Wandervogel

Майк Чоба
                Wandervogel - место в системе общественных движений молодежи.               


                "Каждому – свое."
                Надпись на воротах Бухенвальда.



Появление молодежных субкультур принято ассоциировать с Англией. Однако это не совсем верно. В Германии конца XIX – начала XX вв. было  молодежное движение Wandervogel («Перелетные птицы» или «Птицы скитальцы»/Библиотека обучающей и информационной литературы./ От птиц-скитальцев до СС. URL: ).

 
Прежде всего, следует определить, что же такое субкультура, для того, чтобы обозначить, в чем заключается значение этого явления для современных молодежных движений.


Определений понятия «субкультура» существует достаточно много, и все они не однозначны.
В 1950 году американский социолог Д. Райзмен в своих исследованиях вывел понятие субкультуры как группы людей, преднамеренно избирающих стиль и ценности, предпочитаемые меньшинством. Более тщательный анализ явления и понятия субкультуры провел Д. Хербидж в своей книге «Субкультура: значение стиля» /«Теория моды». № 10, зима 2008—2009. Дик Хебдидж. Главы из книги «Субкультура: значение стиля»/. По его мнению, субкультуры привлекают людей со схожими вкусами, которых не удовлетворяют общепринятые стандарты и ценности.


Француз М. Мафессоли в своих трудах использовал понятие «городские племена» для обозначения молодёжных субкультур.
В СССР для обозначения членов молодёжных субкультур использовался термин «Неформальные объединения молодёжи», отсюда жаргонное слово «неформалы».
Субкультура - (от лат. sub - под, около и cultura - возделывание, воспитание,  образование,  почитание) - англ. subculture; нем. Subkultur. 1. Система  ценностей, установок моделей поведения, жизненного стиля какой-либо социальной группы, представляющая собой самостоятельное целостное образование в рамках доминирующей культуры. 2. Совокупность  некоторых, негативно интерпретированных норм и ценностей традиционной культуры, функционирующих в качестве культуры преступного слоя общества./Энциклопедия социологии / Сост. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко. — Мн.: Книжный Дом, 2003. — 1312 с. — (Мир энциклопедий)/

 
Субкультура (subculture) — система убеждений,  ценностей и норм, которые разделяются и активно используются явным меньшинством людей в рамках определенной культуры. Отношение  субкультуры к так называемой господствующей культуре было идентифицировано как отношение подчинения и относительного бессилия. Поэтому властные отношения — важное измерение  любой социологической работы в этой области. Субкультуры исследовались с точки зрения этноса, класса, девиации  и молодежной культуры. Р. Мертон построил типологию из возможных ответов на разрыв между средствами и целями, вызывающих появление ряда различных субкультур. С. Коэн (1971) отметил возникновение в послевоенный период серии молодежных субкультур, например, в Англии — "тедов", "модистов", "рокеров" и "панков". Предлагалось, что они служат "магическими решениями" проблем, созданными для молодых людей из рабочего класса в современных западных обществах (Брейк, 1980), а также средством установления как индивидуальной, так и групповой идентичности, хотя различаются путем стилистического выражения, особенно языка, поведения, музыки, одежды и танца. Субкультуры, как и культура  вообще, — результат коллективного творческого потенциала и посему подвергаются историческим изменениям и преобразованиям./Молодежные субкультуры. Жизнь вне общества. URL: http://vampiry.net/ /

 
Субкультура - (subculture). Ценности  и нормы,  отличные от общепринятых в обществе, разделяемые отдельными группами.


Субкультура  - система  символов, убеждений, ценностей, норм, образцов поведения, отличающих то или иное сообщество  или какую-либо социальную группу от культуры большинства общества. /Словарь по общественным наукам. Глоссарий.ру //URL: http://www.glossary.ru/ /


Субкультура - система  ценностей и норм, установок, способов поведения и жизненных стилей определенной социальной группы, отличающаяся от господствующей в обществе культуры, хотя и связанная с ней.


