От пяти до тринадцати побед за один вылет

Олег Каминский
       Пожалуй,  не  найдется  человека,  более  или  менее  знакомого  с  историей  Великой  Отечественной  войны,  который  бы  не  слышал  о  подвиге  советского  лётчика-истребителя  старшего  лейтенанта  А.  К.  Горовца.  И,  действительно,  этому  лётчику  посвящены  книги  и  десятки,  если  не  сотни,  статей.  А  девять  сбитых  им  в  одном  бою  вражеских  самолетов  стали  эталоном  непревзойденного  мастерства,  мужества  и  героизма  советских  летчиков.  Причем,  практически,  во  всех  изданиях  утверждалось,  что  этот  подвиг  является  единственным  исключением,  феноменом,  и  никаких  аналогов  в  истории авиации  не  имеет.  Но,  как  оказалось,  за  свою  Родину  героически  сражались  не  только  советские  люди.  Не  стал  исключением  и  подвиг  Горовца.  Случаи,  когда  летчик  сбивал  в  одном  бою  (или  за  один  вылет)  сразу  несколько  самолетов  противника,  бывали  и  в  авиации  других  стран.  Вот  об  этом  мы  и  поговорим,  причем,  за  основу  примем  случаи,  когда  летчику  удавалось  одержать  сразу  не  менее  пяти  воздушных  побед.  Ведь  именно  за  пять  побед,  начиная  с  первой  мировой  войны,  летчикам  стали  присваивать  почетный  эпитет  «ас».  И,  именно  тогда,  впервые  были  зафиксированы  два  уникальных  случая  в  практике  воздушных  боев,  когда  летчикам  удалось  одержать  в  одном  бою  сразу  по  пять  побед.  В  обоих  случаях  этими  удачливыми  летчиками  были  немцы.  Первый,  лейтенант  Фриц  Отто  Бернерт  из  Jasta  2  в  бою  над  Францией  24  апреля  1917  года  за  десять  минут  (с  8.30  до  8.50)  сбил  пять  самолетов.  Между  прочим,  Бернерт  носил  очки,  а  одна  его  рука  почти  бездействовала,  после  штыкового  ранения.  А  вторым  был  лучший  в  германской  авиации  охотник  за  аэростатами  лейтенант  Фридрих  фон  Рёт  из  Jasta  16.  За  пятнадцать  минут  (с  16.00  до  16.15)  он  на  скорости  «скосил»  пять  аэростатов  над  Бельгией  29  мая  1918  года.  Больше  никому  из  летчиков  первой  мировой  не  представился  удачный  случай  совершить  что-либо  подобное.

       Зато  в  некоторых  войнах  конца  30-х  годов  и,  особенно  в  годы  второй  мировой  войны,  в  авиации  были  отмечены  многочисленные  случаи  «рубки»  в  воздухе.

       Первых,  упомянули  в  прессе  по  этому  поводу,  как  это  ни  странно,  китайцев.  О  сногсшибательном  успехе  китайского  летчика  Ли  Гуй-дана  (по  другим  данным  Ли  Вей-Тана),  который  в  бою  18  февраля  1938  года  сбил  сразу  двенадцать  (!)  японских  самолетов  и  погиб  при  этом  сообщила,  между  прочим,  наша  газета  «Правда»  6  сентября  1938  года.  А  если  верить  сообщению  газеты  «Известия»  за  9  декабря  того  же  года,  другой  китаец  капитан  Цю  Цзун-у,  сбил  в  одном  воздушном  бою  одиннадцать  японских  самолетов.  В  «Известиях»  была  опубликована  и  фотография  китайского  аса.  Правда,  при  всем  уважении  к  «великому  китайскому  народу»,  надо  заметить,  что  подобные  подвиги  вряд  ли  имели  место.  И,  скорее  всего,  японские  самолеты  были  сбиты  в  групповых  боях,  в  котором,  вместе  с  другими  китайскими  летчиками,  участвовали  Ли  Гуй-дан  и  Цю  Цзун-у.  Не  лишним  будет  также  заметить,  что  кроме  заметок  в  вышеупомянутых  советских  газетах,  имена  этих  китайских  летчиков  больше  ни  в  каких  источниках  не  упоминаются.  Да  и  были  ли  они?  Создается  впечатление,  что  это  -  обычная  пропагандистская  газетная  «утка».   

