Германия и рос. немцы - требуются новые подходы

Гуго Вормсбехер
Гуго Вормсбехер
Германия и реабилитация российских немцев:
требуются новые подходы 
    
        Итоги выборов в Германии, образование большой коалиции, усиление экономической, электоральной и политической роли российских немцев в Германии позволяют надеяться на корректировку политики в их отношении как в Германии, так и в России. И здесь важно четко определить цели и задачи.
Наша главная цель, общая для всех российских немцев, где бы они сегодня ни жили, остается прежней: реабилитация народа, под которой мы понимаем принятие политических решений, обеспечивающих восстановление равных прав и возможностей их с другими народами России, сохранение их национальной идентичности, их будущее как народа. Реабилитация остается главной целью и потому, что от нее зависит историческое самочувствие народа, его освобождение от 72-летнего невыносимого груза необоснованных обвинений.
   Прежним остается и содержание реабилитации: совместное проживание (не обязательно всех); собственная экономическая база (на «помощь» извне народ жить не может); национальное самоуправление и представительство в федеральных структурах власти (как у других народов России). Всё это еще 20 лет назад ясно сформулировали Закон РФ «О реабилитации репрессированных народов» (1991) и Российско-Германский Протокол о сотрудничестве в восстановлении государственности российских немцев (1992), ответственность за выполнение которого лежит на обеих сторонах. Сегодня, с учетом новых реалий, могут быть различны территориальная привязка и форма исполнения Протокола, однако неизменным должно быть главное в нем: реабилитация народа. 
   Но какова ситуация сегодня?
   За прошедшие 20 лет ни Закон, ни Протокол не выполнены. Наоборот, произошла ползучая подмена процесса реабилитации «федеральными целевыми программами» в России и «помощью для России в пользу российских немцев» со стороны Германии, сутью которых давно стали различные проекты в социальной и культурной сфере, не отвечающие масштабам задачи ни по охвату «целевой группы», ни по уровню исполнения и результатам, ни самой цели Закона и Протокола. В основном это было связано с тем, что ситуация в России после распада СССР не позволяла решить вопрос так, как намечалось, и российская сторона постепенно пришла к намерению снять вопрос реабилитации вообще.
   С этой целью ею были приняты вуалирующе-отвлекающие «целевые программы» (первая за 10 лет выполнена на 4%, вторая вообще не содержала больших целей), а движение российских немцев с его политическими требованиями реабилитации было (с помощью административного ресурса и бюджетных средств) подменено мелкими подрядными структурами. Что позволило и на уровне рассмотрения политических вопросов (российско-германская Межправкомиссия, контакты со структурами власти) подменить вопросы реабилитации «проектами» и распределением средств на них.   
   Более того: с помощью тех же административного ресурса и бюджетных средств (причем обеих сторон) был осуществлен рейдерский захват подрядными структурами общественного движения российских немцев, и президентом ФНКА российских немцев сделан, с грубыми нарушениями закона, полностью управляемый распределителями бюджетных средств «работающий немцем» подрядчик Г.Мартенс, которому в настоящее время дана на откуп вся проектная работа, в т.ч. финансируемая германской стороной. При этом «проекты» становятся всё более затратными, не отвечающими ни целям реабилитации, ни хотя бы задачам поддержки национальной и культурной идентичности.
   Таким образом, не только российские, но и германские деньги, выделяемые на проекты «в пользу российских немцев», всё больше использовались и используются против интересов российских немцев, для разрушения их национального движения, в меркантильных интересах узкого круга людей разных национальностей, привлекаемых для реализации «проектов», для охвата «проектами», для формирования достаточно постоянной управляемой массовки против реабилитации. В этот процесс германской стороной были вовлечены (во многом для исполнения тех же функций) и группы, персоналии из структур российских немцев в Германии (в основном из прежнего Землячества).
   Такая селекция двумя сторонами «представителей российских немцев» по их чисто подрядным интересам позволяла всё больше заглушать и подавлять вопрос о реабилитации, тем более что подрядчики, откровенно паразитирующие на проблеме российских немцев, хорошо понимают: реабилитация может лишить их полученной кормушки (ведь после реабилитации народ сам будет определять, кто, что и как должен делать «в его пользу»). При отсутствии прозрачности всей этой работы, при недопущении контроля хотя бы со стороны общественных организаций российских немцев за расходованием средств и эффективностью исполнения «проектов», ситуация сложилась фактически нетерпимая. Требуются перемены, неотложные и принципиальные.
   Что, представляется, необходимо с германской стороны?
   1. Как стороне, подписавшей Протокол 1992 г. (а значит, - еще раз! - несущей и ответственность за его исполнение), - вернуть сотрудничество России и Германии с пути удаления от реализации Протокола к его скорейшему выполнению (что для сегодняшней России вполне возможно). Для этого в первую очередь нельзя допустить давно предлагаемой российской частью Межправкомиссии «актуализации Протокола» в виде снятия вопроса о реабилитации российских немцев вообще, а провести эту актуализацию в виде принятия мер по выполнению Протокола и осуществлению реабилитации в сегодняшних условиях с учетом предложений, выработанных самими российскими немцами (см. ниже).
   2. Обеспечить с обеих сторон участие в Межправкомиссии, созданной в свое время для реализации Протокола (т.е. для реабилитации российских немцев), представителей тех российских немцев, которые и выступают за реабилитацию, а не паразитируют на проблеме российских немцев, противодействуя реабилитации.
   3. Рассмотреть и пересмотреть (с привлечением общественных организаций, Землячества российских немцев) действующие сегодня формы и механизмы оказания германской помощи; провести проверку распределения средств и эффективности их использования. Обеспечить участие в распределении средств, отборе проектов, контроле за их исполнением и в их исполнении представителей тех, для кого помощь предназначена, - т.е. самих российских немцев, а не подобранных подрядных структур. 

