Ночной таран Виктора Киселева

Олег Каминский
       Активное участие в отражении налетов немецко-фашистской авиации на Москву в 1941-1942 годах принимали летчики 34-го истребительного авиационного полка. Много хороших летчиков было в полку, но, пожалуй, самым лучшим и прославленным летчиком полка был Виктор Киселев. Он был кадровым офицером и опытным летчиком, сбил несколько самолетов врага, но прославился, в первую очередь, своим ночным тараном. Прежде, чем рассказать о боевых подвигах Киселева, упомянем вкратце его биографию, типичную, как и биографии большинства советских летчиков того времени.

       Итак, Виктор Александрович Киселев родился 31 января 1916 года в старинном русском городе Ярославле на Волге. Родился в обычной рабочей семье. Окончил 7 классов в городе Рыбинск, и там же – авиатехникум. Успел немного поработать техником-технологом. 31 августа 1935 года, то есть в 19-летнем возрасте, стал служить в нашей рабоче-крестьянской Красной Армии. Был курсантом 11-й Военной школы пилотов, а затем и 2-й Краснознаменной школы летчиков-истребителей. После окончания военной авиационной школы пилотов служил в Московском военном округе, в 22-й истребительной эскадрилье. В марте 1939 года был переведен в 41-й авиаполк Белорусского особого военного округа. Здесь и встретил Великую Отечественную войну 22 июня 1941 года…    

       С первых же дней войны, сражаясь в районе Могилёва, Киселев сбил 4 вражеских самолета. Первый, - Хейнкель-111, - он уничтожил 26 июня в составе звена. Второй, - Юнкерс-88, - он сбил лично 2 июля. А два Мессершмитта-109 были сбиты им 4 июля в групповом бою.

       В июле, как достаточно опытного летчика, Киселева переводят в 34-й истребительный авиационный полк 6-го авиакорпуса ПВО на защиту Москвы. В этом полку он и прославился своим ночным воздушным тараном. Этому предшествовал подвиг другого летчика, которого звали точно так же, как и Киселева. Речь идет о знаменитом Викторе Талалихине, чье имя прогремело на всю страну после тарана в ночь с 6 на 7 августа 1941 года и, которому за его подвиг, уже на следующий день, присвоили звание Героя Советского Союза. Вдохновленные подвигом Талалихина, многие наши летчики решили в случае необходимости поступить так же, как он. Среди них был и тезка Героя Виктор Киселев. И, надо сказать, возможность подтвердить свое решение делом представилась ему очень даже скоро.   

       Случилось это в ночь с 9 на 10 августа, когда более пятидесяти Хейнкелей-111 предприняли очередной налет на Москву. 34-й полк принимал активное участие в отражении налета, действуя в районах Наро-Фоминска и Можайска. Один за другим, с Внуковского аэродрома, стартовали в небо истребители полка. Получив приказ на взлет в 23 часа 38 минут, Киселев уже через тридцать секунд направил свой МиГ-3 в заданную зону патрулирования. Сменив находившегося там младшего лейтенанта Н. Г. Щербину, он стал внимательно всматриваться в ночное небо.       

       Через какое-то время недалеко от аэродрома прожектора осветили вражеский самолет и, Киселев немедленно кинулся в атаку. Ему удалось выпустить несколько очередей по цели и, кажется, даже попасть по правому мотору "Хейнкеля". Но вскоре ему пришлось прекратить преследование, так как он слишком далеко удалился от своей зоны патрулирования. Оставив в покое недобитого противника, раздосадованный Киселев вернулся в зону.

       В это время 606-я прожекторная станция-искатель сержанта Беспалова поймала своим лучом ещё один "Хейнкель". Находившиеся поблизости остальные станции тоже направили свои лучи на обнаруженную цель. Немецкий бомбардировщик, стремясь вырваться из лучей, отчаянно маневрировал, сбросил весь груз зажигательных бомб на 606-ю станцию и обстрелял её из пулемета. Немец уже начал было выходить из зоны досягаемости лучей, но тут на него насел Киселев.

       Меткие пулеметные очереди Киселева одна за другой впивались в грузную тушу бомбардировщика. Казалось, что победа близка. Но, через некоторое время, патроны закончились, и истребитель оказался безоружным. А тут ещё, как назло, немецкий стрелок умудрился пробить масляный бак и радиатор МиГа, мотор вот-вот должен был заклиниться. Необходимо было прекращать погоню и немедленно идти на посадку, однако, советский летчик решил иначе. Намереваясь ударить винтом по хвосту вражеского самолета, Киселев, используя оставшийся запас скорости, стал подбираться к бомбардировщику снизу. Когда до цели осталось метров 20-30, он перешел в атаку, но неудачно. Проведение атаки затруднял плохой обзор: масло из разбитого бака залило козырек кабины, поэтому летчик промахнулся и проскочил рядом, буквально в двух метрах от "Хейнкеля".