       Зато  через  два  года  один  финн  действительно  отличился,  что  подтверждено  и  советскими  документами.  Около  полудня  6  января  1940  года  в  районе  финского  аэродрома  Утти  появились  семь  советских  самолетов  ДБ-3  из  6-го  ДБАП,  которые  возвращались  после  налета  на  города  Пиексимяки  и  Куопио.  Им  на  перехват  взлетел  только  один  финский  летчик  -  лейтенант  Йорма  Калеви  Сарванто  из  LLv.24,  поскольку  остальные  истребители,  недавно  вернувшиеся  из  полетов,  ещё  не  успели  заправиться.  И,  всего  за  4  минуты,  с  12.03  до  12.07,  Сарванто  один  за  другим  сбил  шесть  ДБ-3!  Это  тем  более  удивительно,  если  учесть,  что  финский  лётчик  сражался  на,  довольно  устаревшем,  истребителе  «Фоккер»  D-XXI,  вооруженном  только  пулеметами.  Вне  всякого  сомнения,  Сарванто  сбил  бы  и  седьмой  самолет,  но,  к  счастью  для  советского  экипажа,  у  финна  полностью  вышел  боекомплект.  А  вот  другим  экипажам,  сбитым  Сарванто,  не  повезло:  из  двадцати  четырех  летчиков,  находившихся  на  борту  самолетов,  спаслись  лишь  двое,  да  и  те  попали  в  плен.  Надо  сказать,  наши  летчики  сражались  отчаянно:  ответным  огнем  стрелков  истребитель  Сарванто,  получив  123  пулевые  пробоины,  был  буквально  изрешечен,  но  все  же  удача  в  тот  раз  была  явно  на  стороне  финна.

       Уже  во  время  «второй  советско-финляндской  войны»  30  июня  1944  года  удача  улыбнулась  ещё  одному  финскому  летчику,  прапорщику  Эйно  Илмари  Юутилайнену  из  LeLv.34.  На  истребителе  Bf 109G-6  он,  в  течение  одного  боевого  вылета  с  10.45  до  12.00  в  районе  Тали – Ихантала,  сбил  шесть  советских  самолетов:  два  Р-39,  два  Як-9  и  по  одному  Ил-2  и  Ла-5.      

       Следующим,  после  «горячих  финских  парней»,  свой  самурайский  подвиг  совершил  японский  летчик  старшина  Ямасита  Косиро. 13  сентября  1940  года,  в  составе  тринадцати  истребителей  А6М2  «Зеро», Косиро  вел  бой  с  двадцатью  семью  китайскими  истребителями  И-15  и  И-16  в  районе  Чунцина. За  полчаса  боя  (с  14.00  до  14.30)  ему  удалось  сбить  пять  китайских  истребителей. 

       Ещё  одним  японцем,  «рубившим  двумя  мечами  сразу»,  стал  унтер-офицер  Хироси  Нисизава.  7  августа  1942  года  он,  в  составе  группы  из  восемнадцати  истребителей  A6M2  «Зеро»,  вел  бой  над  морем  в  районе  Гуадалканала  с  большой  группой  американских  самолетов,  и  сбил  пять  из  них.

       А  первым  из  летчиков  союзной  авиации,  добившегося  такого  успеха,  стал  английский  летчик  флаинг-офицер  Чарльз  Харольд  Дайсон  из  33.  Sqdn.  RAF.   11  декабря  1940  года  на  «Харрикейне»  Mk.I  в  одном  бою  над  Западной  Сахарой  в  районе  Эс-Соллума  он  установил  рекорд  для  летчиков  RAF,  сбив  сразу  семь  итальянских  самолетов:  шесть  истребителей  CR-42  и  один  бомбардировщик  SМ-79  (с  ним  столкнулся  один  из  сбитых  Дайсоном  CR-42  и,  он  упал).

       Для  другого  англичанина,  флайт-сержанта  Элвина  Берримена  Даунинга  из  600  Sqdn.  RAF,  самым  удачным  стал  ночной  бой  30  апреля  1943  года.  На  истребителе  «Бьюфайтер»  Mk.VIF  он  патрулировал  с  03.30  до  06.15  над  Средиземным  морем  южнее  Сардинии.  Обнаружив  с  помощью  своего  штурмана-оператора  РЛС  сержанта  Лайонса  самолеты  противника,  Даунинг  в  течение  10  минут  сбил  пять  немецких  транспортных  Ju 52/3m.   

       Повезло  и  двум  австралийцам,  служившим  в  английской  авиации.   Флаинг-офицер  Ричард  Найджел  Каллен  из  80.  Sqdn.  RAF   на  истребителе  «Харрикейн»  Mk.I  вечером  28  февраля  1941  года  в  ходе  большого  боя,  проходившего  между  албанским  побережьем  и  городом  Тепелена,  сбил  сразу  три  итальянских  бомбардировщика:  два  SM.79  и  один  BR.20,  а  также  два  истребителя  CR.42.            

