Павлу Михайловичу Третьякову посвящается

Нина Лесина
        В своих публикациях о русских художниках, об их картинах, я неоднократно упоминала имя П. М. Третьякова. Мецената, коллекционера, собирателя произведений русского изобразительного искусства, основателя знаменитой Третьяковской галереи. "Коренной москвич",по его словам, с юности беззаветно любил искусство. Родился 15(27)декабря 1832 г. в купеческой семье, получил домашнее образование,  начал работать с отцом в торговле. Потом вместе с братом владел рядом мануфактурных фабрик, на которых работало несколько тысяч человек. Его состояние на момент смерти оценивалось в 38 млн. руб. Был женат на Вере Николаевне Мамонтовой, двоюродной сестре известного мецената Саввы Мамонтова, имел шестерых детей.
      Годом зарождения его галереи принято считать 1856 год. Но первые приобретения его картин, ещё случайные и незначительные, относятся к 1853 году. Потом через год он покупает 10 картин старых голландских мастеров, они до самой его смерти украшали его комнаты. В 1856 г. он приобрёл картины "Искушение" Шильдера и "Финляндские контрабандисты" Худякова. Это было начало. Не имея на первых порах ни опыта, ни разносторонних знаний в области искусства, он из патриотических побуждений, решил собирать работы современных русских художников. К этому времени искусство русской живописи было полузабыто. Картины русских художников были рассеяны по частным коллекциям, преобладали художники Запада.
     Затем последовала покупка работ художника Саврасова. Потом  были многолетние дружеские связи  с Крамским, Репиным, Перовым, Стасовым, Ярошенко, Поленовым, Суриковым и другими художниками. В характере Третьякова сердечная отзывчивость, доброжелательность сочеталась с требовательностью, прямотой и твёрдой деловой хваткой. Материально и духовно он помогал малоимущим художникам, опекал училище глухонемых, организовал приют для вдов и сирот умерших неимущих художников. Он также оказывал помощь экспедиции Миклухо- Маклая, и на строительство православных храмов в Японии.
      Сначала приобретённые картины, висели в его доме, а в 1874 году на месте своего сада он построил специальное здание для галереи по рисункам художника Васнецова, которое  потом неоднократно достраивалось и расширялось. Пополняя и расширяя свою коллекции картин, Третьяков в первую очередь, руководствовался собственным воззрением на развитие искусства, доверял интуиции и не зависел от чужого мнения. Конечно у него были любимые художники и любимые картины. В его коллекции было более 50 живописных и графических произведений Репина, он любил творчество Васнецова. Он выбирал  картины разного свойства. Они могли не нравиться другим художникам, критикам,публике и не всегда отвечали его личным вкусам, но по его мнению, должны быть в галереи, потому что отражали эволюцию русского искусства. На приобретения Третьякова не влиял цензурный запрет,наложенный на картину, так он приобрёл "Сельский крёстный ход" Перова. Он отрывал и давал дорогу молодым, неизвестным художникам, например Серову с его картиной "Девушка освящённая солнцем".
      Он выделял в современном искусстве самую плодотворную и живую струю- передвижников, именно их произведения  составили драгоценное ядро его коллекции, и до сих пор полнота и качество собранной им галереи остаётся непревзойдённой. Была создана уникальная галерея деятелей русской культуры, "лучших её сынов"- выдающихся учёных, писателей, музыкантов, артистов, художников. А сколько замечательных картин собрала его галерея. Огромное полотно Иванова "Явление Христа народу", "Утро стрелецкой казни" и "Боярыня Морозова" Сурикова. Бесценные собрания Павла Третьякова и его брата были переданы им в дар города Москвы в 1892 году. В собственность Московской городской думы в качестве общедоступного публичного музея. В состав коллекции входило и приобретённое ранее собрание французского искусства его умершего брата Сергея.  Он был попечителем галереи, получил звание почётного гражданина Москвы, а также был действительным членом Петербургской Академии художеств. Его облик запечатлён в ряде живописных и скульптурных произведениях. Портреты Репина, Крамского, скульптура Волнухина  и большой памятник перед Третьяковской галереей - работа Кибальчикова.               
   Третьяков не только поддерживал талантливых и ярких художников, он оказал влияние на формирование художественной культуры России второй половины 19 века и способствовал её расцвету. Дело всей его жизни- настоящий подвиг во имя искусства, а сам он заслуживает благодарности, памяти, уважения, как национальный герой. Его последние слова перед смертью были: "Берегите галерею...." На момент смерти коллекция насчитывала  более 3300 произведений.
     В его картинной галерее происходит много мистических событий. Так на первой выставке передвижников, которая состоялась в 1871 году, картина Крамского "Русалки", по мотивам Гоголевской майской ночи, оказалась рядом с безобидным пейзажем Саврасова "Грачи прилетели". В первую же ночь "Грачи" без ведомых причин свалились со стены. Тогда "Грачей" он повесил а своём кабинете, а "Русалок" в зале. Но по ночам из залы стало доноситься тихое заунывное пение. Прислуга и домочадцы боялись лишний раз туда заходить. А сам Третьяков, находясь возле этой картины, чувствовал упадок сил. Среди посетителей пошла молва, что с картиной "неладно". Говорили даже, что какая-то барышня, которая долго стояла перед картиной "Русалки", позднее утопилась. Третьякову посоветовали повесить "Русалок" в дальний угол, чтобы на неё  совсем не попадал солнечный свет. Как только русалки попали в тень, чертовщина прекратилась. О других мистических случаях с картинами написано у меня в "Мистика картин великих художников". Но считается , что полотна Левитана, Рериха оказывают позитивное  воздействие на зрителей.
     Павел Михайлович Третьяков скончался 4(12) декабря 1898 г. Похоронен на Даниловском кладбище в Москве, рядом с родителями и братом. В 1948 г. прах братьев Третьяковых был перезахоронен на Новодевичьем кладбище.