Без тебя

Юсуф Аюб
2056 год

***

Лена проснулась тяжело дыша, обняла Егора, шепнула ему на ухо: “Мне приснился кошмар”, - сходила на кухню, вернувшись, нашла пустую холодную постель. “Куда он мог уйти?” - подумала Лена испуганно, - “Егор умер”, - вспомнила она. Уже три года прошло, а она все не могла привыкнуть, что его больше нет...

Заснуть ей не удалось. Лена включила по всей квартире свет, сварила кофе и, чтобы отвлечься от тяжелых мыслей, села повторять материалы к утренней лекции. Когда рассвело, собрала небрежно разбросанные записи, оделась и отправилась в институт.

Было слишком рано, поэтому Лена поднялась в бывшую лабораторию Егора. Несмотря на ранний час, Альберт и Лия - аспиранты Егора, уже трудились. Она часто бывала тут раньше, но сегодня все было немногу по-другому. Так бывает, когда возвращаешься через много лет в родную школу. Лена задержалась у огромной доски, на которой часто работал Егор. Она живо представила его, стоящего в задумчивости, решающего задачу, но прозвенел звонок, вернув ее в реальность.

Лена спустилась в лекторий, располагавшийся в подземной части здания. Студенты, ожидающие ее, галдели, смеялись, сидели на партах, но, когда Лена вошла в аудиторию, повскакивали и разлетелись по своим местам. Лена поздоровалась, представилась и начала лекцию:

- Сегодня у меня непростая задача, объяснить вам - студентам-философам основы квантовых вычислений.

- Современная философия невозможна без знания квантовой физики, хотя бы на начальном уровне.

Студенты, еще не до конца проснувшиеся, вяло реагировали на слова Лены.

- Начнем с того, что мир вокруг нас и есть огромный квантовый компьютер. В наших лабораториях мы лишь создаем ничтожные его копии, для практических нужд.

- Как же работает квантовый компьютер? - Лена обвела аудиторию взглядом, считая студентов.

- Я вижу тринадцать ребят и двенадцать девушек,- Лена задумалась, -  значит у вашей группы около четырех миллиардов вариантов пережениться между собой.

Аудитория заинтересовалась и загудела, обсуждая варианты.

- Но у каждого из вас всего одна попытка, - добавила Лена.

- У нас уже есть примеры вторых заходов! - выкрикнул парень со второго ряда.

Студенты громко засмеялись.

- Хорошо, пусть два три - максимум, - не смущаясь ответила Лена.

- Даже если вы очень захотите, то не сможете перебрать все варианты взаимных связей вашей группы. Вы ограничены временем жизни, вашей молодостью, - добавила она.

- Обычные компьютеры, так же как вы, последовательно перебирают варианты, и  порой жизни не хватает, чтобы что-то рассчитать.

- Но в квантовом компьютере всё совершенно иначе: все четыре миллиарда вариантов ваших групп существуют одновременно. Можно сказать, что одновременно существует четыре миллиарда миров, где вы дали себе волю и попробовали всё. - увлеченно сказала Лена.

- Не пугайтесь слова -  это называется суперпозицией состояний или суперпозицией миров.

- А по-моему это иначе называется! - крикнул кто-то с последнего ряда. Аудитория прыснула.

- Задача квантового вычисления, - продолжала Лена, - выбрать из этого многообразия вариантов один нужный.

- Какой-же вариант нужный? - спросила серьезная девушка в очках с первого ряда.

- Это вопрос постановки задачи. К примеру, можно искать мир, где в вашей группе родится максимальное количество детей.

- Самое же удивительное, что нахождение решения мгновененно. Выявление решения называется наблюдением, во время которого многообразие миров коллапсирует в один мир - наблюдаемый.

- С этого начинается близкая для вас философия. Поскольку наш мир и есть квантовый компьютер, то кто-то постоянно, каждое мгновение его наблюдает.
 
- Никто не знает, что это за наблюдатель, - Лена сделал паузу.

Её слова произвели впечатление, аудитория притихла, представляя таинственного наблюдателя.

- А как вы думаете? Что это за наблюдатель? - снова спросил любознательный парень со второго ряда.

Но прозвенел звонок на перерыв.

Лена решила выйти на воздух. Институт находился в зеленой зоне. Здания старались либо опускать под землю, либо строить на высоких сваях над кронами деревьев. Институт вобрал в себя оба подхода: большой подземный центр соединялся системой быстрых лифтов с многоэтажной свайной конструкцией. Вокруг, насколько видно глазу, стелился почти дикий парк.

В парке Лена нашла старую скамейку, где они часто с Егором отдыхали от работы и разговаривали. Со скамейки открывался чудесный вид на тихое, местами поросшее камышом  озеро, рядом росло несколько молодых берез. Лена села, как обычно, справа.

- Как мне тебя не хватает, Егор,- обратилась она в пустое пространство, и тоска снова накрыла ее.

***

Егор проснулся от кошмара. Обнял Лену, та улыбнулась в ответ, не просыпаясь. Егор поднялся, вышел на балкон подышать воздухом, вернувшись, нашел пустую холодную постель: “Куда она могла исчезнуть?” - испугался Егор. - “Лена давно умерла”, - вспомнил он страшное.

