Детство, отрочество, юность

Иринга Тулуханова
   
         


  Илона Всеволонская родилась на Севере, но почему-то родители разошлись, и в возрасте шести месяцев она была привезена отцом к бабушке в Сибирь. Родную маму левочка больше не видела, только на фотографии. Отец вернулся на Север, потом приезжал два раза. Когда Илоне было пять лет, отец умер, и его привезли хоронить в родную деревню. Мамой и папой девочка звала тетю и дядю, а жила вдвоем с бабушкой, вышедшей на пенсию. Во время похорон бабушка напилась и сильно плакала, хотела обмывать сына, но ей не разрешили.

   В четыре года Илона научилась читать по кубикам, и вся деревня хвалила ее. В деревенском клубе на киносеансах она читала титры вслух, и все этому удивлялись, а когда кто-то приезжий спросил, почему она читает вслух, местные зашикали: "Пусть читает". Когда девочке было пять лет, учителя хотели отдать ее в первый класс, но родственники решили, что пусть все будет, как у всех, и она пошла в школу в семь лет. Никакого пособия на умершего отца не давали по причине отсутствия каких-то справок, и бабушка растила ее на свою пенсию - сорок пять рублей шестьдесят три копейки. Бабушка держала большое домашнее хозяйство, помогала тетя, материальных проблем не было.

    В школе Илона училась на "хорошо" и "отлично", чем гордилась вся деревня.

    В десятом классе пришла в класс новенькая, дочь главного военкома города- районного центра, хотя их школа находилась в селе. Там была целая история, но об этом в другой раз. Однажды приехал военком, вызвал Илону в кабинет директора и долго ругался: " Какой ты комсорг, если не следишь за учебой и поведением комсомолки Задорожной?" Было непонятно, почему Илона виновата в поведении дочери военкома.

    С седьмого по десятый класс Илона участвовала в районных олимпиадах по биологии, математике, физике, химии. Занимала первые места по физике, математике и химии и во время каникул ездила на областные олимпиады. Там первые места занимали ученики из школ с соответствующим уклоном.

    В девятом классе, когда она приехала с областной олимпиады, в школе была комиссия из районо. Заврайоно Крупская узнала ее и спросила: "Ну, какое заняла место?" - "Если бы мы готовились, можно было выступить и лучше "

    Этот диалог услышала учительница английского языка Татьяна Ивановна, ей показалось другое, и она объявила в учительской, что девочка сообщила заврайоно о том, будто детей готовили к проверке.

    На другой день Илона пропустила учебный день по какой-то причине, а когда через день пришла в школу, все странно на нее реагировали, было много агрессии со стороны старшеклассников. Выяснилось, что вчера завуч, директор и еще одна учительница во время уроков посетили каждый класс (с четвертого по десятый!) и сообщили ученикам, что Всеволонская якобы рассказала работникам районо о подготовке к проверке.

    После этого многие ученики подходили к девочке и спрашивали, зачем она это сделала. Во время урока учительница истории сказала: "А ты, Илона, выйди отсюда вон". Подобное происходило почти на всех уроках, кроме географии и физкультуры. Так продолжалось несколько дней. Учителя не хотели слушать никаких объяснений. Учитель физики, Альбина Васильевна, во время урока сказала так: "Ты могла это сделать, а раз могла, значит, сделала." Странная логика.

    На общешкольной линейке учитель начальной школы сказала: "А таких, как Всеволонская, надо гнать из школы поганой метлой".

    Несколько ночей девочка не знала, что делать. В школе находиться было невозможно - отовсюду летели оскорбления, постоянно подходили ученики и спрашивали: "Зачем ты это сделала?" Когда Илона говорила, что такого не было, поначалу ей не верили: "Учителя же сказали". Один мальчик накинул на голову тряпку, которой мыли пол. В лицо летели тряпки с доски, могли подбежать, ударить или плюнуть. Девочка стала (впервые) пропускать школу без уважительной причины. Периодически были истерики, душили слезы.

    Когда одноклассники узнали, как было на самом деле, объявили бойкот учительнице английского, с которой все началось. Та через какое-то время поняла, что была не права, и ставила Илоне только пятерки. На выпускном экзамене тоже поставила "пятерку".

    Постепенно и другие учителя перестали обвинять девочку в том, что она не делала, и все пошло на лад. Лишь завуч школы Надежда Никитична продолжала ненавидеть Илону и исправила в аттестате "пятерку", поставленную преподавателем, на "четверку", а "четверку", поставленную физруком, исправила на "тройку" и посодействовала тому, что классная руководительница написала характеристику, где не было ни одного хорошего слова. Учителя физкультуры и математики развели руками: "А что мы можем сделать? Завуч проигнорировала наши оценки и выставила свои, разбирайся с ней сама". Разбираться с завучем семнадцатилетняя Илона не пошла, не была она на тот момент юридически подкована.

    Несмотря на то, что Илона с первого по десятый класс  получала почетные грамоты "За отличную учебу", во время выпускного бала выдали похвальные листы только по истории и физике.

    Во время экзамена по химии к Илоне обратилась одноклассница и сказала" Помоги, я ни первое, ни второе задание не знаю". Илона начала писать ответы, в это время подошла учитель химии, директор школы. Илона испугалась, но директор махнула головой, мол, помогай. Илона написала ответы на оба вопроса. В результате - у Илоны по химии "пять", однокласснице, имевшей четвертные и годовые оценки только "тройки", поставили не только "пять" в аттестат, но и дали "Похвальную грамоту" по химии. Смешно, что Илоне не дали такую грамоту. Вопрос: кем работали мама и папа той девочки? Они занимали два главных поста в том поселке. И не беда, что учителя подстарались, и у девочки, учившейся два последних года на тройки, аттестат получился на загляденье, но зачем другой ученице ухудшать аттестат?

    Во время вручения таких грамот Илона с некоторыми мальчишками покинула выпускной, сидели возле школы на мотоциклах и пели песни под гитару.


    В  пединституте, увидев характеристику, сказали: "Вот это да", но документы приняли. И несмотря на наличие одной тройки, сказали,что физкультура - не профилирующий предмет, и средняя оценка по аттестату - четыре целых семьдесят пять сотых, что приравнивается к пяти баллам.

    Экзаменов было четыре. Когда Илона пришла сдавать историю, экзаменационного листа не было. Выяснилось, что за два первых, профильных, предмета она получила девять баллов, а по условиям эксперимента была сразу принята в вуз.

    В пединституте со всеми преподавателями у Илоны были прекрасные отношения. А когда она на четвертом курсе на зональной республиканской олимпиаде заняла первое место по педагогике и первое место по психологии, в институте ее похвалили и вручили соответствующие грамоты. Завкафедрой педагогик, Лапина Алла Александровна, подарила собственную книгу Илоне. Кстати, вузовские учителя были заняты научной работой, постоянно учились на курсах повышения квалификации, может, поэтому им было некогда ходить и собирать сплетни, кто кому что сказал, в отличие от сельских педагогов.

     А завкафедрой русского языка на выпускном сказала: " А Всеволонской должно быть стыдно закончить вуз без красного диплома", но Илоне было не стыдно, а приятно услышать такие слова от очень строго преподавателя.


    Студенческая жизнь оставила только светлые радостные воспоминания. Оттуда пошла основная часть подружек и друзей на всю жизнь. Но Илона, начиная с первого курса, избегала комсомольской деятельности и не занимала никаких ответственных постов, вела расслабленный образ жизни, в меру опаздывала, в меру прогуливала, ездила в стройотряды и всегда хорошо сдавала экзамены.

                13.12.2013.