Постнеклассическая наука и ее основные социокульту

Шота Лазария
Для классической науки  мир разорван и разобщен. В классической предполагается какая-то общая картина мира, в ней отдельные  научные направления выполняют роль разобщенных фрагментов . Такой подход вынуждает нас  выстраивать структуру науки – она зависит от того, какую часть структуры науки "закрывает" отдельное научное направление.
С середины XX столетия науку все чаще стали называть "постнеклассическая наука тем самым подчеркивается то, что "классические" основания науки претерпели изменения в другом направлении.
Трансформация науки к постнеклассическому уровню развития привела к появлению новых предпосылок для формирования и существования единой научной картины мира.
Эти предпосылки , не отрицая особенностей  отдельных отраслей знания, в то же время выступали в качестве  многообразия в различных теориях бытия. Становление этих  принципов можно связать с переосмыслением оснований различных научных дисциплин. Данное переосмысление заявляет себя как один из признаков  культурной реформации, которая разворачивается в современной эпохе ..
Современное направление развития научного знания,  выражается в  построении общенаучной картины мира на основаниях принципов всеобщего эволюционизма, который объединяет  идеи системного и эволюционного подходов в одно целое.
При этом некоторые исследователи выражают позицию, что современное общество находится  в эпохе "тотальной неклассичности", - по их мнению, как  наука, так и все  аспекты человеческой жизни развиваются "неклассично".
С середины XX века,  частные науки оказываются связанными между собою посредством глобального эволюционизма. Объекты изучения  рассматриваются  как самодостаточные феномены.  Представляя собой открытую саморазвивающуюся систему, любой феномен  имеет   конечный срок существования.
Относительно данного феномена  строятся субъект-объектные связи. В классической науке отсутствует  воздействие субъекта на объект, анализ реальности.
В постнеклассической же науке появляется отношение субъект-объект. В ней помимо реальности, разделенной на отношение субъект -объект существует и  более глубинная реальность, в которой отсутствует противопоставление субъекта и объекта .Более того, в ней допускается реальность, в которой  субъект и объект  оказываются объектами.
Реальность является в ней результатом взаимодействия субъекта познавательной деятельности и реальности. Этот тезис современным методологическим сознанием конкретизируется в двух основных вариантах .Первый:  познавательный характер  исходных установок не имеет первостепенного значения. Влияние  факторов субъективности на познавательные установки  понимается весьма широко, в нее включаются особенности индивидуальной психики и  личностные предпочтения .Второй:   своеобразие и специфичность  различных субъектов познавательной деятельности зависит  от  установок мотивационной сферы сознания .Данная деятельность это сложное  взаимодействие различных мнений ,исследовательских программ и теорий .
Современная научная рациональность имеет возможность для своей реализации только будучи «открытой рациональностью». Реальность может подлинно отобразиться лишь в период взаимодействия различных гносеологических позиций ,которые способны  при этом к самокритике и саморазвитию. Рациональной тем самым может быть признана лишь познавательная деятельность ,реализуемая в период взаимодействия норм и идеалов различных гносеологических позиций . Данная рациональность предполагает собою творчество и процесс межличностного общения и работы .Данный процесс наиболее четко ориентирован на процесс познания . К примеру ,Ю.Хабермас, создатель «коммуникативной рациональности» ,чья концепция является одной из наиболее значительных концепций «новой рациональности» ,сконцентрировал свои усилия нереализованности коммуникативных связей и тех способов ,при помощи которых они реализуются; конечной целью усилий Ю.Хабермаса являлся переход на новый уровень философского сознания и социо-культурной практики. Ю.Хабермас развивал в своих трудах критические традиции переосмысления рациональности науки ,которые представляли современное общество как носителя иррациональной идеологии ,которая обслуживает современное общество. По мнению Хабермаса ,исследование человека в современном научно-техническом мире должно стать главнейшим направлением философии .В соответствии с этим им формулируется главная теоретическая задача-разработка человеческих отношений и определение потребностей и интересов человека.
