Заметки о Скрябине

Вадим Росин
               
     Скрябин Александр Николаевич  род. 06.01.1872 г. в Москве  в семье дипломата,
                умер 27.04.1915г. также в Москве.

       Интерес к музыке проявил в 5 лет (играл по слуху, импровизировал). В 11 лет начал заниматься у Н. Зверева и Э. Конюса.
       Затем – консерватория:
- композиция  - С.Танеев и А. Аренский (занятия с А.не принесли результатов – С.  был отчислен из кл. композиции «за неуспеваемость» [Великолепно! не правда ли?]), через год окончил по классу ф-но с малой золотой медалью. Аренский не понимал и не принимал Скрябина как композитора. Что поделать, и на Олимпе бывают драки. К слову, C.Рахманинов в этом же году получил большую золотую медаль, т.к. успешно окончил и класс композиции.
- фортепиано – В.Сафонов
1895 –1896 годы – концертные поездки (Бельгия, Франция, Голландия, Германия).
1898 – 1903 годы – профессор Московской консерватории по классу ф-но.
С 1904 г.  по 1909 г. – жил в Швейцарии, концертировал в Европе и США.
В 1909 году возвращается в Москву, концертирует по городам России с оркестром Кусевицкого в 1910 г. по Волге и за рубежом (Бельгия, Голландия, Англия).
Последний концерт Скрябин дал в Петербурге за несколько месяцев до смерти.

Сочинения:
- 26 этюдов,
- 90 прелюдий,
- 21 мазурка,
- 26 вальсов
- 19 поэм,
- 10 сонат для ф-но,
- концерт для ф-но с оркестром (1897 г.),
- поэма «Мечты» (1898 г.),
- поэма «Экстаза» (1907г.),
- поэма огня «Прометей»  с участием хора и ф-но (1910 г),
- Три симфонии: 1-я с хором в финале (1900 г.)
                2-я (1902 г.)
                3-я «Божественная поэма»
- песни и др. соч. для ф-но (всего 222).

    Основная область творчества Скрябина – фортепиано.
Его отличает:
- своеобразие,
- самобытность,
- новаторство,
- огромное эмоциональное богатство,
- философское осмысление,
- глубокое содержание.

Музыковеды разделяют творческий путь Скрябина на три этапа:

I этап - до 1900 г.:
- лиризм,
- задушевность,
- ясность формы,
- изящество фактуры,
- преемственная связь с классической музыкой (Шопен, Лист, Чайковский, Вагнер)



      Ранние сочинения Скрябина отличаются мелодичностью, тонким лиризмом,
имеют некоторое сходство с произведениями Шопена. Иногда его даже называют «русским Шопеном».
     Скрябин любил Шопена, и отголоски этой любви возможно и были слышны в его ранних произведениях. Но это не Шопен. У Скрябина свой почерк был с самого начала.
И рояль у него звучит иначе, более объёмно, и нервное напряжение более высокого накала. Грусть более пронзительная, порыв более страстный, страсть более нервная.
     Музыка Скрябина  – отражение его необыкновенной чувственности, тончайшей душевной организации, она живая, реалистичная, наполнена драматизмом.
     Ранний Скрябин  более близок к действительности. Короткие его миниатюры, как ручейки наполняют реку его творчества. Слушая Скрябина, будто погружаешься в волшебный мир сказки.
     В музыке Скрябина ощущается  прозрачность и вместе с тем полнота звучания, кристальная чистота и свет, много света. Когда слушаешь его, ощущаешь прямо таки физическую свежесть.
     Скрябин не боялся быть резким, но эта «резкость» его гармонична.
     Его 24 прелюдии называют «энциклопедией» музыкальных образов, отображающих какое либо настроение, состояние души: то нежно-печальное, то умиротворённое, то зловеще-сумрачное, тревожные драматические переживания, прекрасные образы бурной, мятежной патетики, наполнены романтической приподнятостью, порывистостью, тонким лиризмом.
     Продуктом высокой пробы в творчестве «раннего» Скрябина является  цикл из 12  этюдов.  Трагизм первого, перекликавшийся с драматизмом 9-го,  с взволнованностью
2-го, блестящий виртуозный тревожно-мятущийся  №7, как и остальные, наполнены глубоким  музыкальным содержанием. Особое место здесь занимает 12-й заключительный этюд (ре-диез-минор), именуемый иногда «патетическим» [Patetico].На фоне взволнованных фигураций аккомпанемента звучит мелодия, нервными страстными порывами взлетающая вверх, насыщенная волевой мощью.
       Много художественно-ценного, пленительного  содержится в его вальсах, экспромтах, мазурках.
       Кроме пьес малых форм Скрябин создаёт более крупные: среди них 10 сонат и  концерт для ф-но с оркестром фа-диез минор (единственный в наследии композитора). Произведение, наполненное воздухом, светом и романтической  восторженностью. Для фортепианного стиля Скрябина характерно сочетание огромной насыщенности звучания с предельной (хрустальной) прозрачностью и тонкостью, то своеобразие, которого нет ни у кого. Изменчивая ритмика, едва уловимые оттенки, создают неповторимый эффект очарования особого  Скрябиновского почерка. Концерт как бы знаменует первый этап творческой зрелости композитора.
      