       При второй попытке мощная струя воздуха от винтов бомбардировщика подбросила МиГ-3 вверх и влево. Истребитель оказался прямо над левой плоскостью "Хейнкеля". Киселев отреагировал мгновенно и тут же двинул ручку управления от себя. Истребитель "клюнул" носом вниз и ударил винтом по плоскости вражеского самолета. Тот провалился в темноту и исчез…

       После удара истребитель вошел в штопор и на выход не шел. Таран произошел на высоте 1.200 метров, поэтому времени для вывода самолета из штопора уже не хватало, и после трех витков, летчику пришлось выброситься с парашютом. Поранивший щеку об ручку во время таранного удара и слегка оглушенный, Киселев с трудом покинул кабину. В темноте летчик опустился прямо на дерево и, зацепившись парашютом, повис на нем. К счастью, дерево оказалось небольшим и, отстегнув лямки, Киселеву удалось спрыгнуть на землю. Случайно повстречавшиеся местные жители помогли ему выйти на дорогу. Невдалеке виднелось зарево от горящих обломков "Хейнкеля". Где упал истребитель Киселева, поначалу никто не мог сказать. Его нашли лишь после двух дней поисков. Оказалось, что МиГ-3 упал неподалеку в лесу, ушел в землю, как снаряд, на поверхности торчало одно хвостовое оперение…

       А на командном пункте 34-го полка в то время ещё не знали о подвиге своего однополчанина. Связь с Киселевым прервалась во время воздушного боя, и никто не знал, что с ним случилось. Только утром, с поста ВНОС поступило сообщение: "Летчик-истребитель Киселев в 23 часа 56 минут протаранил фашистский бомбардировщик и выбросился на парашюте".

       Командир полка майор Л. Г. Рыбкин, бросив все дела, тотчас же отправился в район Наро-Фоминска, к месту приземления Киселева. Но раньше к месту падения Хейнкеля подъехали начальник политотдела 6-го ИАК ПВО А. С. Соловьев и комиссар 34-го полка В. П. Недригайлов. Увидев их, Киселев подошел и доложил о своем бое: "Товарищ комиссар! Тараном сбит самолет противника. Машина догорает, один из членов экипажа взят в плен".

       Пленный штурман Хейнкеля-111 унтер-офицер Амандус Отруба при своем последнем приземлении получил тяжелые ранения и врачам, сделавшим ему срочную ампутацию ноги в районном госпитале, с трудом удалось спасти ему жизнь. Остальные четыре унтер-офицера, - пилот Освальд Шлиман, радист Альберт Ветцель, механик Вильгель Гизельманн и стрелок Вальтер Краних, - погибли. На допросе штурман показал, что их экипаж входил в состав 1-й группы 53-й бомбардировочной эскадры "Легион Кондор" и ранее принимал участие в налетах на Англию, за что был награжден Железными крестами. Находясь в состоянии шока Отруба, не скрывая эмоций, высказался о таране русского летчика так: "Это нечто сверхужасное. Мне показалось, будто небо стало стальным и обрушилось на нас, а душа распростилась с телом"…

       Героя ночного воздушного тарана сердечно поздравляли друзья и командиры. Чтобы поздравить отважного летчика и взять у него интервью, на аэродром полка приехал даже знаменитый "красный граф" писатель Алексей Николаевич Толстой. Киселев рассказал писателю о своем бое и показал трофеи, которые он взял на память об этом: Железный крест, снятый со сгоревшего фашиста, какую-то финскую медаль и разрывную пулю германского тяжелого пулемета. Переговорив с Киселевым и его однополчанами, Толстой подарил Киселеву на память свою трость. А вскоре в газете "Красная Звезда" опубликовали очерк Толстого о Киселеве…

       За геройский поступок Виктор Киселев был награждён 28 октября 1941 года орденом Ленина.

       В результате контрнаступления советских войск в декабре 1941 года, немцы потерпели первое серьезное поражение. Враг был отброшен далеко от Москвы, но боевые действия на дальних подступах продолжались ещё долгое время. Летчики 34-го полка чуть ли не ежедневно вылетали на боевые задания. В ожесточенных боях гибли друзья-однополчане, но и боевой счет полка пополнялся новыми победами. Пополнял свой личный счет и Киселев.

       19 февраля 1942 года в паре с лейтенантом К. П. Букваревым герой нашего повествования сбил в районе Уваровка – Дурыкино восточнее Гжатска один Мессершмитт-110 из 26-й эскадры тяжелых истребителей "Хорст Вессель".