Он умылся холодной водой, включил торшер и начал читать книгу, чтобы отогнать тяжелые мысли. Когда поднялось солнце, неторопливо оделся, собрал вещи и вышел из квартиры.

У подъезда ждала служебная машина. Автомобиль поехал, сначала осторожно по дворам, потом, выбравшись на магистраль, разогнался. Егор не любил наблюдать, как автомобиль проскакивает через зазоры между машинами на перекрестках, как держит крошечную дистанцию, не сбавляя скорости (транспортная сеть мегаполиса была автоматизирована), поэтому прикрыл глаза и откинулся в кресле.

Поднявшись в лабораторию, Егор увидел удивительную картину: старый робот-уборщик, которого ласково называли Клавой, тихо попискивая, кружил на месте, а на его голове сидел - петух, который, судя по свешенной в сторону голове, был без сознания. Рядом стоял Альберт и хохотал.

- Егор, привет! Не поверишь! Мы запустили машину, довели до трех процентов, петух потерял сознание, а потом вскочил и выбежал в коридор!

- А Клава! Клава!  У него в программе нет понятия петухов, вот он и сошел с ума: крутится на месте, боится поранить птицу.

Два дня назад проект, над которым работала лаборатория, начал выдавать первые результаты, неожиданные для аспирантов, но желанные для Егора.

Из лаборатории выглядывала тихоня Лия и прыскала в кулак, смотря на петуха.

Егор хотел было рассердится, но выглядело все это так уморительно, что он беззлобно произнес:

- Дураки, - махнул рукой и прошел в лабораторию. Там царил ужасный беспорядок: в клетке сидел и недовольно мяукал персидский кот, к стулу была пристегнута собака, а в коробке лежала змея.

Трудно поверить, что все происходило в лаборатории, где разрабатывался передовой квантовый компьютер. Егор назвал его “Наблюдателем”.

- Козу, козу еще привезут, - смеясь сказала Лия.

Два дня назад аспиранты заметили, что живые существа, находящиеся рядом с работающим компьютером, в какой-то момент теряли сознание и не приходили в себя до тех пор пока машину не выключали, поэтому посвятили себя тщательному изучению открытия.

Весь день Егор провел в лаборатории, в последний раз проверяя и уточняя свои расчеты. Убедившись, что все верно, подошел к доске, оглянулся, словно кого-то почувствовал рядом, и быстрыми размашистыми движениями начал стирать написанное.

Прозвенел звнок, Егор отправился в лекторий прочитать свою последнюю лекцию группе студентов - философов.

...

- С этого начинается философия. Наш мир и есть квантовый компьютер, и кто-то постоянно, ежесекундно его наблюдает, - продолжал увлеченно Егор,  - Но никто не знает, что это за наблюдатель.

- А вы как думаете? Что это за наблюдатель? - спросил с неподдельным интересом парень со второго ряда.

Егор на секунду задумался.

 - Для себя я решил, что наблюдатель - это наше сознание или душа, считайте как угодно. Наше сознание наблюдает все многообразие миров и выбирает тот один, в котором продолжает существование. Фактически именно оно создает вашу реальность, и так происходит каждое мгновение.

- А что происходит, когда человек умирает? - спросил кто-то с заднего ряда.

Егор болезненно поморщился, - Я надеюсь, что его сознание исчезает из вашей реальности, но продолжает двигаться в своей параллельной реальности, по своей ветке, но которая с вашей уже не пересечется никогда.

- Но ведь можно путешествовать между этими ветками? - продолжал спрашивать любопытный студент.

- Боюсь, что это, как смерть. Можно проверить, но никому об этом не удастся рассказать, - ответил Егор.

Когда лекция завершилась, он вышел прогуляться в осенний парк. Хотя погода была сухая и теплая, в воздухе уже витала грусть увядающей природы. Егор нашел небольшую скамейку, где они часто проводили время с Леной. Сел, как обычно, слева и долго смотрел на озеро.

- Как же мне тебя не хватает, Егор,- где-то с тоской произнесла Лена.

- Я вернусь к тебе сегодня,- ответил Егор, словно почувствовав ее голос.

Он решительно встал и отправился в лабораторию. Аспиранты, наигравшись с животными, уже  ушли. Егор включил “Наблюдателя”, установил мощность на максимумю. Прибор тихо загудел. Егор настроил автоматическую подачу инсулина.

Все было готово. Он откупорил заготовленную бутылку шампанского, разлил по двум бокалам, улыбнулся, спокойно выпил свой, тихо лег на кушетку на правый бок.

“Наблюдатель” размеренно щелкал, проводя вычисления. Когда мощность поднялась до сорока процентов, Егор потерял сознание. Ему снился приятный сон. На восьмидесяти процентах со вздохом включилась помпа, через некоторое время мозг Егора перестал работать...

Начались дожди, осень тихо плакала над двумя могилами. Егора похоронили рядом с Леной, на маленьком кладбище, возле трех берез. Альберт и Лия грустили в лаборатории, где все было по прежнему, но уже не так как прежде.


***


Егор очнулся от странного кошмара. Он крепко обнял Лену, так сильно, что та проснулась. Она взяла Егора за руку, гладила, успокаивала его, и они до самого рассвета говорили, словно не видели друг друга несколько лет.