Диалог 8А. Педагогическая конференция

Георгий Кончаков
Ф и л о с о ф. За что люблю педагогические конференции, это – бесплатные обеды, которыми угощает ежегодно Владимир Индустрианович в знак благодарности за наше долготерпение, в течение целого рабочего дня выслушивать всякую муть о том, как доблестно трудятся наши преподаватели, как внедряют новые технологии и инновации.

Э к о н о м и с т. Ничего бесплатного не бывает. За наши деньги  занимается благотворительностью. Это деньги, заработанные нами за участие в предоставлении коммерческих услуг. Это деньги, которые с нас удержат, когда будут производить доплату и премии за выполненную нами работу.

Ф и л о с о ф. Так-то оно так, Лидия Михайловна. Но всё равно, какой испытываешь кайф, когда пришёл в столовую, вкусно поел и деньги из своего кармана не выложил. Мелочь, а приятно. А обед и в самом деле знатный, постарались повара.

Г е о г р а ф. За хорошую плату чего же не постараться.

Ф и л о с о ф. Не то, что на новогоднем вечере. Каждая цикловая пришла со своими закусками и бут-и-льками. Как в столовой самообслуживания. Да ещё конкурс провели, чей стол вкуснее и аппетитнее выглядит и лучше сервирован.

Э к о н о м и с т. Даже в трудные девяностые на вечерах столы накрывались, включая и горячительные напитки, за счет профсоюза и директор добавлял из внебюджетных средств. Теперь решил не тратиться попусту. Срабатывает жилка предпринимателя-миллионера экономить на всём до самой малой малости.

Ф и л о с о ф. Всё равно обед во время конференции был вкусный и для меня бесплатный, а вы как угодно исчисляйте, какими средствами или из какого фонда произведена оплата.

П р е д с е д а т е л ь. А вот по поводу содержания конференции, Андрей Гаврилович, зря иронизируете. Были очень интересные выступления. Мне лично очень понравилось выступление молоденькой преподавательницы с информатики. Какие примечательные наработки они сделали по составлению модулей по своим дисциплинам.

О б щ е с т в о в е д. Вот именно по своим. А когда я пришел с модулями по обществознанию, чтобы их записали на соответствующую программу и разместили на диске, запросили по 150 рублей за каждый модуль. Это за пять-шесть страничек печатного текста.

С о ц и о л о г. Сами бы сделали, зачем было обращаться в Вычислительный центр.

О б щ е с т в о в е д. Так в каждом модуле тест, который должен обрабатываться на компьютере, чтобы выдать оценку. Для этого нужна специальная программа. У информатиков она есть.

П р е д с е д а т е л ь. Надо было через директора подать заявку.

О б щ е с т в о в е д. Пытался, собрал все подписи, подтверждающие целесообразность заказа. Директор отказал. Через секретаря сообщили, что Вычислительный центр в настоящее время перегружен, не может выполнять внеплановые работы цикловых комиссий и отдельных преподавателей.

С т а р ы й  и с т о р и к. Безусловно хорошо, когда мы сами создаём учебные пособия для компьютера. Преподаватель может использовать иллюстративный материал, что дают телевизионные передачи. Но основу должны составлять профессионально изготовленные мультимедийные учебники, официально рекомендованные Министерством образования.

Г е о г р а ф. Вы же, Олег Александрович сами говорили, что Министерство образования оккупировали бездарные чиновники.

С т а р ы й  и с т о р и к. Но авторы учебников, как правило, успешные педагоги, нередко  люди талантливые. Как здорово проходили уроки с мультимедийным учебником Данилова и Косулиной.

С о ц и о л о г. Почему говорите в прошедшем времени? Что мешает Вам продолжать пользоваться, как Вы говорите, прекрасным учебником?

С т а р ы й  и с т о р и к. Всё те же умники то ли из Минобразования, то ли из Академии педнаук придумали в 10-11 классах дать обобщающее повторение всего курса истории от древности до наших дней. В школе, куда ни шло. Программа рассчитана на два года. А каково нам, при наших 117 часах на всю историю? Обязали.

