользовался большим уважением в коридорах власти, принимал участие в разработке многих программ, осуществляемых аппаратом президента. Человек очень высокого интеллекта, выдающийся специалист в своей области, прекрасный собеседник и весьма привлекательный мужчина. И вдруг Люська! Авантюристка до мозга костей, женщина с очень сомнительной репутацией, так и не сумевшая написать диссертацию, замеченная в бесчисленных связях с представителями мужского пола, имевшая троих детей и ни одного мужа. Общество было просто в недоумении от их брака, но, как ни странно, высшее руководство сделало вид, что ничего не заметило.
Как можно было сбить с пути истинного такого человека, не поддается пониманию. Но факт остается фактом, бракосочетание состоялось.
Единственной подругой невесты, всегда ее поддерживающей и встававшей на ее защиту, была Ирина. Однако после свадьбы, она сразу была подвергнута забвению. Ира многое знала о своей подруге, но никогда не распространялась о ней, даже не участвовала в бабских пересудах о достоинствах жены Босса. Она просто уходила, когда начинались такие разговоры. И вдруг, эта неожиданная откровенность! С чего бы это? Видимо, устала подруга, носить в себе тайны Людмилы. Да и обида на предательницу, наверное, сыграна свою роль. И конечно, я думаю, подаренная, таким бессовестным образом картина, плохое самочувствие шефа тоже стали немаловажным фактором ее откровенности.
Поэтому я решила тоже быть до конца откровенной с Ириной и рассказала ей обо всех последовавших за юбилеем событиях в семье шефа.
- Что же нам придумать, чтобы спасти их? - задала я свой главный вопрос.
- Я что-нибудь придумаю, - заверила меня Ира.
- Но только не долго думай. Времени в обрез! Все может кончиться очень плохо! - подтолкнула я ее к действиям.
Ирина придумала. Она послала к шефу на дом своего приятеля. Тот сообщил Евгению Петровичу, что картина краденная, и хозяин хочет подать в суд на воровку.
- Или возвращайте картину немедленно, или будете вовлечены в громкий скандал!
Евгений Петрович, уже наученный горьким опытом, уже однажды пострадавший от связи с Людмилой, на этот раз был категоричен:
- Забирайте этот хлам немедленно. Если бы ни Босс, я бы эту ушлую дамочку с удовольствием засадил за решетку.
Галина была просто счастлива.
Картину приятель Иры вынес во двор, где мы с ней его поджидали с нетерпением. Он прямо во дворе на помойке поджег картину, облив ее заранее заготовленным бензином. Мы втроем мужественно стояли и ждали, пока бесценное творение догорит до конца. Закончив погребальные мероприятия и вдоволь надышавшись вонючим смрадом, исходившим от шедевра, мы отправились в ближайший ресторан и отпраздновали освобождение далеко не святого семейства от нависшей над ними угрозы.
Вскоре произошло еще одно событие, связанное с картиной, оставшееся незамеченным большей частью общества. Скоропостижно скончалась жена Босса. Поговаривали, что она покончила с собой.

декабрь 2013г.