Преодоление языкового барьера

Алифтина Павловна Попова
               
     Волей судьбы я была заброшена на Северный Кавказ, жила в сельской местности, в кабардинском селе. Даже в те времена работу найти в селе было очень сложно. Все места давно были заняты кабардинцами, а мне русской девушке там ничего не светило в этом плане. Куда бы я не пыталась поступить на работу - следовал отказ.

  Алексей Иванович Прокопенко - директор восьмилетней школы пригласил  меня работать учителем физкультуры и рисования. Спортом я занималась серьёзно: лыжи, коньки, волейбол, теннис, лёгкая атлетика. Принимала участие в спортивных соревнованиях и занимала призовые места. Работая на комсомольско-ударной стройке под Новокузнецком, я защищала честь Запсиба, выступая в соревнованиях по волейболу и конькам. Методику проведения тренировки я постигла на практике. Владимир был хорошим тренером. Но педагогического образования у меня не было, а только - техническое. Окончила после школы Бийское техническое училище № 3, работала на Запсибе мотористкой дробильного агрегата. Рисовать немного умела. Помню, первое же участие в школьной выставке картин, тогда я училась в пятом классе, принесло мне третье место. После этого я больше уже не рисовала. Но и уроков рисования в нашей школе не было. А здесь уроки рисования дали вести мне для нагрузки.
   - Так я же рисовать так не умею, чтобы учить детей, - призналась я директору при собеседовании.
   - Будешь брать в библиотеке книжки и срисовывать с детьми картинки, - заявил Алексей Иванович.

  Директор школы жил с семьёй в доме, который находился рядом со школьной спортивной площадкой. Летом она обычно пустовала. После того как я приехала в село к родителям мужа, а они жили рядом со школой, то сразу же пошла вечером на спортивную площадку. Дочь директора школы принесла мяч, и мы начали с ней играть. Быстро подтянулись откуда-то парни-кабардинцы, встали у волейбольной сетки. Вот с тех пор молодёжь после работы приходила сюда и мы играли в волейбол. Раньше такого не было в селе. Не принято у кабардинцев, чтобы девушки без сопровождения братьев куда-то ходили, тем более, чтобы играли вместе с парнями. Их готовили к семейной жизни. Да я об этом и не знала, приходила по вечерам и играла. Директор заметил эти изменения в жизни молодёжи, решил, что это я организовала, так как видел меня среди местных "волейболистов", поэтому и предложил мне вести уроки физкультуры.

  Алексей Иванович был хорошим директором и хорошим человеком, научил меня пониманию, каким должен быть учитель. Сказал при собеседовании, что положение обязывает учителя быть примером ученикам и их родителям. «Юбку короткую не носить, одеваться нужно скромно, глаза и губы не красить, плохих поступков не совершать!» - напутствовал он.

  Ох, каким был волнительным мой первый урок рисования в шестом классе! Очень волновалась. Из наглядных пособий принесла с собой на урок кувшин и таблицу, на которой была показана схема последовательности работы над рисунком. С опорой на таблицу и на то, что я изобразила на доске, учащиеся шаг за шагом, осваивали последовательность рисования кувшина, учитывая нахождение предмета в пространстве, его пропорции, свет и тень.

   Девочки сидели и старательно рисовали в альбомах. С мальчиками было сложнее. Они просили друг у друга то лист бумаги, то карандаш, то резинку на кабардинском языке. Поворачивались, забирали предметы и сопровождали действия непонятными мне словами. Девочки, слыша их речь, краснели и тихо «шипели» на них. В кабардинском языке есть много шипящих звуков. А я ничего не понимала, что они говорили, но чувствовала, что здесь что-то не так. Пришлось мне подумать, как быстрее преодолеть языковой барьер.
 
   После уроков  поговорила с пожилой учительницей начальных классов (она была  кабардинка)об этом моменте первого урока и назвала ей пару слов, которые мальчики часто произносили, а я их запомнила.
   –  Это они матерились на кабардинском языке, – сказала она. Я попросила её назвать мне кабардинские бранные слова. Учительница продиктовала мне все, которые она знала с переводом на русский язык. Я записала их на листочке. К следующему уроку подготовилась основательно. В тетрадке написала дома все фамилии и имена мальчиков слева, расчертила пустое место по горизонтали и по вертикали.  А бранные слова написала вверху.

   Урок был через неделю. Объяснила ученикам ещё раз процесс работы над рисунком. Им нужно было применить навыки, полученные на прошлом уроке. Учитывалась последовательность работы от осей симметрии до завершённости рисунка. После моего объяснения шестиклассники начали самостоятельную работу.

