О добре и зле

Иван Савенков
 Я тут подумал вот о чём. Какова причина явления под названием зло и какова его природа в человеческой душе. Это даже не вопросы, скорее желание найти истоки и искоренить зло в себе самом. Но для начала, нужно найти исток другого явления под названием добро. Вот здесь то друзья мои я и запнулся. Сбился с пути и наверное пошёл по неверной дороге, но раз сделал первый шаг, то надо пройти всё до конца. Совсем забыл представится. Имени с вашего позволения называть не буду. Зовите меня просто поэтом прозаиком. Да! Пожалуй именно так будет лучше.
 С чего именно начать? Этим вопросом я долго не давал самого восхождения на вершину мудрости самому себе. Но жизнь как всегда вносит свои коррективы и мне как то попалась интересная книга Фридриха Нише «Так говорит Заратустра». Стоит отметить что и мне тогда было всего девять лет. Та книга полностью захватила мой разум. Сейчас смешно вспомнить, но тогда я даже пытался копировать главного героя. И первыми серьёзными объяснениями добра и зла стали именно те мысли. Затем мне встретилась первая знакомая с которой я стал буквально одним целым. Её звали Света. Что мы только не вытворяли. Но самое главное что я впервые в жизни испытал нежность прикосновения и необходимость дарить эту самую нежность. С другой стороны мне пришлось выбирать между Ницше и Светой. Вот такие дела. Я помню у нас как то состоялся интересный разговор на эту тему. Было уже поздно, но на улице достаточно тепло. Мы сидели на скамейке у парадной и тихо беседовали.
 Света: Брала тут твою книгу, не обижаешься?
 Герой: Нет не обижаюсь! И как она тебе?
 Света: Ты знаешь. Что то всё запутано, непонятно. Да и зачем она такая жизнь?
 Герой: С другой стороны ты права, но ведь есть сила, а есть и не сила. Правда какая разница между ними сам не пойму.
 Света: Не ломай себе голову, придёт время и всё поймёшь. Пойдём лучше погуляем.
 Герой: Стояла безветренная погода. Всё вокруг, деревья, цветы словно застыли в ожидании чего то. Мы гуляли по набережным и мостам, казалось что даже Нева, и та боялась шелохнутся. Вода лишь отражала наши силуэты, срисовывая их словно художник. Я тогда много не понимал, но тот выбор был сделан, и сделан в пользу Светы. В конце концов Заратустра только на страницах а она здесь рядом со мной. Эта была наша первая и последняя прогулка. Ранним утром я проводил её до дома и мы никогда больше не виделись.
 Катя: Посмотрев на часы я поняла что снова опоздаю. Благо что предстоящая встрече не была столь важной, но и откладывать её я не могла. Идя по улице в моей хитрой головке рождались сотни вариантов от мазки от обычных нравоучений со стороны моего знакомого. Очень уж он любил это делать. Порой приходилось даже уши затыкать, но терпеть десять — пятнадцать минут было вполне по силам. И по этому я себя считала героиней.
 Герой: За окном уже вовсю сияло солнце, лучики весело скакали по зеркалам проезжающих машин играя с друг с другом в догонялки. Я совершенно забыл о предстоящей встрече, хотя со мной этого раньше никогда не случалось. А причиной явился загадочный голубой конверт, с тонким ароматом духов. В нём аккуратно сложенное письмо с совершенно неизвестным для меня почерком. Но по стилю и некоторым словам я понял кто автор этого послания. Закрыв на мгновение глаза я пытался представить её но так и не смог. Да вы не ошиблись именно её, ведь это была именно Света и никто больше.
   