   О реабилитации российских немцев в сегодняшних условиях. 
Этот вопрос обычно связывался с восстановлением АССР НП. Но он допускает варианты, т.к. главное в нем – создать условия, обеспечивающие народу будущее (компактное проживание, экономическая база для решения социальных и национально-культурных задач собственными силами, равные с другими народами страны права и возможности). Эти условия могут быть созданы не обязательно на территории бывшей АССР НП. Предлагается: сегодня в новой России по-новому подойти и к вопросу о реабилитации российских немцев. А именно: решить его как экономический проект. Для этого:
   составить пакет крупных актуальных для страны (конкретного региона) экономических задач, включая сельское хозяйство;
   провести среди федеральных округов конкурс на оптимальную территориальную привязку проекта;
   привлечь для реализации проекта в основном российских немцев.
   В ходе такой реализации проекта необходимые базовые условия будут созданы. Останется придать новому территориально-экономическому образованию должный статус.
   Проект выгоден для страны и конкретного региона экономически и демографически. Он не вызовет и межнациональных трений, в т. ч. потому, что много браков российских немцев – смешанные. Он не потребует затрат на интеграцию в российское общество (в отличие хотя бы от сегодняшней трудовой миграции из Средней Азии), т.к. российские немцы уже в 12-ом поколении живут в России, получили российское образование, и русский язык для них – второй родной язык.
   Проект может в России стать примером нового подхода к решению национального вопроса в соответствии с тем, чтобы «каждый человек, каждый народ чувствовал себя в своей стране дома» (В. Путин). К его реализации можно привлечь зарубежный бизнес, в т. ч. германский, создав эффективный полигон для отработки передовых технологий и их быстрого внедрения в регионах. У этого проекта практически не может быть серьезных противников, и всё зависит от политической воли двух сторон. Для чего требуется инициатива хотя бы одной стороны, хотя бы в рамках Межправкомиссии. 
25.12.2013