С о ц и о л о г. По моим наблюдениям, Вы, Олег Александрович, по-прежнему пользуетесь мультимедийным учебником.

С т а р ы й  и с т о р и к. Двумя. Есть ещё один, выпущенный фирмой «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия». Жаль, что в учебниках Кирилла и Мефодия текст не озвучен.  Упражняю студентов чтению вслух.

Э к о н о м и с т. Программа у всех меняется. По экономической теории были «Основы экономических знаний». Теперь «Основы» оставили только бухгалтерам и менеджерам, для остальных «Основы экономики». Это уже целиком упрощенный курс. Да ещё додумались давать на четвёртом курсе, когда пройдены все конкретные экономические дисциплины и студенты самостоятельно делают экономические расчеты к своим дипломным проектам.

Г е о г р а ф. А мне больше всего понравилось выступление преподавательницы по осветительной технике. Столько нового рассказала.

Ф и л о с о ф. Особенно про электроосветительные приборы нового поколения. Всю жизнь пользовался электролампочками. Случалось, перегорали. Купишь новую, и вся проблема. Сейчас поверил техническим паспортам: лампа экономичная и служит до восьми лет. Ни шиша. Уже через месяц-другой стали перегорать. А цена-то в несколько раз выше, чем у обычной.

Г е о г р а ф. Я не об этом. Качество продукции нас всегда подводило. Я имею в виду перспективы по экономии электроэнергии. И вообще как развивается эта отрасль. А как поставлено обучение, как организована подготовка специалистов? Компьютерное моделирование в учебном процессе – это так здорово!

П р е д с е д а т е л ь. Ну, и мы не лыком шиты. Как великолепно прошло моё выступление.

С о ц и о л о г. Только считывать доклад с ученической тетрадочки, не отрываясь от текста, как делают школьные учителя, было совсем не к лицу.

П р е д с е д а т е л ь. Подумаешь, с тетрадочки. Велика важность. Главное содержание. Как я здорово критикнула начальство!

Э к о н о м и с т. После такой критики администрация только усилит притеснения.

П р е д с е д а т е л ь. Администрация не сидит, сложа руки. Начальник Вычислительного центра сказал в своём выступлении, что в течение года будут приобретены интерактивные доски.  Тогда в кабинетах не потребуется никакое затемнение. Будем демонстрировать видеоматериалы при дневном свете.

С о ц и о л о г. Интерактивные доски нужны на технических дисциплинах, нам они без особой надобности. Единственно, что не потребуется затемнение. Так дешевле купить широкомасштабные телеэкраны. Дешевле бы обошлось.

П р е д с е д а т е л ь. Как ни говорите, а конференция интересно прошла.

Ф и л о с о ф. Начальство поставит себе плюс за ещё одно проведённое массовое мероприятие с педагогическим составом. Мне лично эта конференция ничего не дала и дать не могла. Выступление преподавательницы светотехники мне до лампочки. Оснастили все кабинеты компьютерами с мультимедийной установкой, а программное обеспечение не приобрели. Хорошо Олег Александрович купил то, что появилось в продаже по истории, а по остальным социальным дисциплинам  ничего нет. Вот и будем крутить художественные фильмы на уроках, чтобы техника не простаивала.

П р е д с е д а т е л ь. У Олега Александровича не только мультимедийные учебники,  у него целая фильмотека из телевизионных записей.

Г е о г р а ф. Олег Александрович за свои кровные записывающую аппаратуру приобрёл. Он с видеокассет переносит запись на диски DVD. А сколько личного времени это отнимает? Администрация над этим не задумывается, с этим не считается.

П р е д с е д а т е л ь. Всему своё время. Вспомните, как на всю цикловую была всего одна «видеодвойка», чтобы демонстрировать студентам кассетные записи. Спустя несколько лет «видеодвойки» появились во всех кабинетах.  А сейчас мультимедиа с большим экраном. Студентам заказывайте, у кого есть аппаратура, пусть делают видеозаписи. Просите через интернет скачать нужные для вашей дисциплины материалы.