       А  флайт-лейтенант  Клайв  Робертсон  Кодуэлл  из  250.  Sqdn.  RAF.  отличился  в  полдень  5  декабря  того  же  года,  когда  в  составе  группы  из  двадцати  пяти    истребителей  P-40  «Томагавк»  Mk.IIB,  участвовал  в  большом  групповом  бою  южнее  Эль-Адема  в  Ливии.  В  ходе  боя  были  сбиты  восемнадцать  немецких  и  итальянских  самолетов,  в  том  числе  Кодуэлл  в  районе  между  Бир-эль-Гоби  и  фортом  Капуццо  сбил  пять  пикировщиков  Ju 87.

       Среди  канадцев  звание  «аса  одного  боя»  заслужил  только  один  летчик  -  лейтенант  Ричард  Джозеф  Одет  из  411.  Sqdn.  Звездным  часом  для  него  стало  29  декабря  1944  года,  когда  он,  в  составе  звена  истребителей  «Спитфайр»  IXE  атаковал  в  районе  Оснабрюка  четыре  Bf 109  и  восемь  Fw 190,  летевших  гуськом  друг  за  другом.  Хотя  для  Аудета  это  был  только  первый  бой,  ему  посчастливилось  всего  за  5  минут  одержать  сразу  пять  воздушных  побед:  три  Fw 190  и  два  Bf 109.

       Однако  лучше  всех  среди  летчиков  союзной  авиации  проявили  себя  в  этом   американцы,  которые  частенько  за  один  вылет  сбивали  по  нескольку  самолетов  сразу.  К  сожалению,  в  рамках  данной  статьи  невозможно  рассказать  обо  всех  подобных  успехах  летчиков  «дяди  Сэма»,  поэтому,  ограничимся  упоминанием  лишь  о  нескольких. 

       Так,  уже  25  декабря  1941  года  лейтенант  Роберт «Дьюк»  Хедман,  во  время  своего  первого  боевого  вылета  на  истребителе  Р-40  в  одиночку  атаковал  группу  японских  бомбардировщиков  и  истребителей  в  районе  Рангуна  (Бирма).  Не  обращая  внимания  на  огонь  японцев,  он  подходил  к  ним  сзади  и,  методично  атакуя  их  одного  за  другим,  в  течение  15  минут  сбил  пять  самолетов:  четыре  бомбардировщика  Ки-21  и  один  истребитель  Ки-43.  Между  прочим,  ответным  огнем  японцев  его  истребитель  был  поврежден  настолько,  что  после  возвращения  на  свой  аэродром,  его  пришлось  списать.
    
       20  февраля  1942  года  около  17  часов  другой  американец  лейтенант  Эдвард  Генри  «Бутч»  О’ Хара  из  эскадрильи  VF-3  с  авианосца  «Лексингтон»  на  истребителе F4F  «Уайлдкэт»,  тоже  в  одиночку,  напал  над  морем  в  районе  Рабаула  на  девять  японских  бомбардировщиков  G4М1  «Бетти»  и  за  5  минут  сбил  пять  из  них.  Самое  поразительное  то,  что  этот  подвиг  О’ Хара  совершил  во  время  своего  первого  боевого  вылета!!!

       7  апреля  1943  года  капитан  авиации  морской  пехоты  США  Джеймс  «Зеки»  Суитт  из   эскадрильи  VMF-221  совершил  подвиг,  прославивший  его  на  всю  Америку.  В  этот  день  в  районе  острова  Тулаги  Суитт,  на  истребителе  F4F  «Уайлдкэт»,  вступил  в  бой  с  большой  группой  японских  бомбардировщиков  D3A1  «Вэлл».  Атакуя  противника,  Суитт  успел  уничтожить  три  вражеских  машины,  но  тут  его  самолет  был  по  ошибке  поражен  своими  же  зенитчиками.  Несмотря  на  повреждения,  пилот  продолжил  бой  и  сбил  еще  четыре  «Вэлла»,  доведя  свой  только  что  открытый  счет  до  семи  побед.  Возможно,  была  и  восьмая  победа,  но  никто  не  видел  падения  подбитого  им  бомбардировщика,  и  летчик  не  смог  доказать  уничтожение  врага.  Сражение  закончилось  тем,  что  раненый  Суитт  покинул  свой  избитый  истребитель  и  спустился  на  парашюте  в  воды  океана.  Вскоре  он  был  спасен  кораблями,  которые  прикрывал  от  атак  японцев.  За  этот  подвиг  Джеймс  Суитт  был  удостоен  высшей  награды  Соединенных  Штатов  –  Почетной  медали  Конгресса.   
 
