Синдром Мрьванны

Татьяна Городилова
- Одела куклу? Сама? Какая же ты у меня умница!

- Ты помыл тарелки? Все три из четырёх? Молодец! А одна не понравилась, потому что без спросу выскользнула на пол? Ну и пусть, значит, у неё был скверный характер.

- Погладила папе футболку? Ах, ты, заботушка! На ней появились коричневые пятна от утюга? Так даже красивее! Молодец, декоратором будешь!»\

- Вбил гвоздь в новый шкаф-купе, чтобы маме не надо было тянуться до высокой перекладины повесить платье? Герой, маму опекаешь!»\


Эти и подобные им фразы – надёжная прививка ребёнку, чтобы не стать в будущем героем вот такой ситуации:
– Марьванна, какая Вы красавица и модно одеты!
– Ой, да что Вы? – замахала руками – Я и голову сегодня не помыла и платье уже не новое, даже вот прожжено где-то тут...

Ох, как трудно Марьванне поверить, что окружающие видят её привлекательность, да и прочие достоинства!

В течение последних трёх-четырёх дней подряд меня в сети назвали: по-детски впечатлительной, наивно-восторженной, идеалисткой, «добрая ты душа» в смысле «знаю, что врёшь, но всё равно спасибо», и просто льстицей. Это всё в ответ на высказывания и комментарии, где никого не ругаю, а очень даже хвалю.

Почему так?
Если на меня произвели сильное впечатление, в силу характера, хвалю: искренне, уверенно и открыто. Из тех, кто меня мало знает, только немногие верят, что это не лесть и не подхалимаж, хотя доля сомнения остаётся и у них. А уж остальные:
– Действительно так думает, или это всё тщательно подобранные и продуманные дежурные фразы, чтобы произвести впечатление?
– Ого, этак она карьеру себе в два счёта сделает!
– Ну всё, теперь все мужчины будут перед ней петухами ходить и привлекать её внимание.

Меня подобная реакция не смущает.
Во-первых, узнают лучше, будут доверять, и не только в этом. Так было всегда.
Во вторых, те, кого хвалю, как правило, люди не только талантливые, но и умные. И вскоре понимают, что если разглядела достоинства, то вижу и недостатки. Но не озвучиваю.

Но почему так говорят те, кто знает давно?
Синдром Марьванны?

И почему же мне непременно надо похвалить, почему не промолчать, как молчу о недостатках? Не могу! Не могу я молчать! Если меня что-то поразило, удивило и порадовало, мне трудно сдержать восторг и восхищение! Я и не держу.

Сдерживаться приходится, чтобы не сказать лезущему на глаза дураку, что он дурак. Нет, не потому, что сдачи боюсь. А потому, что кроме чужих недостатков я и свои хорошо вижу, понятно, что не все, но и этих хватает, чтобы помалкивать.

Нам всем хватает колючих эпитетов и обидных слов в свой адрес, заслуженно и не очень. Даже если заслуженно, всё равно больно.
Давайте подмечать друг в друге достоинства и о них говорить. Давайте делать так, чтоб хотя бы установить равновесие добра и зла. Давайте не скупиться! Пусть Марьванна кокетливо улыбнется! На самом деле, мы все прекрасно отличаем, когда нас хвалят заслуженно, а когда неумело льстят.
Давайте говорить друг другу комплименты!
И давайте их принимать!