С т а р ы й  и с т о р и к. Уж лучше находить свои способы получения необходимых к урокам материалов, чем выполнять заумное распоряжение директора по каждой учебной дисциплине изобретать  рабочие тетради. Потребовали, обеспечить студентов по всем учебным дисциплинам рабочими тетрадями, которые должны приобретать за личные деньги.

С о ц и о л о г. И как это всё выглядит?

Э к о н о м и с т. Преподавательница литературы Зоя Михайловна принесла добротно выполненный на компьютере экземпляр тетради по литературе. Директор учредил отпечатать 500 экземпляров. И весь тираж преподаватель должна была распродать самостоятельно студентам по 50 рублей за экземпляр.  На очередном смотре-конкурсе творческих работ Зоя Михайловна получила премию в размере трёхсот рублей. Тогда обратилась к директору, что из вырученных денег имеет право на гонорар. Директор обязал бухгалтерию выплатить гонорар – по два рубля за каждую тетрадь.

С о ц и о л о г. У директора губа не дура. Оценить тетрадь в 50 рублей, а гонорар выплатить в размере двух.

Э к о н о м и с т. Такова арифметика современного руководителя, занимающегося бизнесом на площадях и оборудовании государственного учреждения.

С о ц и о л о г. Кстати, Татьяна Владимировна, как прошёл смотр-конкурс в этот раз?

П р е д с е д а т е л ь. Вы же на перерыве посетили выставку. Представлены все цикловые. Работы преподавателей, студенческие работы. Всё как всегда.

Г е о г р а ф. Попробовал бы кто-нибудь не представить работы на конкурс, сразу бы попал в приказ.

С о ц и о л о г. Я написала объёмную методическую разработку по социологии «Социализация личности на уроках и внеурочное время в учебном заведении». Рассчитывала на премию.

С т а р ы й  и с т о р и к. Напрасно. За все годы работы в  нашем достославном учебном заведении не было ни одного случая, чтобы хоть одна работа преподавателей нашей цикловой удостоилась премии. Но каждый обязан ежегодно подтверждать свою педагогическую квалификацию методической разработкой объёмом не менее двадцати машинописных страниц.

Э к о н о м и с т. Я помню, как в конце года мы в спешном порядке строчили от руки этот самый установленный объём. Пишущих машинок ни у кого из преподавателей не было, на цикловой тоже не предусмотрена по штатному расписанию. Вот и корпели над рукописными текстами. Иногда один и тот же текст по два-три раза подсовывали. Титульные лист обновляли, заглавие немного изменяли.

С т а р ы й  и с т о р и к. Для видимости кто-нибудь из членов комиссии брал одну-другую методичку в руки, листал, заглядывал в список литературы и ещё ухитрялся делать замечания по оформлению работ. Никого никогда не  интересовало содержание. Мы однажды вели речь, что наш директор – продукт социалистического общества. В своё время студентом изучал работу Ленина «Государство и революция». Не знаю, как усвоил этот труд вождя мировой революции, но запал наказ-повеление: «Социализм – это контроль и учёт». Свой долг руководителя видит контролировать всё до последней мелочи.

Э к о н о м и с т. Лозунг «учёт и контроль» Владимир Индустрианович соблюдает неукоснительно. Нет ничего проще. Два раза в год пройти по выставке и дать руководящие указания, страху нагнать на нерасторопных, советы глубокомысленные. Главное показать, что администрация не дремлет, всё поставлено на учет, всё подвергается неусыпному контролю.

П р е д с е д а т е л ь. В этом вопросе я, пожалуй, с вами соглашусь. Эти смотры-конкурсы  -  сплошная нервотрёпка. Мы там не столько отчитываемся, сколько нас отчитывают.

***
Чёрт: Мне конференция запомнилась другим эпизодом.

Автор: Что же любопытного Ты разглядел? Поделись.

Чёрт: Выступлением Татьяны Владимировны.

Автор: Оно мало отличалось от выступлений остальных докладчиков на конференции.

Чёрт: Не скажи. А ты ещё раз послушай. Может с первого раза не уловил?


 
                http://proza.ru/2013/12/11/1569