Поздний Скрябин

II этап(1900 -1907 годы) –  это период творческих исканий, особенно в сфере гармонии;
                - нарастание драматизма;
                - героические порывы к борьбе за этические идеалы;
                - ещё большая утончённость в лирике.
       Сказалось влияние символистов ( Брюсова, Бальмонта, Иванова). Утверждаясь в мысли о магической силе музыки, призванной спасти мир.  В короткий срок С. создаёт ряд симфонических произведений, отдельные части которых под напором новых гармоний и ритмов становятся более зыбкими, как бы превращаясь в единое целое.
      Наиболее значительным произведением этого периода является «Поэма экстаза», в которой С. провозглашает радость свободного духа, открывающего путь к свету.
      III этап (1907 – 1914г.)  - стал поворотным под влиянием развившихся у Скрябина идеалистических философских представлений. С. становится членом Московского философского общества, увлечён философией И.Канта, Ф.Шеллинга, Ф.Ницше, Елены Блаватской, К.Маркса ,Ф.Энгельса, Г.Плеханова (от мистических учений Др.Востока до марксизма), что безусловно сказалось на  характере его  музыки, её революционности.

      Поэма огня «Прометей» - это торжество «свободной воли», символизирует активную энергию Вселенной  - огонь, свет, борьбу, где реализм переплетается с мистикой.  Зарождаясь где-то в недрах  первозданного хаоса, мысль стремительно растёт, охватывая собой весь мир, и переходит в «громадный лучезарный подъём» в финале с участием хора, органа, колокола и всего состава инструментов. «Прометей» написан абсолютно новым музыкальным языком. С. здесь отказался от традиционного мажора-минора, заменив его системой собственной звуковой организации с включением в партитуру световой строки (Luce), предназначенной для светомузыкального инструмента.

      Музыка Скрябина – заключительная страница русской музыкальной культуры
«серебряного века»

     В музыкальных кругах Скрябина иногда называют «отцом импрессионизма». Вопрос спорный. Скрябин не писал «программной музыки» как многие его предшественники от Мусоргского, Чайковского и до его современников Дебюсси и Равеля, и, тем не менее, многие из ряда его «мелких» сочинений (этюды, прелюдии)  воспринимаются как картинки (портреты, пейзажи), мимолётные впечатления (impression),  схожие с этюд-картинами С.Рахманинова.

      Двух русских гениев Скрябина и Рахманинова связывало,  во-первых, что оба они ученики Зверева, оба заканчивали Московскую консерваторию, (Рахманинов на год позже) и оба стали великими  музыкантами и композиторами. На этом, пожалуй, их «связь» и заканчивается. Да ещё, пожалуй, их крепко «связывало» негласное  соперничество. Возможно, Скрябина раздражал более успешный Рахманинов.
Как говаривал Цицерон: «никогда ещё не было поэта, который бы ставил другого поэта выше себя».