       Еще  один  американец,  пилот  Р-38  «Лайтнинга»  лейтенант  Мюррей  Дж.  Шубин  из  339.  Sqdn.,  в  групповом  бою  16  июня  1943  года  с  пикировщиками  D3A  и  истребителями  А6М5  «Зеро»  сбил  шесть  японцев.   

       А  19  июня  1944  года  во  время  «Великой  охоты  на  фазанов  у  Марианских  островов»  отличились  сразу  четыре  пилота  «Хеллкэтов».  Капитан  Дэвид  Мак-Кэмпбелл  из  VF-15  в  одном  вылете  в  районе  Марианских  островов  и  острова  Гуам  сбил  пять  японских  пикирующих  бомбардировщиков  D4Y  «Джуди»  и  два  истребителя  А6М5  «Зеро».  Шесть  побед  над  «Джуди»  одержал  за  8  минут  Александер  «Алекс»  Врасью,  по  пять  японцев  сбили  Джордж  Р.  Карр  и  Рассел  Л.  Рейзере.
   
       Через  четыре  месяца,  24  октября  1944  года,  Мак-Кэмпбэлл  установил  рекорд  в  авиации  союзников,  уничтожив  девять  самолетов  в  одном  бою.  В  тот  день  он,  во  главе  семи  «Хеллкэтов»  вылетел  на  перехват  двадцати  японских  бомбардировщиков,  летевших  в  сопровождении  сорока  истребителей.  Когда  противники  встретились  над  заливом  Лейте,  пять  «Хеллкэтов»  пошли  в  атаку  на  бомбардировщики,  а  Мак-Кэмпбелл  и  его  ведомый  лейтенант  Рой  У.  Рашинг  дерзко  ввязались  в  бой  с  истребителями.  По  непонятным  причинам,  японские  летчики,  имея  двадцатикратное  превосходство  в  силах,  не  решились  атаковать  американцев,  и  сначала  выстроились  в  оборонительный  круг,  а  затем  и  вовсе  взяли  курс  на  свой  аэродром.  Возможно,  у  них  подходило  к  концу  горючее.  Как  бы  то  ни  было,  пара  американцев  стала  сбивать  японцев  одного  за  другим,  практически  не  встречая  сопротивления.  Расстреляв  все  боеприпасы,  бравые  янки  сбили  пятнадцать  истребителей,  в  том  числе  Мак-Кэмпбелл  девять  (семь  А6М5  «Зеро»  и  два  «Оскара»)  и  Рашинг  -  шесть  (пять  А6М5  «Зеро»  и  один  «Оскар»).   

        Своих  больших  успехов  в  боях  против  самураев янки  добивались,  в  первую  очередь,  из-за  чрезвычайно  низкой  живучести  японских  самолетов  и  отсутствию  гибкой  тактики  в  действиях  японцев, а  также  благодаря  наличию  очень  мощного  вооружения  на  американских  самолетах,  которыми,  к  тому  же,  управляли  очень  хорошо  обученные  и  подготовленные  американские  летчики.  Но  иногда  «на  орехи»  доставалось  и  летчикам  Люфтваффе.  Так,  например,   9  октября  1943  года  над  проливом  Карпатос  в  Эгейском  море  майор  Уильям  Л.  Леверетт  во  главе  девятки  Р-38Н  «Лайтнинг»  из  14.FG  вел  бой  с  двадцатью  шестью  пикировщиками  Ju 87  из  II./StG.3.  После  боя  пилоты  «Лайтнингов»  утверждали,  что  сбили  шестнадцать  Ju 87  и  один  Ju 88,  в  том  числе  семь  Ju 87  записали  на  счет  Леверетта,  для  которого  это  были  первые  (!)  воздушные  победы.  Между  прочим,  за  свои  успехи  Леверетт  был  награжден  не  только  американскими  наградами,  но  и  …советским  орденом  Александра  Невского  (Указ  Президиума  Верховного  Совета  СССР  от  18  февраля  1944  года)!    

       Больше  никто  из  летчиков  других  стран,  кроме  немцев,  не  смог  похвастаться  подобными  необычными  достижениями.  И  лишь  летчики  Люфтваффе,  для  которых  такие  успешные  бои  были  не  редкостью,  особенно  в  боях  на  Восточном  фронте,  смогли  не  только  сравниться  с  янки,  но  и  превзойти  их. 

