Амата-69

Анатолий Емельяшин
                Открытое первенство Латвии, Литвы и Эстонии в апреле 1969 года   
Фото из интернета: весной на реке Амата.  Спасибо автору

     В  апреле сборная Свердловска по ТВТ (технике водного туризма) вылетела в Ригу на традиционное открытое первенство Прибалтики. Причем, сборных две – водники раскошелили турклуб и Облсовет на поездку двух команд, якобы, от города и от области. Первая: экипажи «Факела» и ЗИКа, победители прошлогоднего матча 16-ти городов на реке Черемош. Во вторую вошли призёры первенств города и матча городов Урала, в том числе и мы с Женей Бенейчуком.

    Мы с ним одним экипажем выступали всего однажды, случайно заявившись на соревнования на Решетке; решили посмотреть, что это такое ТВТ? И стали призёрами. А потом разделились и все последующие старты оба были кормовиками, он в мужском, я – в смешанном экипажах.
    Надо было натаскивать свою команду, и мы с этим отлично справились: на зоне Урала выиграли командное первенство коллективов ФК, а заодно и 3-е место, как вторая сборная области.
    Команду приметили, но в Ригу взяли только один экипаж, мужской.
   
    Мы с Беней – два капитана – ехали, так и не уяснив, кто же будет кормовиком. Он терпеть не может носового сиденья, я же работаю одинаково и в носу и на корме. Вот и получился экипаж: Женя на корме на месте капитана, я в носу, но капитаню – все команды на маневр мои.

    Река Амата в 80-ти километрах от Риги, едем туда автобусом, предоставленным, уже не помню каким клубом водников-рижан.
    Над трассой рижане поработали основательно: в летнее мелководье навозили в русло валунов, бетонных кубов, закрепили тросами связки брёвен и коряг.
    Весенний паводок превратил эту быструю речушку в настоящую горную реку с множеством струйных завихрений, валов и уловов. На более чем километровой трассе река бушует, грозя байдаркам переворотами и авариями.
   
    Устроители и трассу развесили отличную, разместили связки ворот в самых сложных местах. Чудо трасса. Мы обошли её командой для общего знакомства, затем каждый экипаж прошелся, намечая тактику взятия ворот, запоминая их тип и последовательность.
   
    Всего стартовало 94 мужских экипажей, примерно столько же смешанных. Было и много любителей, «севших» на трассу после стартов официальных команд. 
   
    Мы должны стартовать в сороковых номерах, поэтому посмотрели прохождение трассы не менее чем двумя десятками экипажей, обсудили их ошибки  в технике и  тактике.
    Первый каскад из восьми ворот особенно трудно давался экипажам.  Чередование прямых и реверсных, ворот обратного хода (против струи), «змеек», было так сложно, что более трети стартовавших экипажей переворачивалось.
    Кто избегал оверкиля, вынужден был «смазать» маневр и получать штрафы на большинстве ворот.
    И всё это начиналось со старта, выполняемого по условиям против течения: не успев развернуться, экипажи заваливали первые ворота прямого хода, что срывало маневр на вторые, реверсные. Его сносило, а дальше надо было пересечь мощную струю в центре реки, чтобы выгрести против течения к следующим воротам. Вот тут и следовали  перевороты.
   
    Понаблюдав это представление, слегка поспорив, мы решили идти своим, нетрадиционным путём. Тем более убедились, что все экипажи из первых трёх ворот заваливали минимум двое.
   
    А в это время вокруг трассы творилось неописуемое. Оба берега были заполнены болельщиками. Такого скопления людей даже нельзя себе представить, их не вместил бы ни один стадион мира.
    Река здесь делала  плавный правый поворот, и левый берег на километровом отрезке представлял крутой амфитеатр, с которого обозревалась вся трасса. И весь он от воды на всю более чем 50-ти метровую высоту был заполнен людьми, как трибуна невообразимого стадиона.   
    Правый берег, более пологий, тоже был заполнен без единого разрыва, хотя трасса с него полностью и не просматривалась. Видимо место соревнований и выбрано было так, чтобы разместить как можно больше болельщиков.
    Как нам потом сказали, более половины жителей Риги выезжало на эти соревнования. кроме того приехали болельщики из других городов, сопровождавшие свои команды. Автобусы с болельщиками были даже из соседних республик.
   
    Многоголосый рёв этой массы людей сопровождал каждый экипаж, толпа рукоплескала удачным маневрам, криками поощряла удачливых, ревела при переворотах. Били барабаны, звучали трубы и флейты, пестрели различные флаги. День был тёплый, солнечный, народ шумно праздновал.
   
    Когда мы садились в байдарку старт задержали – где-то повредили ворота. Минут через пять трассу поправили, и мы стартовали. Это и хорошо – стартовавшие ранее уже не могли помешать. Но зато наш экипаж стал объектом внимания всех болельщиков.
    Стартовав, мы не стали разворачиваться и пошли на первые ворота по течению кормой. Боже, что здесь творилось! Берега заревели, подсказывая нашу ошибку, даже судьи у ворот вскочили и, размахивая штрафными таблицами, пытались «открыть» нам глаза.
    Но мы хладнокровно прошли кормой первые ворота, заработав максимальный штраф за нарушение маркировки, следующие, реверсные, прошли сплавом без всякого маневра и оказались  в наивыгоднейшем положении  для захода на третьи, взятые также без штрафа.
   