В современном обществе существует значительное количество таких субкультур. Это классовые, этнические, молодежные субкультуры и т.д.


Молодежные культуры – это культуры демонстративного потребления. Возникновение молодежных субкультур связано также с повышением доли и значения свободного времени, досуга, вокруг которого и формируются все отношения; они сосредотачиваются также в большей степени на дружбе и группе сверстников, а не на семье. Кроме того, рост жизненного уровня позволяет осуществлять масштабные эксперименты с образом жизни, поиск иных, отличных от культуры взрослых, культурных оснований своего существования.


Понятие субкультуры предполагает существование господствующей культуры, наличие ценностно-нормативного консенсуса в обществе. Однако для общества постмодерна характерна культурная фрагментация, мультикультурализм, что делает весьма проблематичным существование целостной культуры.


Контркультура, или альтернативная культура  – это субкультура,  которая по своим основным установкам отрицает основную или господствующую в обществе культуру. Этот термин  появился в 1960-х гг., когда в западных обществах наблюдался расцвет контркультурных движений, прежде всего движение молодежи, студентов-радикалов, получившее название "новых левых" (в отличие от "старых" левых – движения рабочего класса). Они вырабатывали новые теории, новые стратегии поведения в отношении образа жизни и институтов западного общества, новые модели семейной жизни, идущие вразрез с общепринятыми ценностями и моделями поведения. /Левикова С. И. Молодежная субкультура: Учебное пособие. М.: ФАИР-ПРЕСС.2004./ 


Основываясь на вышеприведенном, можно сформулировать обобщенное понятие субкультуры. Субкультура – это общность людей, чьи убеждения, взгляды на жизнь, и поведение, отличны от общепринятых, или просто скрыты от широкой публики, что отличает их от более широкого понятия культуры, ответвлением которой они являются.


Субкультуры могут различаться по возрасту, расе, этнической и/или классовой принадлежности, полу. Черты, которые служат определяющими для субкультуры, могут иметь эстетический, религиозный, политический, сексуальный или любой другой характер, равно как и комбинацию из них. Субкультуры обычно возникают как оппозиция к ценностям более широкого культурного направления, к которому они относятся, однако с таким мнением теоретики соглашаются не всегда. Поклонники субкультуры могут демонстрировать свое единство посредством использования отличного от всех стиля одежды или поведения, а также специфических символов. Именно поэтому изучение субкультур обычно понимает под одним из этапов изучение символизма, касательно одежды, музыки и других внешних предпочтений поклонников субкультуры, а также способов трактовки тех же самых символов, только в доминирующей культуре. Если субкультуру характеризует систематическое противостояние доминирующей культуре, тогда ее определяют как контркультуру.


Возникновение молодежных движений необходимо рассматривать в тесной связи с глубинными переменами, происходящими в определенной стране. Их возникновение является неотъемлемой составной частью процесса преобразования общества.


Появление молодежного движения в обществе возможно тогда, когда новые потребности молодежи больше не удовлетворяются в традиционных общественных институтах, либо, наоборот, общественные изменения больше не удовлетворяют «старые» потребности. В любом случае молодежное движение это реакция на ситуацию, которая может быть названа как общественный кризис. /Bygeo/вместе по земле/Появление молодежного движения «Вандерфогель» в контексте социально-исторического развития Германии в первой трети XX века. URL:  /.

