Урок математики в 4 Б только начался. Учительница Надежда Фёдоровна даже не успела взять в руки мел, и как обычно написать на доске тему занятия, как вдруг, дверь распахнулась, и в классе появился директор школы Василий Петрович Рывкин.
- Сидите, сидите, вставать не нужно, - успокоил директор.
Обычно его приход не сулил ученикам ничего хорошего. Сашка, разглядывая серьёзное и даже озадаченное лицо Рывыча, пытался понять, зачем же он пришёл к ним на урок. Вдруг опять будет ругать за физру? Переболев простудой, хитрые дети заверяли учителя физкультуры, что у них освобождение, и не ходили на занятие.
Однако Василий Петрович начал сразу говорить, развеяв все Сашкины страхи.
- Ребята! Мне только что позвонили и сказали – к нам в школу, посмотреть на наших школьников, приедут иностранцы, предположительно из Соединённых Штатов Америки. Поэтому, предупреждаю всех, если гости захотят посмотреть, как проходят занятия – вести себя необходимо как подобает настоящему пионеру.
- Василий Петрович, а что же они именно к нам в класс зайдут? – спросила директора учительница.
- Надежда Фёдоровна, я хочу им показать лучший класс, а 4 Б у нас как раз такой, не даром переходящий вымпел у вас висит. Да и ребята ваши думаю, захотят на иностранцев посмотреть.
Сашка много раз уже видел иностранцев. Когда мама вывозила его на прогулку в центр, на станции метро Площадь Революции, на Новослободской, или на Киевской, в людской массе Сашка часто замечал красиво одетых людей, которые в отличие от других пассажиров, никуда не спешили. Они ходили и просто изучали статуи матросов, солдат, или цветную мозаику. Иногда среди гостей столицы были даже негры – люди с совершенно чёрным цветом кожи. Если подобное происходило зимой, забавно было смотреть, на чёрных теплолюбивых людей, закутанных в тёплые пальто и в меховые шапки.
- Так вот ребята, - директор прервал Сашкины мысли. – Нам необходимо показать, что мы хорошо учимся, и что мы многое знаем про их страну. Кто из вас видел негров? Поднимите руки.
Сашка поднял руку и огляделся по сторонам. Оказалось, что почти половина его одноклассников видели негров.
- Так, пусть Васильева скажет, - указав на девочку, сказала Надежда Фёдоровна.
- Негры, это такие люди, которых белые в капиталистических странах постоянно обижают. Негры в Америке постоянно не доедают, - зазвенел тонкий девичий голосок.
- Правильно, - прервал ответ директор. – Во многих ресторанах и магазинах США висят таблички «Неграм вход воспрещён». Белые в Америке отказываются лечит негров в больницах, не принимают их детей в школы. Эти проклятые капиталисты веками эксплуатируют людей с чёрным цветом кожи. Начнём с того, что они негров вывезли в Америку из Африки в качестве рабов, заковали их в кандалы, и заставляли работать на плантациях. Надежда Фёдоровна, договоритесь с учителем литературы, пусть на внеклассном чтении он прочитает вашему классу «Хижину дядюшки Тома».
- Так вот, ребята, вам всем просто повезло, что вы родились в такой замечательной стране. У нас нет рабства, каждый может поступить в школу и дальше в институт. В театр? Пожалуйста! Билет в театр 60 копеек стоит…. Кстати, Надежда Фёдоровна, нужно будет в этой четверти детей обязательно в театр сводить…. Вот значит ребята, поэтому и едут к нам все эти иностранцы, ибо Владимир Ильич Ленин самое правильное государство на свете придумал. До него и Степан Разин и Емельян Пугачёв хотели народного счастья, но у них не получилось. Царь и дворяне наш народ в рабстве держали. По истории крепостное право в этом году проходить будете - там всё и узнаете. Ты чего Селивёрстов руку тянешь? Говори, - прервал свой рассказ директор.
Неуклюжий Селивёрстов был отстающим учеником. Он постоянно попадал в смешные ситуации, отчего любое его действие вызывало в классе улыбку. Мальчишка встал, приподняв край парты, и спросил.
- А мне старший брат сказал, что Ленин написал: «Государство – это машина для поддержания господства одного класса над другим». Так как же тогда у нас тоже государство, но у нас ведь никто никого не эксплуатирует?
Гомон пронёсся по классу. Одноклассники привычно смеялись над новой глупостью Селивёрстова.