       Первым  из  немцев  такого  результата  добился  командир  JG.2  «Рихтгофен»  майор  Гельмут  Вик,  который  6  ноября  1940  года  на  истребителе  Bf 109E-4  за  13  минут  боя  сбил  в  районе  Саутгемптона  и  восточнее  острова  Уайт  пять  английских  истребителей:  два  «Харрикейна»  и  три  «Спитфайра».

       Долгое  время,  до  начала  войны  с  Советским  Союзом,  никому  из  летчиков  Люфтваффе  не  удавалось  повторить  успеха  Вика.  Но  в  первых  же  боях  с  русскими  летчиками  немцы,  один  за  другим,  стали  добиваться  впечатляющих  результатов. 

       25  июня  1941  года  обер-лейтенант  Вальтер  Хокнер  из  II./JG.77  вылетел  в  составе  звена  Bf 109Е  на  «свободную  охоту»  в  район  Балти – Яссы – Кишинев.  Встретив  двенадцать  самолетов  СБ-2,  немцы  сбили  десять  из  них,  в  том  числе  Хокнер  -  восемь  бомбардировщиков.  В  этот  же  день,  но  уже  в  Белоруссии,  обер-лейтенант  Ганс  Колбов  из  II./JG.51  на  истребителе  Bf 109F-2  за  несколько  минут  боя  уничтожил  пять  краснозвездных  бомбардировщиков. 

       На  следующий  день  лейтенант  Эмиль  Омерт  и  обер-фельдфебель  Райнгольд  Шметцер  из  III./JG.77  в  составе  восьмерки  истребителей  Bf 109Е  вылетели  на  перехват  группы  из  шестидесяти  бомбардировщиков  СБ-2  и  ДБ-3,  пытавшейся  совершить  налет  на  румынский  порт  Констанца.  В  бою  на  подступах  к  Констанце  немцы  сбили  двадцать  самолетов,  в  том  числе  по  пять  СБ-2  сбили  Омерт  и  Шметцер.  Тот  же  Шметцер  в  бою  10  июля  сбил  ещё  пять  русских  самолетов:  три  И-153  и  два  ДБ-3.   
 
       12  июля  капитан  Вальтер  Осау  из  III./JG.3  в  паре  с  ведомым  во  время  «свободной  охоты»  западнее  Житомира  атаковал  группу  советских  самолетов.  Не  достаточно  опытному  ведомому  не  удалось  сбить  ни  одного  самолета,  зато  Осау  всего  за  две  минуты  (!),  с  15.35  по  15.37,  сбил  три  И-16  и  два  СБ-2.

       Как  и  в  случае  с  американцами,  рассказывать  обо  всех  удачах  немцев  нет  смысла,  так  как  их  слишком  много  на  одну  статью.  Но  о  некоторых,  наиболее  интересных  и  впечатляющих  эпизодах  можно  упомянуть. 

       Одним  из  них  является,  несомненно,  бой  обер-фельдфебеля  Ойгена  Винтергерста  из  II./JG.77.  Вечером  12  августа  1941  года  он  взлетел  с  аэродрома  Цебриково  под  Одессой  для  испытания  только  что  отремонтированного  Bf 109Е.  Неожиданно  в  районе  аэродрома  появилась  девятка  СБ-2.  Винтергерст  немедленно  атаковал  их,  и  вскоре  на  земле  полыхали  семь  костров  от  упавших  бомбардировщиков.  Крутанув  над  аэродромом  семь  победных  «бочек»  и  приземлившись,  Винтергерст,  какое-то  время,  почему-то,  продолжал  сидеть  в  кабине  самолета,  не  решаясь  показаться  на  глаза  ликующей  толпы  техников  и  летчиков  своей  группы,  среди  которых  находился  и  какой-то  генерал,  случайно  оказавшийся  на  аэродроме.  Смущение  молодого  рекордсмена  стало  понятным,  когда,  по  настойчивости  генерала,  он  вылез  из  кабины  и  предстал  перед  всеми…  в  одних  трусах!  Оказалось,  что  по  причине  жаркого  вечера  он  вылетел  неодетым  и  даже  без  парашюта  (!)…

       Не  совсем  обычным  был  вылет  лейтенанта  Эрвина  Лейкауфа  из  III./JG.54  в  ночь  с  22  на  23  июня  1942  года  в  район  Волхова.  На  истребителе  Bf 109F-4,  не  приспособленном  для  ночных  полетов,  он  в  течение  50  минут  сбил  шесть  советских  транспортных  самолетов.  Сбитые  самолеты  были  в  основном  тихоходными  бипланами  Р-5,  и  Лейкауфу,  чтобы  успешно  атаковать  их,  пришлось  выпускать  шасси  и  закрылки  своего  истребителя,  а  также  до  предела  убирать  обороты  двигателя.