    
 Здравствуй мой далёкий и такой родной друг! Прошло много времени, я почти забыла о тебе, как вдруг не нашла ту самую книгу. Сразу вспомнилась та ночь, тёплая июльская ночь и первый поцелуй на мосту возле Эрмитажа. Забыть это невозможно. Лёгкое покачивание волн и безмолвие небес. Ты молча смотрел на меня и я понимала что всё знаешь. Но просто не хочешь говорить об этом. Спасибо тебе за это, ведь я была не в силах сообщить тебе о моём отъезде. Уже потом, сидя в поезде вдруг резко расплакалась и хотела выскочить из вагона. Родители тогда ничего не знали о тебе, впрочем как и сейчас. А я всегда помнила о моём безмолвном и понимающем друге. Книга которую я взяла у тебя на время сильно помогла осознать многие вещи. Я поняла смысл силы духа но при этом не потеряла гибкость души.   Дерево укрепившее свои корни на каменной скале гораздо сильнее своих собратьев находящихся в долине. Хотя цена этой силы одиночество. Но при этом одинокая душа лучше и чище понимает окружающий её мир. Она умеет быть свободной. Хотя цена этой свободы пустота вокруг себя. Осознавая себя становишься правдивым и прежде всего по отношению к себе, но цена этой правдивости самоотречение от многих благ и постоянная борьба с соблазном. Эти и многие выводы были сделаны благодаря твоей книге. Я перестала боятся того что ещё не случилось, но при этом никогда не забывала о грядущем. Ведь будущее не прописано нам судьбой, так как оно не определено самым сильным правителем человеческой судьбы, временем.
 Затем пришел черёд испытать и плоды собственных поступков, в они поверь были не из лучших. Но через осуждение окружающих я сумела разглядеть собственные ошибки, и путь к их исправлению. Потому могу сказать что не всё слышимое можно услышать, и не всё видимое увидеть. Сколько прошло лет с момента последней встречи. И казалось что я совсем о тебе не думала. Но не все явные мысли реальные, а потайные нереальные. Порой кажется, что мы никогда с тобой и не расставались, ведь разлука это обратная сторона встречи, не более того. Разлука приводит лишь к осознанию общности с тем, кого нет рядом.

            P.S. Как то так. Рада что ты прочтёшь это послание!
            Обратный адрес не ищи, главное что я знаю где тебя найти!
                С любовью твоя Света!
 
 Дочитав до конца я долгое время не мог очнутся. Воспоминания нахлынули на меня словно
лавина совершенно обезоружив как воина его любимая богиня женщина. Придя в себя я посмотрел на часы и понял ещё одну вещь. Кое кто опаздывал, причём уже на пол часа. Но как это не странно совершенно не хотелось ругать её за это, и даже напротив поблагодарить. Редкий случай в моей практике. Звонок в дверь заставил отвлечься от своих мыслей. На пороге стояла девушка. Довольно симпатичная но для меня это не имело никакой ценности. Я люблю красоту внутреннюю а не внешний лоск. Виноватая улыбка на её личике была совершенно напрасной, как я ранее уже говорил ругать, или читать нотации не было никакого желания.
 Катя: Я опоздала?
 Герой: Ничего страшного, проходи в комнату.
 Катя: Я ровным счётом ничего не понимала. Обычно он хмурил взгляд и сверлил им меня
изнутри. При этом либо молчал, либо говорил о пунктуальности. А тут совершенно никакой реальности. Мне признаться даже как то не по себе. За последние несколько лет нашего  общения я настолько привыкла к этому, что порой даже получала удовольствие от бархатного голоса моего воспитателя. Но совсем забыла рассказать зачем же я ходила к нему уже почти пять лет. Дело в том, что когда то он нашёл меня сам. Нет не подумайте ничего плохого. Я просто стояла на улице и не знала куда идти, а он просто взял за руку и повёл. Повёл в тихий сквер где мы долго разговаривали. Я тогда и рассказала ему об улыбке и таинственном карлике. А главное о человеке по имени Никто. Признаюсь что боялась, боялась непонимания со стороны и обвинения в сумасшествии. Но он напротив внимательно выслушал и сказал такие вот слова.
 Поэт прозаик: В этом нет ничего удивительного, по крайне мере для меня. И улыбка и карлик, и тот ворчливый домовой с говорящей книгой. Всё это живёт в нас и рядом с нами. Ты столкнулась с самым прекрасным миром снов и фантазий. Ты поверила своему внутреннему голосу и двери в мир волшебного зазеркалья открылись, поверь мне они открываются не каждому. Порой люди годами бьются над этой задачей и нечего не добиваются.
 Катя: Интересно а почему?
 Поэт прозаик: Потому что не верят в их существование.
 Катя: Но как можно не верить тому что видишь и тому кого слышишь?
 Поэт прозаик: Не всё что мы видим видимое и слышим слышимое.
 Катя; На этих словах он откланялся и на прощание поцеловал мне руку. Ощущение прикосновения его мягких и нежных губ волной прокатилось по всему телу. Даже изнутри всё кричало и требовало повторения. Я хотела побежать за ним и уже никуда не отпускать, но этот человек растворился, словно его и не было. После той беседы прошло около двух лет, я почти забыла об этом но телефон0н0ый звонок заставил вспомнить.
 Поэт прозаик: Не помню что именно заставило набрать, но начну пожалуй с более ранних событий. Был у меня один хороший знакомый. Художник. Он жив просто я с ним давно не общаюсь. Сейчас он почти ничего не пишет так как полуслепой. Но при этом он учит рисовать других. Как это делает остаётся загадкой, но итоги его уроков на лицо. Многие из тех, кто учился мастерству у мастера становились известными портретистами. Именно ими, так как маэстро учил главному, видеть то, что кроется в глубине а не только облик. Мы как то давно сидели на берегу Финского залива недалеко от дамбы. Он смотрел в сторону Балтийского моря и рассказывал мне очередную свою историю. Я попытаюсь пересказать её.
Хотя нет, пожалуй просто напишу письмо без адреса, ведь неприлично оставлять не отвеченным только что прочитанное мной послание.