- Селивёрстов, у нас другое социалистическое государство. Дай мне твой дневник, я напишу маме, чтобы брат твой переросток подстригся, и чтобы она вместе с ним для беседы ко мне в кабинет пришла. А то ходит старший Селивёрстов по школе, как этот самый… как хиппи - это безработные в Америке так называются. Ему ещё плакат нужно в руки дать «Ищу работу», от ихнего хиппи тогда точно не отличишь. Вот я ему работу и подберу, чтобы он правильно труды Ленина читать научился. Я ему проведу политинформацию, - слегка нервничая и явно сбившись с мысли, говорил директор.
- Не беспокойтесь Василий Петрович, ребята не подведут, - заверила надежда Фёдоровна.
- Тогда 4 Б сегодня пусть на другие занятия не идёт. Проводите для них целый день математику, - подытожил директор.
На перемены пионеры провели в классе уборку: разложили возле доски новый мел, протёрли стёкла, и аккуратно расставили сзади на полках книги. Надежда Фёдоровна разглядела, что у некоторых учеников несколько не свежие пионерские галстуки, сделала им внушение, и попросила пересесть на задние ряды. Среди таковых оказался и Сашка. Теперь он сидел в левом ряду у окна на самой последней парте. «Очень даже хорошо, авось к доске не вызовут» - думалось ученику.
Математика в голову не шла. Сашка постоянно глядел в окно, и на четвёртом уроке, наконец, увидел, как к школе подходит группа людей. Их было человек 5-6 не больше, но среди них, словно девятиэтажный дом над пятиэтажками, выделялся рослый негр.
Сашка толкнул в бок своего товарища Кольку, тот передал сигнал по цепочке дальше.
Через некоторое время в дверь постучали.
- Войдите, - ответила Надежда Фёдоровна.
- Класс, встать!- прозвучала далее её команда. На мгновение загремели откидные парты, ученики вытянулись словно струны. В классе повисла тишина. Сашка даже слышал, как от непонятного волнения забилось его сердце.
И вот сияющий Рывыч, пригласил иностранцев войти.
- Здесь у нас 4 Б занимается. Ребята учатся на отлично! У всех только пятёрки и четвёрки, - тараторил перед гостями директор.
Иностранцы вошли в класс, бегло окинув взглядом помещение. Глаза ребят как по команде устремились на рослого негра. Гигант явно не производил впечатление обиженного и заэксплуатированного белыми капиталистами. Почувствовав на себе вектор детского любопытства, негр даже несколько застеснялся. Улыбнувшись, он сверкнул ослепительно белыми зубами, достал из кармана ручку, и, сказав что-то по-английски, подарил её одному из учеников.
Задерживаться в классе гости явно не собирались, и лебезивший перед ними директор, повёл их куда-то дальше.
- Встать! – вновь прозвучала команда.
Подойдя к двери, Надежда Фёдоровна слушала удаляющиеся шаги, и лишь через некоторое время скомандовала садиться.
Сашка не мог поверить своему горю. Негр подарил кнопочную шариковую ручку Димке Скоробогатову – вот что значит фамилия. На перемене Димка показывал, как от нажатия кнопки в его шариковой ручке выскакивает и прячется обратно стержень. Девчонки облепили счастливчика. Мальчишки, разглядывая это чудо техники, восторженно цокали языками, а Сашка от горечи едва сдерживал слёзы.
Причём самое обидное в этой ситуации было то, что Димка сел именно на его место. Мама у Димки работала в гостинице Орлёнок, куда постоянно приезжали иностранцы, отчего у сына частенько во рту появлялась жвачка.
Ну почему жизнь так устроена, что все голы идут в одни ворота?! Ну почему Сашка вчера забыл погладить свой галстук?
Через месяц на радость одноклассников паста в Димкиной ручке закончилась, отчего счастливчик начал писать как все обычной ручкой. Позже, через некоторое время, в продаже появились подобные шариковые ручки. Сашка попросил у мамы 10 копеек, купил такую ручку, и, нажимая туда-сюда на кнопку, успокоил душу.
В школе приходилось много читать, считать и писать, отчего про данный случай ребята скоро забыли.
Вспомнилось это Сашке, когда он, будучи по делам в Африке, вдруг услышал от темнокожих детей робкое: «Пен, пен…». Конечно, Александр Петрович вынул из кармана свою ручку, и подарил её.
Друзья, если занесёт вас судьба в бедную страну, возьмите с собой несколько ручек. Дарить подарки, увидев при этом счастливое лицо, намного приятнее, чем получать.