       Подлинным  рекордсменом  проявил  себя  Эрих  Рудорффер.  Сначала  он,  будучи  летчиком  II./JG.2,  9  февраля  1943  года  на  истребителе  Fw 190  во  время  одного  вылета  над  Тунисом  в  течение  38  минут  сбил  восемь  английских  самолетов.  Ещё  семь  английских  самолетов  за  20  минут  боя  он  сбил  15  февраля.  Затем,  уже  сражаясь  на  Восточном  фронте  в  составе  II./JG.54  капитан  Рудорффер  24  августа  за  4  минуты  сбил  пять,  а  11  октября  за  7  минут  -    семь  советских  самолетов.  Спустя  чуть  меньше  месяц,  6  ноября  1943  года  в  районе  Ладожского  озера  он  установил  феноменальный  рекорд,  сбив  за  17  минут  боя  тринадцать  (!)  советских  самолетов,  в  основном  Ил-2.  Через  год,  28  октября  1944  года,  он,  всего  за  10  минут  боя  (с  11.46  до  11.56)  сбил  в  районе  Либавы  девять  штурмовиков  Ил-2.

       Но  всех  в  этом  отношении  «переплюнул»  майор  Теодор  Вайссенбергер:  за  время  боев  в  Заполярье  в  составе  JG.5  ему  подфартило  совершить  восемь  (!)  таких  подвигов.  Вот  краткий  перечень  успехов  Вайссенбергера:    
       10  мая  1942  года  в  бою  над Мотовским  заливом  за  12  минут  (с  16.45  до  16.57)  -  пять  истребителей:  три  МиГ-3  и  два  «Харрикейна»  (2-го  ГИАП  ВВС  СФ).
       10  марта  1943  года  в  бою  юго-восточнее  Мурманска  за  10  минут  (с  09.59  до  10.09)  -  шесть  истребителей:  три  «Аэрокобры»  и  три  Р-40  (145-го  и  767-го  ИАП). 
       12  марта  1943  года  в  бою  южнее  Мурмашей  за  18  минут  (с  14.17  до  14.35)  -  пять  истребителей:  три  «Аэрокобры»  и  два  Р-40.
       13  апреля  1943  года  в  бою  северо-восточнее  Мурманска  за  11  минут  (с  17.05  до  17.16)  -  шесть  истребителей:  четыре  «Аэрокобры»  и  два  «Харрикейна»  (78-го  ГИАП  ВВС  СФ  и  966-го  ИАП  ПВО).
       8  июня  1943  года  северо-восточнее  Мурманска  за  8  минут  (с  17.15  до  17.23)  -  пять  истребителей:  четыре  «Тайфуна»  и  одну  «Аэрокобру». 
       4  июля  1943  года  в  течение  одного  вылета  северо-западнее  Рыбачьего  за  59  минут  (с  21.07  до  22.06)  -  семь  самолетов:  один  Пе-2,  три  Ил-2  и  три  «Хэмпдена»  (9-го  ГМТАП  ВВС  СФ),  причем,  последние  шесть  -  в  одном  бою. 
       25  июля  1943  года  в  бою  юго-восточнее  Кибергнеса  за  11  минут  (с  02.48  до  02.59)  -  пять  самолетов:  три  Пе-2  (29-го  БАП  ВВС  СФ)  и  две  «Аэрокобры». 
       1  февраля  1944  года  в  бою  в  районе  Сольцы  за  8  минут  (с  10.50  до  10.58)  -    пять  истребителей  Ла-5.

       Особо  нужно  сказать  о  подобных  подвигах,  совершенных  немецкими  лётчиками  ночной  авиации.  Надо  учесть,  что  ночные  победы  имели  особую  ценность,  так  как  говорили  о  летном  мастерстве  пилота  и  высокой  технической  подготовке  его  радиооператора.  И  самое  главное,  большинство  ночных  побед  было  одержано  над тяжелыми  четырех - моторными  бомбардировщиками,  считавшимися  в Люфтваффе  наиболее  важной  «добычей». 