       Одного Хейнкеля-111 в районе Погорелого Городища капитан Киселев сбил 19 сентября, а Юнкерса-88 в районе Сычевки 25 сентября.

       4 октября Киселев, в паре с сержантом Ф. Ф. Петуховым атаковал войсковой разведчик Хеншель-126, корректировавший огонь немецкой артиллерии по железнодорожной станции Уваровка. Маневренный "костыль", как называли этот тип немецкого самолета наши летчики, долго сопротивлялся, но, наконец, после меткой очереди Киселева упал на землю в районе Клячицы.

       А 15 января 1943 года Киселев, с перерывом в два часа, одержал две воздушные победы.  Сначала, из-за тумана вылетев один в районе Ржева, на высоте 8.000 метров Киселев сбил разведчик Юнкерс-88. Во втором вылете, ведя свое звено к месту падения разведчика, он встретился в районе Погорелого Городища с парой "охотников" Фокке-Вульф-190 и сбил одного из них. Оставшийся немец был, видимо, асом из 51-й истребительной эскадры "Мёльдерс", ему удалось поджечь самолет Киселева и, таким образом отомстить за сбитого напарника. К счастью, Киселев сумел благополучно приземлиться на парашюте…

       Отважный летчик был награжден ещё двумя орденами: Красного Знамени (7 ноября 1942 года) и Отечественной войны 2-й степени (4 февраля 1943 года). В ноябре 1943 года его повысили в должности: Киселев одновременно стал исполнять обязанности штурмана полка и заместителя командира полка. 

       К сожалению, этот замечательный летчик и командир, так много сделавший для Победы, не дожил до неё…

       Весной и летом 1944 года лётчики Московской зоны ПВО несколько раз пытались перехватить полёты одиночных разведчиков противника, но безуспешно. 20 апреля это попытались сделать летчики 34-го авиаполка старший лейтенант А. M. Зуйков и младший лейтенант А. Ф. Коптилкин. Действуя в паре, они стремились взять врага в "клещи", но отказ оружия их истребителей и падение давления масла вынудили прекратить бой и вернуться на свой аэродром.

       Та же пара Зуйков – Коптилкин 27 мая провела ещё один бой с разведчиком Юнкерс-88. По докладам летчиков им удалось добиться попаданий во вражеский самолет. Однако сбить разведчик им опять так и не удалось, а обе свои машины оказались потеряны в результате вынужденных посадок. Кроме того, Коптилкин получил при аварии многочисленные ушибы. Наводивший на цель по радио своих подчинённых капитан В. А. Киселев остался недоволен их действиями.

       И, когда 6 июня на Клинский аэродром, где базировался 34-й полк, поступило сообщение о появлении двухмоторного немецкого самолета в районе Ржева, Киселев, в паре с молодым пилотом, лично вылетел на перехват. Через какое-то время летчики обнаружили Юнкерс-88, вероятно, из состава 100-й группы дальней разведки Люфтваффе. Киселев передал по радио на аэродром сообщение о том, что он видит противника и атакует его. И на этом передача оборвалась…

       Вернувшийся из вылета молодой летчик доложил командиру полка, что во время атаки вражеского самолета они с Киселевым пошли вниз, пробивая облака. Однако, выйдя из них, молодой пилот не обнаружил самолет ведущего, и вернулся на аэродром один. Зная летный опыт и мастерство Киселева, никто не верил, что он мог стать жертвой немецких "охотников". И, кстати, это действительно так, ибо никто из летчиков Люфтваффе не подавал заявку на сбитый самолет в этом районе. Возможно, Киселеву пришлось идти на вынужденную посадку из-за технической неисправности или закончившегося горючего. К сожалению, аварийную ситуацию усугубляли обширные болота Калининской области.

       Киселева долго искали и, даже обращались за помощью к его бывшему сослуживцу – всемогущему Василию Сталину, к тому времени уже полковнику и командиру дивизии. Тем не менее, ни сам Киселев, ни его самолет так и не были найдены. Виктор Александрович Киселев был отмечен в списках безвозвратных потерь, как не вернувшийся с боевого задания.

       За время боевых действий Виктор Киселев, - один из лучших летчиков Московского фронта ПВО, - выполнил 251 вылет, провел 21 воздушный бой, сбил 7 самолётов противника лично и 4 - в групповых боях. Приказом по войскам ПВО № 0169 от 13 августа 1944 года ему посмертно было присвоено воинское звание майор...

       В памяти однополчан и всех, кто его знал, Виктор Киселев навсегда остался 28-летним парнем, чернявым словно цыган, с веселыми серыми глазами. Вскоре после того, как он не вернулся из боевого вылета, его молодая вдова Зоя Леонидовна Киселева родила дочь. В память о героическом отце дочь была названа его именем, - Викторией. Виктория – значит, победа…