Сергей Есенин. Часть I

Лариса Оболенская-Азбукина
 "Я люблю этот город вязевый… Я уеду в Москву…"


"О Есенине столько написано,
Его творчество пересказано,
Его рощи в стихах не выцвели,
И легенда о нем не доказана…"

/стихи автора/

Удивительно, как мальчик, брошенный в 2-летнем возрасте матерью и отцом, выросший, среди полей и лугов в селе Константиново,  проучившись 4 года в Константиновском училище, затем 3 года в Спас-Клепиковской церковно-учительской школе, вырос в поэта мирового масштаба.
При живых родителях Сергей ощущал себя сиротой, и от этого  это чувство больнее было, чем настоящей сироте.
Наслушавшись в детстве народных сказок, песен да частушек от бабушки Натальи Евтихиевны, Есенин лет с 9 и сам увлекся сочинением стихов. Слушая деда по вечерам, который читал ему церковные книги, Сергей и свои стихи слагал духовные.

В 1910 году он пишет:

В шапке облачного скола,
В лапоточках, словно тень,
Ходит милостник Микола
Мимо сел и деревень.

На плечах его котомка,
Стягловица в две тесьмы,
Он идет, поет негромко
Иорданские псалмы…

Почти три года обучения в Спас-Клепиковской школе и "сознательного творчества"(сочинение стихов) во внеурочные часы, в которой изучались история русская и церковная, закон божий, география, рисование и дидактика,да  церковные службы,  присутствие на которых  было обязательным…. Есенина совсем не привлекала профессия учителя, воспитывающего учеников "в духе православия". Зато именно в этой школе Есенин познакомился с недозволенной литературой, здесь по вечерам в одной из комнат тайно велись беседы о прочитанных книгах. Обсуждали стихи Пушкина и Лермонтова, Некрасова и Кольцова. А потом читали свои стихи.

Сергей очень любил цветы. Цветам, своим друзья, посвящал он свои стихи:

Я не люблю цветы с кустов,
Не называю их цветами.
Хоть прикасаюсь к ним устами,
Но не найду к ним нежных слов.

Я только тот люблю цветок,
Который врос корнями в землю,
Его люблю я и приемлю,
Как северный наш василек.

А люди разве не цветы?

Всего неделю провел пятнадцатилетний Есенин в Москве, когда в июне 1911 года приезжал погостить к своему отцу – Александру Никитичу, который давно служил приказчиком в магазине купца Крылова в Замоскворечье. Но этого времени ему хватило, чтобы полюбить Москву навсегда.

"Я был в Москве всего неделю, потом уехал. Мне в Москве хотелось и побыть побольше, да домашние обстоятельства не позволили…" писал Сергей Есенин своему другу Грише. По воспоминаниям современников Сергей был "среднего роста, худощавый, блондин, гладко причесанные по-ученически волосы с хохолком:

Блондинистый, почти белесый,
В легендах ставший как туман,
О Александр! Ты был повеса,
Как я сегодня хулиган.

Так как, несмотря на уговоры, продолжать обучение в Учительском институте Есенин отказался категорически, отец Есенина Александр Никитич вызывает сына в Москву к себе и устраивает его работать в контору своего хозяина. Останавливается Сергей в 24 доме, принадлежавшем купцу Крылову в Б.Строченовском переулке. Сейчас в этом здании находится сейчас музей С.А.Есенина. Сергея тянуло к творчеству. А отец не считал увлечение сына серьезным делом. В конце концов сын и отец поссорились. Сергей оставил работу в конторе и сразу же лишился поддержки отца. Из письма к другу Грише Панфилову: "…Был болен, с отцом неприятности. Теперь решено. Я один. Жить теперь буду без посторонней помощи…".

В поисках заработка юноша устраивается продавцом в книжный магазин на Страстной площади (Пушкинская площадь). Магазин ликвидируется, и Сергей лишается работы. Мысли о смысле бытия постоянно одолевают Есенина: "В чем состоит цель жизни?"