       Первым  среди  «ночников»  отличился  в  этом  обер-лейтенант  Райнгольд  Кнаке   из  I./NJG.1:  в  ночь  с  16  на  17  сентября  1942  года  на  истребителе  Bf 110F-4  он  сбил  над  Германией  сразу  пять  английских  бомбардировщиков.

       После  достижения  Кнаке  немецкие  ночные  истребители  записали  в  свой  актив  ещё  более  пятнадцати  таких  успешных  боев.  Кстати,  один  из  которых  произошел  на  Восточном  фронте,  когда  в  ночь  с  5  на  6  июля  1943  года  обер-лейтенант  Йозеф  Пютцкуль  из  NJG.5,  на  ночном  истребителе  Ju 88  сбил  в  районе  Брянск – Смоленск  шесть  советских  бомбардировщиков.  Как  уже  говорилось  выше,  описать  все  подобные  случаи  невозможно,  поэтому,  упомянем  лишь  о  некоторых.  В  том  числе  о   наибольшем  успехе,  которого  добился  обер-лейтенант  Мартин  Беккер  из  I./NJG.6.  В  ночь  с  14  на  15  марта  1945  года  он,  в  районе  Лютцендорфа  на  ночном  истребителе  Bf 110G-4b/R3  сбил  за  один  вылет  сразу  девять  английских  четырех  -  моторных  бомбардировщиков  «Ланкастер»,  из  которых  три  помог  командиру  «снять  с  неба»  его  радиооператор  лейтенант  Карл-Людвиг  Йоханссен.  Кстати,  до  этого,  Беккеру  ещё  дважды  удавалось  за  один  вылет  сбивать  по  шесть  английских  бомбардировщиков:  в  ночь  с  22  на  23  марта  и  в  ночь  с  30  на  31  марта  1944  года.

       А  последним  из  немецких  ночных  истребителей  отличился  обер-лейтенант  Эрих  Юнг  из  NJG.2.  На  самолете  Ju 88G-6  он,  в  ночь  с  16  на  17  марта  1945  года  в  районе  Нюрнберга  за  20  минут  сбил  восемь  бомбардировщиков  «Ланкастер».      

       В  заключение,  поговорим,  наконец,  о  наших  лётчиках.  Вообще-то,  в  истории  советской  авиации,  особенно  в  различных  местечковых  печатных  изданиях  и  в  многочисленных  мемуарах,  зафиксировано  довольно  много  случаев,  когда  «сталинским  соколам»  удавалось  одержать  сразу  по  пять  и  более  воздушных  побед.  Правда,  при  ближайшем  рассмотрении  почти  все  эти  «факты»  оказываются,  к  сожалению,  не  соответствующими  действительности.  Поэтому  в  данной  статье  мы  упомянем  только  те  случаи,  которые  были  зафиксированы  в,  более-менее,  серьезных  документах:  журналах  боевых  действий,  наградных  листах  и  т.  д.      

       Итак,  первая  в  истории  Великой  Отечественной  войны  «рубка  в  воздухе»  была  зафиксирована  29  августа  1941  года  на  подступах  к  Ленинграду.  А  первым  советским  летчиком,  устроившим  эту  «рубку»,  был  старший  лейтенант  Виктор  Георгиевич  Лазарев  из  191-го  ИАП.  В  тот  день  Лазарев  во  главе  семерки  И-16  вел  бой  против  семидесяти  немецких  самолетов  в  районе  Мги  и  сбил  сразу  пять  самолетов.  Характерно,  что  по  данным  журнала  боевых  действий  полка  ему  были  засчитаны  пять  сбитых  Ю-87,  а  по  данным  наградных  документов  Лазарев  сбил  три  Ю-87,  один  Ме-110  и  один  Ме-109.  Интересно  отметить  также,  что,  несмотря  на  десятикратное  превосходство  немцев,  летчики  остальных  «ишачков»  заявили  ещё  о  девяти  победах. 

       Вторым  нашим  летчиком,  отличившимся  подобным  образом,  был  младший  лейтенант  Василий  Владимирович  Климов  из  274-го  ИАП.  7  мая  1943  года  Климов  в  составе  четверки  Як-1  вел  воздушный  бой  в  районе  Нижнебаканская - Адагум  на  Кубани  с  большой  группой  немецких  самолетов  из  сорока  Ю-87  и  восьми  Ме-109.  В  бою  он  сбил  пять  пикировщиков  Ю-87,  при  этом  сам  был  сбит,  но,  к  счастью,  спасся  на  парашюте.  Заметим,  что  воевать  Климов  начал  совсем  недавно,  с  19  апреля,  и  свой  подвиг  совершил  во  время  13-го  боевого  вылета.  Поразительно,  однако,  молодого  аса  не  наградили  за  выдающееся  достижение,  и  о  причинах  этого  можно  лишь  догадываться.         