 
Имя Wandervogel было заимствовано у кочующих школяров Средневековья. Оно должно было символизировать “свободный дух” молодости, независимость его носителей от старшего поколения городских буржуа - собственных родителей, механической рутины их жизни. Такая постановка вопроса “отцов и детей” была по тем временам абсолютно революционной, а его решение виделось “перелетным птицам” в романтических тонах бескомпромиссного противостояния "Города" и "Природы". /Информационный ресурс, посвященный движению Вандерфогель. URL: http://www.wandervogel.de/ /.   Против урбанизма, рационализма, старой системы образования и была направлена первая молодежная организация, которая возникла в берлинской гимназии Штиглица в 1896 г. У изначально небольшой группы появились многочисленные последователи, а к 1913 году численность участников первого в мире контр-культурного молодежного движения оценивалась в 60 000 активных членов и более.
Буржуазная молодежь 1900х, получив возможность общения с большим числом сверстников и наблюдая, как быстро устаревают и теряют свою значимость консервативные взгляды родителей, все большее значение придавала самостоятельному обустройству своей жизни. Противоречия между поколениями обострялись тем, что молодежь не хотела перенимать жизненные установки родителей не только для себя самой, но и отвергала их вообще. Вольфганг Шейбе назвал это «дисквалификацией» старых жизненных установок.


Молодое поколение буржуазии хотело использовать это время по-новому, объединяясь в свободные, руководимые молодежью группы для получения новых ориентиров в жизни.
Проживая в крупных городах, а значит, имея условия для общения с большим числом сверстников, молодежь имела все основания к самоорганизации. Способствовали этому кризис школьного образования и введение всеобщего обучения в Германии. Школа, в частности ее старшая ступень, из учеников которой сформировалось молодежное движение, в начале ХХ века ни тематически, ни методически не соответствовала требованиям новой исторической ситуации. Учащимся предписывалась исключительно пассивная роль, они были лишь «частью инструктируемой массы».


По всей Германии отряды Wandervogel проводили слеты, устраивали сквоты, основывали поселения вдали от городского сумасествия, где приучались к сельскому труду и жизни в ладу с природой. Нередко «Перелетные птицы» уходили в походы на несколько месяцев, постигая красоту родной земли, изучая ее флору и фауну, воссоздавая забытые языческие обряды. Они зачитывались Ницше, Киплингом, и Джеком Лондоном, на их знаменах гордо сияли руны и свастики. Они культивировали культ красоты и молодости открытость Земле и Космосу, романтизм и революционность. Они отрицали урбанистический образ жизни человека в клетках бетонных домов и рациональное потребительское мышление, воспитывали в себе дух товарищества и братства, чистое, не ханженское отношение к красоте обнаженного тела, любовь к традициям своего народа и готовность защищать Родину./Национал-социалистический плацдарм./Молодежное движение «Wadervogel» («Перелетные птицы»). URL: /.

 
После 1-ой мировой, "птицы" распались на множество различных групп и фракций, начиная от «прото-хиппарей»  в сообществе Аскона до прото-фашистских «Белых рыцарей». После Великой депрессии 1929г., германская экономика была ввергнута в хаос, и, совсем как сегодня, более всех пострадала молодежь:  полмиллиона подростков  странствовало по стране без всякой надежды в качестве бродяг.


Мощное влекущее воздействие бунтарского народнического духа “перелетных птиц” в той или иной мере испытали на себе почти все юноши и девушки Германии первой четверти ХХ в.  безобидное, на первый взгляд, стремление молодежи показать свою неординарность в «сером» обществе, рано или поздно, может приобретать политическую окраску, и, неизменно, играть одну из основных ролей в изменении судьбы своей страны.

 
Так, после прихода к власти НСДАП, движение «Перелетных птиц» будучи разрозненным, становится еще и поделенным на два глобальных, противоборствующих друг другу лагеря.

 
Одни выступали против сложившейся политической системы, борясь за право самовыражаться ( к 1939 году, больше 80 % всех германских юношей в возрасте от 10 до 18 лет состояли в Гитлерюгенд - этому способствовали строгие законы и сильные полицейские организации. Избегнуть этой "тюремной организации для молодежи" было чрезвычайно трудно, но даже в  лучшие для режима годы, находилось много молодежи, которая ради желаемого образа жизни рисковала своей свободой, и даже жизнью. /  Глобальный Хуторок./Банды фешенебельных мальчиков, терроризовавшие нацистов. URL: /.   Война разгоралась, и у режима росла потребность контроля, то же самое можно сказать и об оппозиции. В Кельне, большая группа Эдельвейских пиратов /одна из германских молодежных группировок, последователей Wandervogel./  соединилась с бежавшими узниками концлагерей, дезертирами и с рабочими, бежавшими с принудительных работ с целью вооруженного сопротивления, кульминацией которого стало убийство местного шефа Гестапо. Нацисты в центре города публично повесили 13 пиратов, среди которых был и 16-летний лидер Навахов Бартель Шинк ).