"Гриша, в настоящее время читаю Евангелие… Христос для меня совершенство. Но я не так верую, как другие. Те веруют из страха… А я чисто и свято, как в человека, одаренного светлым умом и благородством душою, как в образец последовании любви к ближнему. Жизнь. Я не могу понять ее назначения…"

Отец в марте 1913 года через своего знакомого все-таки помогает сыну устроиться на постоянную работу в типографию "Т-ва И.Д. Сытина" сначала в экспедицию, затем в корректорскую подчитчиком. Типография Сытина была одной из старейших и самых больших типографий не только в Москве, но и в России. 18 летний отзывчивый, пылкий поэт заражается общим революционным настроением и принимает живое участие в общественно-политических выступлениях сытинцев. Распространяет литературу среди рабочих, участвует в забастовках… В архивах Московского охранного отделения обнаружен документ, подтверждающий, что за Есениным (кличка "Набор"), велась тщательная слежка. В этой же типографии наконец печатает свое первое стихотворение "Береза":

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.

 Есенин очень любил Москву, он жил Москвой, он влюблялся в Москве.По инициативе и на средства Л.А. Шанявского в 1908 году был создан Московский народный университет имени Л.А. Шанявского на Миусской площади в Москве. Обучение там было бесплатное. И Есенин в течение полутора лет обучается в народном университете Шанявского . 

О своей любви к городу "Московский озорной гуляка" искренне признается в своих стихах:

Да! Теперь — решено. Без возврата
Я покинул родные поля.
Уж не будут листвою крылатой
Надо мною звенеть тополя.

Низкий дом без меня ссутулится,
Старый пес мой давно издох.
На московских изогнутых улицах
Умереть, знать, судил мне бог.

Я люблю этот город вязевый,
Пусть обрюзг он и пусть одрях.
Золотая дремотная Азия
Опочила на куполах.

А когда ночью светит месяц,
Когда светит... черт знает как!
Я иду, головою свесясь,
Переулком в знакомый кабак.

/Цикл стихотворений "Москва кабацкая"/

Сергей Есенин ходит с друзьями в Художественный театр, в основном на галерку. Романтичный реалист восхищается актерской игрой Качалова. Москвина, Книппер-Чеховой. Своим обаянием симпатичный юноша вызывает у окружающих внимание и интерес к себе. "Ты будешь желанным гостем в поэзии" говорила его однокурсница Мария Бауэр. В один воскресный день Есенин посетил Третьяковку. Смотрели Поленова и Левитана. Зарядье ему не понравилось. А "Левитан мне сродни. Идешь от одной картины к другой. И вот вспыхивает осень золотом берез и синью реки, грустит закат над омутом, задумался стог сена в вечерней тишине. Смотришь и думаешь: "Да ведь это все мое, родное, близкое мне с детства вошедшее в сердце…"

Помимо любви к Москве, у Поэта всегда была мечта о признании его как поэта:

Но, обреченный на гоненье,
Еще я долго буду петь...
Чтоб и мое степное пенье
Сумело бронзой прозвенеть.

Так обращается Есенин, стоя у памятника А.С. Пушкину.

"Москва неприветливая – поедем в Крым" пишет Есенин другу и уезжает в июне 1914 года в Ялту. Скорее всего Есенин покинул Москву из-за участия в демонстрации против войны 1914 года. Он приехал в Севастополь, город ему понравился, оттуда поехал в Ялту. Безденежье возвращает его в Москву, а затем и вовсе в деревню. Осенью Есенин снова возвращается в Москву. Попытался устроиться корректором в типографию Д. Чернышова и Н. Кобелькова в Банковском переулке. Но вскоре оттуда ушел и занялся только творчеством. Целыми днями писал стихи…

Несмотря на то, что его стихи печатаются в журналах "Мирок" и "Друг народа", газетах "Эхо" и "Сызранское утро" и др. Есенин решает ехать в Петроград:

"Нет! Здесь в Москве ничего не добьешься. Надо ехать в Петроград…. Все письма со стихами возвращают. Ничего не печатают. Нет, надо самому... Под лежачий камень вода не течет. Славу надо брать за рога. Поеду к Блоку. Он меня поймет…." пишет Есенин и Сергей едет в 1915 году в Петербург, чтобы "устроить" свои стихи. И встреча Есенина с Блоком, не сразу конечно, но состоялась. Блок услышал "песни души", первым признал поэта, его талант, и главное ввел его в большую литературу. Знакомство с Андреем Белым, Блоком, Клюевым, Городец оказывает на юношу огромное влияние.,. С 1914 года появляются стихотворения Есенина в журналах почти постоянно. До 17 года Есенин в Москве появляется чаще всего проездом.