    Далее пересекли поток в центре реки,  прошли коварный бурун у связки брёвен и, работая боковыми подтяжками, – новой для того времени техникой – взяли четвёртые ворота, мимо которых все предыдущие экипажи пролетали, не справляясь с потоком.
    Шумевшие на наше прохождение первых ворот берега на минуту опешили, выжидательно приглядываясь к нашим последующим действиям, а затем взорвались  треском аплодисментов, одобрительными криками и воем всех музыкальных и шумовых инструментов.
    А уж когда мы без штрафов взяли второй каскад из шести ворот, восторженный рёв заглушал даже мои команды, Женя вынужденно переспрашивал. Мы могли упиваться этой дружной поддержкой. Но мы отключились: только трасса!
   
    Перед четвёртым каскадом мы приткнулись на мелководье к правому берегу для разворота и пятисекундной передышки. Стоявшие в воде в резиновых сапогах раздвинулись, давая нам возможность    посадить корму байдарки на гальку. И кто-то, услышав наш краткий разговор не на  латышском, спросил: «Откуда?» «Свердловск», бросили мы и, отталкиваясь с мелководья, заметили, как вокруг нас смолкли восторженные крики.
   
    Пока мы маневрировали на очередные ворота, рёв прекратился вначале на ближнем берегу, а затем и на «амфитеатре». Вот оно что! Болеть хорошо, но неистово болеть можно только за  свои, латвийские экипажи. Национальное самосознание!
   
    Когда мы ткнулись в берег на финише, от пережитой нагрузки и напряжения я не смог самостоятельно вылезти из байдарки, но уже знал, что лучше нас эту трассу уже никто не пройдёт. О чём и сказал Жене, помогавшему мне выбраться на берег.
    Тело было разбито, руки повисли плетьми, подташнивало. Всё-таки очень выматывает этот слалом и необходимо нечеловеческое напряжение и полная отдача сил для победы. Впрочем, как и в любом виде спорта.
   
    Вечером на высоком берегу, где все съезды с шоссе и поляны были забиты всевозможным транспортом болельщиков, буфетами, шашлычными и походными кухнями мы принимали поздравления от своей команды и знакомых и незнакомых водников  других городов.
    Пили из высоких пивных кружек горячий глинтвейн, приготовленный тут же в армейских кухнях. Мы с Беней выпили и по своей кружке и ещё по кружке, предложенной нам друзьями по команде, окрестившими глинтвейн «горячими помоями». Конечно! Урал признаёт только водку! Но мы отдали должное божественному напитку.
   
    На другой день наша команда выиграла и командную гонку, первая заняла второе место. Свердловск выиграл не только у прибалтов, но и у сборных Москвы, Питера, Киева и других крупнейших центров водного туризма.
    Правда, дипломы и призы были вручены местным командам и экипажам: оргкомитет переиграл положение и ввёл раздельный зачёт для местных и гостей. Причём сделал это уже после стартов перед построением на награждение.
    Призы и дипломы ушли местным, а на гостей даже грамот не припасли!

    Такого произвола на открытых соревнованиях с приглашением гостей я ни до, ни после не встречал. Просто плюнули в душу! В неофициальном разговоре обещали нам выслать грамоты, но, увы!
    И только журнал «Катера и яхты» в краткой заметке сообщил, что победили свердловчане, а в мужских экипажах – А. Емельяшин и Ю.Бенейчук, перепутав Женькино имя. Возможно, писала и рижская пресса, даже наверняка писала. Но нам их газеты не выслали, как и дипломы.
 
    А вскоре рижское руководство вообще запретило проведение этих, ставших уже традиционными, матчей на Амате. Якобы там, в толпе болельщиков  периодически появлялись флаги бывшего латвийского государства. Были и другие проявления национализма или, как тогда было принято говорить, «антисоветской агитации». А власти этого не терпят. Даже латвийские. Жаль, отобрали у водников и у зрителей такое великолепное весеннее, праздничное мероприятие.
   
    В Свердловск мы возвращались с «Рижским бальзамом» – приятели достали каждому по бутылке этого дефицита. Разбавляли мы его «Столичной» в шкаликах, продававшихся на борту стюардессой. Пили за триумф команд и глушили досаду на устроителей матча непонятно зачем унизивших победителей.
   
    Помню, ещё до подведения итогов кто-то предлагал сплавиться по Амате и далее по Гауе до рижского взморья, время хватало,проскочили бы за один день.
Поразмыслив, не решились идти на сплав без подготовки и походного снаряжения, да и расстроились после общего построения. А жаль, маршрут интересен.
   
    После Аматы мы с Женей прочно вошли в сборную, а выиграв заводской командой первенство города, смогли предложить и свои экипажи. Мужской – я и Слава Шеломенцев, смешанный – Женя с Галиной Лобановой.
   
    Этими экипажами мы и полетели осенью на очередной матч, уже  22-х городов, на реке Риони в Грузии. Об этих, не совсем удачных для моего экипажа, соревнованиях написано  отдельно и подробней – уж очень сильны были впечатления и от соревнований и от Кавказа.

На Риони: http://www.proza.ru/2014/01/21/214