Диалог 13. Заключительный

Георгий Кончаков
А в т о р. Где запропастился? Я уже подумал, что Ты решил навсегда оставить меня.
 
Ч ё р т. А я и не покидал тебя. Наблюдал со стороны. В последующих главах ты оказался на высоте. Моё присутствие было излишним.

А в т о р. Это ты так думаешь. Поэты предпочитают обращаться к Музе. А я так привык к нашему сотрудничеству, что признаюсь, нуждался в тебе, Злой Гений.

Ч ё р т. Люди имеют не совсем верное представление обо мне. Сами набедокурят, а потом говорят: «Чёрт попутал», «Черти накачали», «Продал душу чёрту», «Чёрт угораздил», «Чёрт дёрнул за  язык». Конечно, черти всякие встречаются. Есть злодеи, так и норовят гадость какую-нибудь подстроить. Есть просто шалуны-проказники. Те вовсе безвредны.  А есть охотники за душами. Я же занимаюсь поисками только возвышенных душ.

А в т о р. И в ком же Ты усмотрел возвышенную душу?

Ч ё р т. Представь себе. Я хотя и не всегда показывал Олега Александровича и Лидию Михайловну положительными героями, задача передо мной такая стояла, но именно они мне более всего симпатичны. А вот Злым Гением назвал меня зря. Насчёт «Злого» явно напутал.

А в т о р. Не хочешь ли Ты сказать, что готов купить души понравившихся героев?

Ч ё р т. Зачем совращать хороших людей? Для моего промысла в человеческом сообществе хватает тех, кого и совращать не надо. Сами просятся продать душу Чёрту за сомнительные блага, не понимая всю их иллюзорность. Вся жизнь таких людей сплошная иллюзия.

А в т о р. У моих героев есть прототипы. Но я не копировал известных мне преподавателей, хотя образ каждого позировал передо мной во время написания. Видимо, это последнее обстоятельство стало причиной того неутешительного факта, что познакомившись с «Диалогами» в интернете, они узнали себя и враз прекратили общение с автором. Что общего нашли прототипы с моими героями, не знаю. Но убеждены, что я исказил их светлые образы. Они о себе думают лучше. Художественные образы восприняли как карикатуру на себя? Вероятно. Я их не спрашивал. Но полагаю, что дело обстоит именно так.

Ч ё р т. Моё положение того хуже. Читатели-педагоги возмущены. Где это я откопал таких отвратительных преподавателей. В жизни похожих не встречали. Они согласны, что в педагогических коллективах встречаются слабые преподаватели, с некоторыми недостатками. Но не до такой же степени. Написанное мной, по их возмущённому мнению, поклёп. Злостный навет, стремление унизить и оскорбить то, бесчисленное племя самоотверженных тружеников на ниве просвещения. В своё оправдание скажу, что я тоже не встречал коллективов, изображённых в моей серии диалогов. Но уверяю тебя, что в любом коллективе по одиночке встретишь каждого из представленных мной. Просто я собрал все отрицательные типы в одном месте, оттого такая неприглядная получилось в целостности картина. Я хотел показать читателю, что испытанию искушением подвергаются все люди, в том числе и самые совершенные, на которых возложена святая обязанность не только сеять разумное, доброе, вечное, но и самим соответствовать высшему идеалу, идеалу Учителя. С этой задачей Бог не справился. Потому и предусмотрел моё скромное существование и предназначение, помочь в исправлении рода Человеческого.

А в т о р.  Не спорю. Учителя далеко не идеальные люди. Они такие же, как все. Не в меру способные, не в меру одарённые, есть среди них и достаточно ограниченные. Они знают, каким должен быть образованный человек. Они знают, каким должен быть воспитанный человек. Но сами в силу полученного образования и воспитания не всегда соответствуют этим стандартам. Одни преподают легко, с воодушевлением, другим преподавание даётся с трудом, не всё получается, как хотелось бы. Но всех их, за редким исключением объединяет стремление научить ребёнка, внушить правила нравственного поведения, вырастить порядочного человека.

Ч ё р т. Будем надеяться, что наши «Диалоги» напомнят бывшим ученикам и студентам, кому они обязаны образованием, а, возможно, и воспитанием. А преподаватели посмотрят на себя со стороны, глазами тех, кто хочет видеть в Учителе воплощение всего лучшего и совершенного, что должно быть в Человеке.