В 1918 году Есенин возвращается в Москву, снова ставшую к тому времени столицей.

В новом периоде его московской жизни по возвращении Есенин развивает бурную деятельность, то хлопочет об образовании издательства, где бы печатали произведения российских писателей и поэтов, подписывает коллективные письма в правительство, объединял вокруг себя крестьянских поэтов. Помогает друзьям.

С 1921 г. много путешествует по Европе и Америке, вступив в брак с Айседорой Дункан. Поэта потрясла власть доллара на Западе и бездушность. "Пусть мы нищие, - писал он из Европы, - пусть у нас голод, холод... зато у нас есть душа, которую здесь сдали за ненадобностью в аренду…"

Не ругайтесь. Такое дело!
Не торговец я на слова.
Запрокинулась и отяжелела
Золотая моя голова.

Нет любви ни к деревне, ни к городу,
Как же смог я ее донести?
Брошу все. Отпущу себе бороду
И бродягой пойду по Руси.

***

Я московский озорной гуляка.
По всему тверскому околотку
В переулках каждая собака
Знает мою легкую походку.

Каждая задрипанная лошадь
Головой кивает мне навстречу.
Для зверей приятель я хороший,
Каждый стих мой душу зверя лечит.

Я хожу в цилиндре не для женщин —
В глупой страсти сердце жить не в силе,
В нем удобней, грусть свою уменьшив,
Золото овса давать кобыле.

Средь людей я дружбы не имею,
Я иному покорился царству.
Каждому здесь кобелю на шею
Я готов отдать мой лучший галстук.

И Есенин возвращается в августе 1923 г. в Москву. Постоянного места жительства в Москве у Есенина не было, то гостиница "Люкс" бывшая "Центральная" (Тверская, 10). Потом Петровка (дом 19, Богословский и Петровский переулки, Жил у поэта А.Б. Кусикова, Брюсов переулок (дом 2/4, строение 4), поэт жил и у Г.А. Бениславской.

После женитьбы в июне 1925 года на С.А. Толстой (внучке Льва Толстого) переехал в Померанцев переулок (дом 3). Наведывался поэт в 1925 году в дом 3 по Камергерскому переулку в гости к В.И. Качалову. Именно в этом доме родились строки "Дай, Джим, на счастье лапу мне...".

Жизнь поэта трагически оборвалась в ленинградской гостинице "Англетер". Есть версия, что приехав в Ленинград для лечения, поэт был убит. 31 декабря 1925 года Сергей Есенин вернулся в Москву на этот раз навсегда… на Ваганьковское кладбище.

"Стихи Есенина – как родники природы,
Полны любви к родной земле.
В них нежность, восхищение и страсть свободы,
Легенда о его судьбе".

/стихи автора/

В стихах Есенина по-моему выражено все - от любви к родине, природе, романтично приукрашенной, к женщине, слышно глубокое ощущение одиночества. В его стихах даже природа реагирует на судьбы людей…

Я сегодня влюблен в этот вечер,
Близок сердцу желтеющий дол.
Отрок-ветер по самые плечи
Заголил на березке подол…

Я еще никогда бережливо
Так не слушал разумную плоть,
Хорошо бы, как ветками ива,
Опрокинуться в розовость вод.

Хорошо бы, на стог улыбаясь,
Мордой месяца сено жевать...
Где ты, где, моя тихая радость,
Все любя, ничего не желать?

Как говорил Сергей Есенин в своей автобиографии: "Что касается остальных биографических сведений - они в моих стихах".

Было время, когда из предместья
Я мечтал по-мальчишески - в дым,
Что я буду богат и известен
И что всеми я буду любим.

Да! Богат я, богат с излишком.
Был цилиндр, а теперь его нет.
Лишь осталась одна манишка
С модной парой избитых штиблет.

И известность моя не хуже, -
От Москвы по парижскую рвань
Мое имя наводит ужас,
Как заборная, громкая брань.

Читая стихи Есенина, удивляюсь его песенности и красоте слова!

Фото:  esenin.ru