      Рахманинова считают «более русским» композитором, тогда как Скрябина – принадлежащим всему миру. Хотя, нет такой «истины», которую невозможно бы было оспорить.
      Критики характеризуют музыку Скрябина  как « …сказочная, с необычайной концентрацией различных оттенков эмоций, фантазией», тогда как Рахманинова считают «более прозаичным».

     Известно, что Рахманинова «… не оставляли равнодушным ряд крупных сочинений А.Н.Скрябина. Правда идеи «Мистерии» он не поддерживал. Скрябин же не любил музыку Рахманинова в принципе. Он считал её «тягучей, как жевательная конфета» /Сабанеев. Воспоминания о Скрябине/.
   
      Музыка Скрябина  уникальна и требует особого прочтения, и в исполнении других музыкантов порой теряет «то настоящее, что было в ней». Даже великий Рахманинов, желая «отдать должное после смерти Александра, решивший составить концерт из произведений Скрябина… аплодисментов на том концерте так и не удостоился…» /из воспоминаний современников/.

     Свои произведения, иногда не  законченные, Скрябин любил играть в интимном кругу, сопровождая их словесными пояснениями.
     Особое место в его мечтаниях, которыми он делился с близкими, занимал фантасмагорический проект «Мистерия». Иногда он играл нежную, тонкую, «мерцающую» тему, как он её называл «тему огней», (затем эта «тема искр» вошла в его 7-ю сонату). Была у него ещё одна тема «колокольного шествия», которой должна была открываться «Мистерия». По замыслу автора она должна была продолжаться семь дней, знаменуя целые эпохи – миллиарды лет. «Мистерия» - это как бы «биография духа», что-то вроде лестницы в космос. Скрябин выстраивает пирамиду, на вершине которой, по его предположению, должен находиться «Свободный Дух» и  управлять всеми жизненными процессами.
     Скрябин считал, что осуществив свой проект, он достигнет той вершины в гармонии,  когда  в музыке уже больше нечего будет сказать.
     Под влиянием искусства человечество победит зло, а победив зло, человек станет равным Богу. Такая вот философия – от романтизма, импрессионизма к сюрреализму и мистике.
     Скрябин  - новатор, но жизнь в  искусстве не останавливается на нём, и тем, которые придут вслед за ним, тоже ещё будет что сказать. Это доказали С.Прокофьев,  А.Глазунов, Р.Щедрин, А.Шнитке и другие.
   
    Музыка  А.Н.Скрябина  - это волшебный чистый родник. Он очищает души многих поколений слушателей и, есть уверенность, никогда не иссякнет.



 Приложнние:

Рискну предложить Вам impression поэта-музыканта Евгения Багрянцева
от этюда А.Скрябина Op 42 №5:

"О, ветер, вестником беды
не оборачивайся. Быстро
твои читаются следы
в широтах нижнего регистра.

Спустившись с облачных небес,
зачем ты сумрачно летаешь
вокруг минора до-диез
на левой половине клавиш?

По хроматизму и вовне
мелодия за нотой ноту
нащупала, а в глубине -
мольбы терцового причёта

в глухих стенаниях зашлись:
Бродяга-ветер, ти-ише, ти-ише,
не смей трепать поблекший лист
полуоторванной афиши...

Но вихрь каденции вернул
смятение. И, хоть немного,
ослабить всё растущий гул
неясной внутренней тревоги

не сможет, кажется, ничто.
Но, вдруг, дойдя до точки крайней,
она мелодией-мечтой,
по красоте - необычайной,

сменяется. На много миль -
стихии сказочная фреска,
где влаги радужная пыль
на фоне солнечного блеска;

невероятно тяжелы,
басов пружиною разжатой,
морские катятся валы
и разбиваются о латы

береговых гранитных плит.
А тема реет ввысь куда-то
над лихорадкой пирамид
в пересечениях откатов."

http://www.youtube.com/watch?v=RwqaOGikyNs
здесь можно послушать это произведение


17.10.2013г.