 Когда то очень очень давно случилась эта история. Молодая женщина желавшая хорошей жизни ушла из родительского дома в поисках собственного счастья. Собственного, потому что её родители были довольно известными, а главное богатыми людьми в городе. И подыскали как им казалось подходящую партию для своей дочери. Любили ли они её сейчас сказать трудно. Да и понятие любви размыто как краски на холсте под проливным дождём. Синий перемешивается с красным и чёрным, белый цвет почти исчезает превращаясь в различные оттенки серого от розоватого до фиолетового. Так же и любовь, она не имеет чёткого оттенка или цвета. Это больше похоже на палитру в руках художника по имени душа.
 Хотя кто знает, может этим художником является сам человек или его судьба. Но девушка не желавшая замуж решилась на побег и почти вышла за пределы городских стен. Очнувшиеся родители организовали погоню за беглянкой и в этом нет ничего удивительного, ведь будущий союз сулил большую выгоду. Но найти так и не смогли. За городскими стенами раскинулся тёмный лес, его так и называли тёмным. Ведь в самой чаще почти никогда не было дневного света. Ходила легенда о том что там нашёл пристанище ещё один беглец, также говорили что видели этого уже немолодого человека с голубыми как небо глазами. Он иногда выходил почти перед самыми воротами и молча ждал кого то, а не дождавшись возвращался обратно. В день исчезновения девушки его тоже видели у городских стен. Озабоченные этим фактом родители стали искать свою дочь где только можно, но боялись даже приблизится к загадочному лесу. Так всё и осталось, смирившись с потерей они постепенно забыли о ней и продолжили свою обычную жизнь. Прошло около десяти лет, стёрлись слёзы и печаль, тёмный лес перестал быть таковым и через него была прорублена дорога ведущая в столицу небольшой страны. Всё было как всегда пока не произошло одно событие заставившее вернутся в прошлое.
 Как то в городе появился неизвестный художник. Он по обычаю стоял на площади и рисовал портреты за небольшое вознаграждение, и в один прекрасный день его пригласили в богатый дом. И там он рассказал свою историю сам не зная что она перевернёт навсегда жизнь тех, кто её услышит. С вашего позволения я расскажу её именно так как сам и услышал.
 Я пришёл в ваш город по единственной дороге идущей через лес. Не знаю почему но что то заставило остановится меня на ночлег у большого старого дуба. Если вы знаете это место, то там ещё есть ручей. И тут я увидел её. Молодую красивую девушку в белом платье с очень грустным взглядом. Она шла абсолютно не замечая меня, пока я не окликнул незнакомку. Если бы я знал то наверное не стал бы этого делать, но я пригласил её к костру и предложил еды. Девушка согласилась, но старалась держатся чуть в стороне, и каждый раз когда мой взор устремлялся на неё отдалялась всё дальше и дальше. Не имени ни откуда она так узнать мне не удалось, единственное что сохранилось это портрет незнакомки.
 Когда художник показал его хозяевам дома, то сразу наступила тишина. Лишь через некоторое время уже пожилая женщина тихо произнесла — Это моя  —  доченька и заплакала. На что хозяин дома только произнёс — Слёзы, бесполезные слёзы о горе, лучше уж совсем ничего не испытывать чем лить их в пустоту.


 Признаться я не сразу понял смысл этого рассказа. И по началу думал о его бесцельности, но воспоминания о давней подруге и её письмо пришедшее через десять лет сами подсказали мне первый ответ:-Добро не всегда правда, иногда и ложь добрее, а главное милосерднее порой бескомпромиссной правде дающей лишь боль в душе.