Другие же представители «Птиц» примкнули к Гитлерюгенд, уверенные в том, что их идеи превосходства, силы и дисциплины совпадают с идеалами нацистов, и поэтому охотно вступали в партию.


Поскольку движение «Птиц-скитальцев» было направлено на гармонию с природой, некоторые представители вступали в НСДАП не только по политическим мотивам, но и для продолжения своего единения с природой, как, например, некоторые австро-немецкие альпинисты. /  История австро-немецкого альпинизма с 1939 по 1945 год совпадала с путем нацизма. В третьем рейхе субсидировали экспедиции, лучших альпинистов эпохи принимали в СС, а в «Орденсбурге» (школа СС) техника скалолазания считалась такой же обязательной для изучения, как военная тактика, германская мифология и руны.
Генрих Харрер, преисполненный духа «вандерфогелей», посвятил восхождениям на горные вершины 18 лет. Он считался спортсменом высшего уровня и за это получил право вступить в СС.
В 1938 году, когда он уже был членом СС, Харрер и трое других альпинистов из той же группы впервые взобрались на вершину Эйгер в Швейцарии по ее северному склону. Это было признано настоящим подвигом.
В течение всех трех дней, что длилось восхождение, Гитлер следил за сообщениями о продвижении экспедиции, и, когда она успешно завершилась, пожелал познакомиться с ее участниками. Хроника повествует, что фюрер встретил их очень взволнованным вопросом: «Товарищи, а что вы сделали?». Харрер отвечал: «Мы поднялись на вершину Эйгер ради нашего фюрера». В 1942 году группа альпинистов СС поднялась на Эльбрус — на Кавказе — чтобы установить на вершине нацистское знамя со свастикой. Значение этой акции станет понятно, если вспомнить, что древние персидские ученые считали Эльбрус священной горой арийской космогонии./.


С окончанием Второй мировой войны движение воссоединяется. Может показаться странным, но именно соцветье движений германской “ультраправой” альтернативы, народнического “хиппиюгенда” впоследствии дало жизнь всему тому, что сейчас принято называть “молодежными субкультурами”, начиная от расистского движения бритоголовых и футбольных скитальцев “hools” до “детей цветов” - хиппи, от “толкиенистов” и неоязычников до панков.
Важной особенностью  Wandervogel явилось то, что оно дало жизнь разнообразным молодежным течениям, существующим и по сей день, и вновь появляющимся. Своим же делением на небольшие группировки, указало на исторически сложившиеся у каждого человека признаки индивидуального развития и поиск незначительно широкого круга единомышленников, что проявляется конфликтами между субкультурами-потомками условно первого молодежного движения.

 
Не только «Перелетные птицы» повлияли и влияют на дальнейший курс современной молодежи. После Второй мировой войны в различных молодежных движения появляются участники с той, или иной политической позицией. Отсюда следует характерный итог развития общества того или иного государства, а то и всех развитых стран, выстраивается причинно следственная связь, которая прослеживается в конфликте «отцов и детей», где «отцы», представители уже зрелого возраста, участвуют в «политических игрищах», отражающихся на государстве посредством принятия и реализации законопроектов, в той или иной степени. Но зачастую многие забывают уроки, которые на основе опыта и ошибок наших предков, преподал нам исторический процесс, и тут уже начинает страдать, как правило, уровень благополучия «детей».  Появляется их неспособность к самореализации, что приводит к организации молодежных течений, в которых первичную роль уже играет не своеобразная культурная или контркультурная направленность, а ярко выраженная политически-оппозиционная точка зрения.