Решение данной задачи предлагается им в теории коммуникативного действия .Кризис старой рациональности в той сфере ,в которой рациональность  представляла собою средства для реализации какой-либо цели . С точки зрения Ю.Хабермаса кризис мотиваций, вызван был  тем ,что модернизация ,ориентированная на рациональность, проникла в сферы, связанные целями преемственности культуры и социализации. Замена же формальной морали свободными коммуникациями приведут к тому ,что место форматизированной морали займут нормативы ,выработанные на потребностях социализированных индивидов . Но так как познающий человек неспособен полностью усвоить весь объем информации и многое вынужден воспринимать на веру ,то коммуникации играют не единственную роль в процессе познания . На это Хабермас обращает внимание и называет это явление «новой непрозрачностью» ,рассматривая это явление как отход от традиционного понимания разума. Тем не менее. главной характеристикой коммуникативной рациональности и ее предназначение заключаются в том ,чтобы выработать целостные культурные смыслы ,которые буду служить ориентирами развития общества и человека ;также характеристикой коммуникативной рациональности является практическое осуществление  этих культурных смыслов на практике . «Новая рациональность» тем самым является познавательным смыслом ,наполненным ценностными смыслами .Данный вид рациональности ,представленный в «теории коммуникативного действия» вполне возможно определить как стремление к соединение рационального знания и рациональность с целью добиться больших возможностей для творческого развития человека.
Рациональность ,будучи духовной ценностью ,является антагонистом замыкания на собственной культурной, социальной или национальной идентичности . Любой менталитет ,будь то индивидуальный или же коллективный ,никогда не может быть свободным от данной идентичности ,ограниченности ,либо же ,используя понятийный аппарат Гегеля , «конечности» .Данная «конечность» приводит к тому ,что субъкт познавательной деятельности ,в своих действиях во многом руководствуется своими личными пристрастиями. В данной ситуации это влияние принадлежности познающего субъекта к определенной социальной группе и способно решить следование идеалам и нормам рациональности.
В постнеклассической науке происходит отказ от познавательного процесса как постоянного и поступательного развития; в ней скорее присутствует смена статичных состояний бифуркация. По Пригожину ,например, и его теории глобального эволюционизма ,развитие любой системы происходит в эволюционном процессе ,в этом развитии заранее варианты эволюции и развития системы. Однако в определенный момент наступает момент ,когда развитие системы по заданным правилам продолжаться не может ,а новые правила еще не заданы ; в этот момент система вступает в точку бифуркации ,поиск нового пути для своей эволюции. В такой момент система распадается на элементы . Те элементы ,что сохранились ,развиваются но новому пути развития ,до тех пор пока в силу не вступит детерминизм и поступательное взаимосвязанное развитие системы,-и так до следующей бифуркации. Тем самым ,мир представляет собою лишенный гарантии стабильности ,и чем сложнее система, тем менее он стабилен. Итак ,к чему пришла современная постнеклассическая наука :
1) К интеграции различных видов наук и в некоторых случаях отсутствия границ между ними.
2) К теории, согласно которой всякая наука имеет много вариантов развития ,из которых лишь один реализуется в полной мере.
     3)к теории  бифуркаций;
        4)к отказу от признания существования   абсолютной истины;
      5)к включению исследователя в процесс познания ,в котором зачастую стираются границы между субъектом и объектом познания.
     6)к распространению науки на сферы, нетрадиционные для науки, таких например как религия
      7) к сближению науки с философией, искусством и другим формам общественного сознания
Основанием современной научной картины мира является единство и многообразие различных дисциплинарных онтологий, при этом каждая из них предстает частью более сложной дисциплинарной онтологии . Классификация наук происходит уже не по предметам их изучения , а по проблемам ,стоящим перед ними  .На нынешнем этапе развития науки происходит переход от закрытых систем ,от детерминизма к более широким трактовкам действительности . Учитывая эту интеграцию и взаимозависимость различных наук ,появляется необходимость в создании новой мировоззренческой парадигмы. Эту роль берет на себя синергетика ,позволяющая по новому  выявить соотношение человека и природы,
В описанных условиях необходимо появление новой мировоззренческой парадигмы. И таковой во многом является синергетика, которая позволяет по новому взглянуть на соотношение человека и природы, бытия и познания, теории и практики, человека и общества.
Синергетика ,основанная на идеях системности и целостности мира ,общности законов развития объектов материальной и духовной природы, нелинейности развития, взаимозависимости хаоса и порядка .  Мир в синергетической парадигме представляет собою сложную организацию , открытость, непрерывное становление , эволюционирование по нелинейным законам . В синергетике мы видим новую картину мира  ,отличную от той что представлена в классической и неклассической парадигмах.  Средства решения глобальных проблем в синергетической парадигме выводятся на уровень саморегуляции . Синергетика выводит теорию самоорганизации сложных систем. В синергетике присутствует рассмотрение явлений в их переходе от неупорядоченности к порядку,к примеру, биение человеческого сердца. Синергетика описывет математически качественные изменения развивающихся систем. Синергетика создает условия для обмена парадигмальными принципами между отдельными науками . К примеру, использование идей самоорганизации в биологии ,привело к обобщению понятий теории эволюции и их использованию в объяснении процессов в неживой природе и общественной жизни .