       Такой  же  геройский  подвиг  совершил  заместитель  командира  эскадрильи  55-го  ГИАП  старший  лейтенант  Николай  Степанович  Котлов.  Во  время  налета  немецкой  авиации  на  Курск  утром  2  июня  1943  года  он,  во  главе  шестерки  истребителей  Як-1,  атаковал  группу  из  двенадцати  Хе-111  и  Ю-87  и  пятнадцати  истребителей.  В  бою  Котлов  успел  сбить  один  Хе-111,  один  Ю-87  и  три  Ме-109,  прежде  чем  его  самолет  был  подожжен.  Смертельно  раненный,  он  выбросился  с  парашютом,  но  умер  на  руках  подобравших  его  пехотинцев.  Отважный  летчик  был  похоронен  в  селе  Холча,  и  посмертно  награжден  орденом  Отечественной  войны  1-й  степени. 
      
       Ну  и,  наконец,  в  завершение,  расскажем  о  заместителе  командира  эскадрильи  88-го  гвардейского  истребительного  авиационного  полка  старшем  лейтенанте  Александре  Константиновиче  Горовце,  о  феноменальном  достижении  которого  уже  упоминалось  в  самом  начале  статьи. 

       Вечером  6  июля  1943  года  Горовец  в  составе  десяти  истребителей  Ла-5,  вылетел  на  прикрытие  наших  войск  в  район  Куросавка - Владимировка - Ольховатка - Кочетовка - Зоринские  Дворы.  После  окончания  патрулирования,  в  19  часов  40  минут,  эскадрилья  повернула  на  обратный  курс.  Согласно  имеющимся  данным,  Горовец,  вместе  со  своим  ведомым  лейтенантом  В.  М.  Рекуновым  замыкал  строй  истребителей.  Неожиданно,  сверху  из  облаков  вынырнул  какой-то  шальной  Ме-109  и  попытался  атаковать  замыкающую  пару.  Желая  отбить  атаку,  Рекунов  ввязался  в  бой  с  немецким  истребителем.  А  в  это  время,  в  районе  деревни  Засоринье,  Горовец  внезапно  заметил  группу  из  двадцати  немецких  пикирующих  бомбардировщиков  Юнкерс-87,  без  истребительного  прикрытия,  летевших  в  восточном  направлении.  Вероятно,  из-за  неисправного  радиопередатчика,  сообщить  об  этом  командиру  эскадрильи  летчик  не  смог.  Поэтому  он  решил  атаковать  противника  в  одиночку.  Пикировщики  уже  начали  перестраиваться  в  цепочку  для  бомбометания  по  нашим  войскам,  когда  их  атаковал  Горовец.  В  первой  же  атаке  он  уничтожил  ведущего  первой  девятки,  а  затем,  поочередно  атакуя  остальных,  сбил  ещё  восемь  пикировщиков. 
   
       Израсходовав  боеприпасы,  Горовец  взял  курс  на  свой  аэродром,  но  тут  его  самого  атаковала  четверка  Ме-109.  Безоружный  истребитель  был  сбит,  и  отвесно  упав  в  чей-то  огород  хутора  Зоринские  Дворы,  глубоко  врезался  в  мягкую  землю.  Убитый  летчик  остался  в  кабине  своего  самолета  на  глубине  нескольких  метров.  Приказом  ГУК  МКО  №  0955  от  20  августа  1943  года  старший  лейтенант  А.  К.  Горовец  был  исключен  из  списков  Советской  Армии  как  пропавший  без  вести,  а  Указом  Президиума  Верховного  Совета  СССР  от  28  сентября  1943  года  ему  посмертно  было  присвоено  звание  Героя  Советского  Союза.               

       Феноменальный  результат  А.  К.  Горовца  больше  никому  из  советских  летчиков  повторить  не  удалось. Впрочем,  и  пять  воздушных  побед  в  одном  бою  больше  никто  из  наших  асов  не  одерживал…
   
       В  заключение,  хочется  особо  подчеркнуть,  что  не  все  указанные  в  данной  статье  случаи  соответствуют  реальным  событиям,  и  далеко  не  всегда  количество  заявленных  побед  совпадало  с  реальными  потерями  противника.  Это  определение,  в  равной  степени,  относится  к  летчикам  всех  воюющих  стран.  Впрочем,  это  уже  давно  проверенная  и  доказанная  аксиома.