Коллега Парфенон

Габдель Махмут
Коллега Парфенон

Со своей землячкой и коллегой по творчеству Ниной Парфеновой, кого мы с Людмилой Ефремовой с любовью в шутку называем Парфенон, я впервые познакомился на областном совещании молодых писателей. Это было в ту пору, когда руководителем писательской организации тюменщины был Константин Лагунов. При нем, как это хорошо известно, графоманы там не появлялись...

Затем судьба нас свела на конкурсе бардовской песни в Салехарде. Позже она стала появляться у нас в Надыме, готовя журналистские материалы по заданию редакций, где работала, в том числе по творчеству членов нашего литобъединения… Одним словом, я достаточно хорошо знаком с ее становлением, как писателя-художника слова.

Большая журналистская школа для Парфеновой прошла не даром - пером писательским она владеет профессионально. Поэтому одинаково поддаются ей как публицистика, так и поэзия, и художественная проза. Уже в первой своей книге «Осколки» (издательство «Красный Север», г. Салехард, 2005 г.), она предстает зрелым, состоявшимся автором - со своей философией и своим зорким взглядом на все, о чем бы ни писала, во всех представленных там жанрах литературы.

В поэзии Парфенова избегает избитую многими авторами (обязательной еще в недавней истории литературы) тему гражданственности, с присущей этому течению пафосной патетикой, и дифирамбов, од или псалмов она не поет ничему, и никому. Она обаятельный лирик, и этим покоряет душу читателя, ведь ничего ближе и святее для человека нет в этой жизни: в одном месте она пишет о жертвенности любви: «Я даже смерть из рук твоих приму, Чтобы тебе не гибнуть одному…»; и о том же в другом стихотворении: «… я любовь свою растратила бездумно, отогревая ею холод твой».

Причем, поэтические строки у Нины Парфеновой полны спонтанно (будто бы) рожденной афористики, мудрых фраз и цитат, хоть тут же бери, и собирай их в копилку, коллекционер: «мысли – спутники разлуки»; «без разрешения в чужой не входят дом»; «боль смывается горькой слезой»; «в стылой тиши изумляет пророчество: опустошение – не одиночество, а одиночество – не одноночие», и др...

В повести «На дне оврага» вдумчивый автор Нина Парфенова, как бы ни показалось кому-то, не списывает ни тему, ни манеру Горьковской пьесы «На дне». Как это часто подтверждается жизнью, «любовь зла…». Студентка Лера, вчера еще наивная провинциалка, очарованная душа, предоставленная течению новой для нее жизни, безоглядно влюбляется в парня, оказавшегося не в ладах с законом.

Эти несколько месяцев жизни героини вмещают все «прелести» застойных лет, где растерявшаяся молодежь «без руля и без ветрил» в жажде перемен мечется из одной крайности в другую, но справедливого, светлого выхода из этой ситуации не находит, как не нашла его в те годы вся верхушка страны.

Повесть эта – крик души писателя Парфеновой о судьбах молодежи в период становления их неопытных и ранимых душ: чем больнее будет общество, тем больше пострадает молодая поросль, упусти которую - мир покатится вспять. И автор находит верный для героини выход в оказавшейся ситуации, помещая ее в психбольницу…

Большой раздел творчества Нины Парфеновой занимает литературная и журналистская публицистика, среди которой есть немало достойных произведений, отвечающих требованиям художественности этого раздела литературы, о чем можно долго говорить... 

Под конец предлагаю ознакомиться моим читателям с поэтической стороной творчества коллеги Парфенон - чисто "женскими" стихами, что мне лично очень мило в ней.
                29.09.2012.


            Из цикла "Духи Реноме"
Мне хотелось заболеть,
Захиреть и умереть,
Только чтоб тебя заставить
Хоть о чем-то пожалеть.
А потом сказать очнувшись,
Очень мило улыбнувшись:
- Здравствуй, милый, как дела?
А ведь я не умерла!..

***
Надоело притворяться,
Видеть, слышать и - молчать.
И к подушке прислоняться
Вместо теплого плеча.
Надоело ждать чего-то
И украдкой взгляд ловить,
И бояться, что об этом
Снова станут говорить.
Ты о том, что я остыла
Расскажи своей семье...
...Запах горя перебила
Я духами "Реноме"...

***
Был моим - и не моим,
Был чужим - чужим остался.
Счастья миг неповторим,
Повторять ты не пытался.
На закате приходил,
На рассвете уходила.
Добрым был, жестоким был.
Ты играл, а я любила.
По щеке слеза, слеза...
Был талантлив и бездарен
ты. Как камень бирюза.
Тот, который не подарен...



Молитва

Господи, что за боль!
Хуже удара ножом...
Выкарабкаться позволь,
Выползти хоть ужом.
Веру опять обрести,
Руки станут сильней.
Господи, ты прости
Слабость души моей.
Верила, что сильна,
Верила, что смогу.
Каменная стена,
Глина на берегу.
Сколько по ней идти,
В стену уперлась лбом.
Можно ее обойти...
Но много ли проку в том?..

* * *
Из открытого окна пахнет летом,
Тихо-тихо в нем шевелится тюль.
Я скажу тебе сейчас по секрету,
Что готовит нам грядущий июль.
Я всё знаю, я гадала по звёздам.
Обманула – здесь же белая ночь…
Просто знаю – никогда всё не поздно,
И всё сбудется, как знаю, точь-в-точь.
Из открытого окна лучик тонкий,
И под птичий пересвист-разнобой
Притворюсь я себе незнакомкой,
Снова чтоб познакомить с тобой.