   Опять не у всех мальчиков были свои карандаши и резинки, а кто-то просил альбомный лист. Они сопровождали свою просьбу бранными  словами. Девочки опять «шипели» на них, на что мальчики ехидно посмеивались. Я ходила между рядами парт, помогала тем, у кого не получался рисунок. Однако, сама в течение урока отмечала фамилии матерившихся мальчиков, ставила плюсы против записанных мной в тетрадке бранных слов.

  Все усердно трудились над своим рисунком, но мальчики старались друг перед другом, особенно  усердствовал Нуна Шхануков. Это был крепкий паренёк с рыжей волнистой копной волос на голове, с крупными рыжими веснушками на лице, с орлиным носом, а голубые глаза обрамляли длинные светлые ресницы. Он крутился, вертелся во все стороны, изрекая из себя шёпотом кучу бранных слов – меня материл. "Русская же, кабардинского языка не знаю, его не понимаю", – думал он. А я ходила между парт, помогала детям увидеть свою ошибку в рисунке. Замечаний не делала.

  Когда урок подходил к концу, я начала подводить итоги работы. Подходила к каждому ученику, высказывала своё оценочное суждение о выполненной работе, выставляла отметку под рисунком. А мальчикам, которые матерились, я озвучила ещё и все сказанные ими нецензурные слова, но уже по-кабардински, вдобавок к оценкам их работы. Интересно то, что, произнося бранные слова на другом языке, стыдно не бывает. Они, конечно, не ожидали такого поворота после  их неприглядного дела.

  После небольшого замешательства, в классе наступила гробовая тишина. Но тут звонок с урока выручил их. После звонка они быстро все выскочили из класса. Надо было видеть, с каким выражением лица они рассыпались в коридоре во все стороны! Мальчики и девочки рассказывали взволнованно встречным ученикам о том, что случилось на уроке. По школьному коридору были слышны возгласы: "Не материтесь у Алифтины на уроке! Она хорошо понимает и говорит по-кабардински!".

  Мне пришлось ехать за сорок километров в Нальчик. К следующему уроку я купила в магазине простые карандаши, резинки и тонкие альбомы для рисования. Они лежали на моём учительском столе. Тот, кто был в этом плане не готов к уроку, мог взять их для работы, тем самым я сняла проблему попрошайничества. Проблем с дисциплиной больше не было ни в одном классе. Языковой барьер был снят.

   Вот так началась моя педагогическая деятельность. С этих же пор началось моё увлечение живописью. Вскоре я прочитала в газете "Кабардинская Правда" о том, что в Нальчике художник Анатолий Сундуков открывает изостудию для взрослых. Обучение бесплатное. Кабардинец, участник Великой Отечественной войны, талантливый человек, окончил Ленинградскую академию художеств. Вернулся домой, а оплачиваемую работу найти не смог, поэтому организовал изостудию на общественных началах. Через годы он стал Заслуженным художником КБАССР, Председателем Союза художников.

   На первое занятие приехали 45 человек из разных сёл республики. Взрослые мужчины и женщины выполнили первые вступительные работы, и Анатолий Михайлович отобрал себе нужное число студийцев. Через несколько занятие осталось человек 15.  По вечерам я посещала студию изобразительного искусства для взрослых три раза в неделю и ещё ездила в воскресный день. Занятия начинались в 9 часов.

  Через год приехал из Москвы преподаватель в нашу изостудию - она находилась в  Республиканском доме профсоюзов в Нальчике. Студийцы выполнили две работы: рисунок и список маслом картины известного художника. Меня приняли на заочное бесплатное обучение в Московском Народном университете изобразительных искусств.

 А ещё через год я поступила на заочное обучение в Кабардино-Балкарский государственный университет на отделение немецкого языка историко-филологического факультета. Один год училась сразу в двух университетах. Нагрузка была велика, поэтому учёбу в Московском университете я бросила. Как не упрашивал меня преподаватель Зайцев, перестала туда отправлять свои работы.

 В 1972 году мы переехали в Кемеровскую область. В городе Мариинске я учила учащихся и студентов педагогического училища немецкому языку. В 1977 году получила диплом об окончании Кабардино-Балкарского государственного университета.

  Народному образованию отдала  36 лет. Отличник народного просвещения РФ. Когда-то был мой первый урок рисования. Работая учителем немецкого языка в Мариинске, в руки кисть не брала, была загружена уроками. Будучи уже на пенсии, занялась любимым делом - живописью. Мои картины и панно видели любители живописи на выставках в Кемерово, Томске, Мариинске, в краеведческих районных музеях. Награждена дипломами лауреата I, II степени в областных и межрегиональных выставках-конкурсах. Любители живописи побывали на моих 38-и выставках.

   На фото: часть моих панно на выставке "Космические пейзажи".