Сказка о разбитой вазочке

Екатерина Волкова 5
   До Нового года оставались считанные часы. В доме уютно пахло хвоей, мандаринами и пирогами. Последние гости уже переступали порог нашей квартиры:
   - С Наступающим вас, дорогие! Всех благ! Вот скромный…на добрую долгую память…
   Наши знакомые улыбались, протягивая свой подарок – необычную, ручной работы, вазочку, празднично упакованную в прозрачную бумагу и перевязанную серебряными ленточками.
   Мы отвечали бесконечными  «спасибо» и «что за чудо» на их поздравления, всем своим видом показывая, что именно этой вещицы не хватало нашему дому для полного счастья. Вазочку поставили на видное место, чтобы можно было ей любоваться – и в ту же минуту забыли, как забывают о всяком красивом, но бесполезном, в общем, предмете.
   А ваза и впрямь была совершенно бесполезна: слишком мала для больших цветов и слишком велика и вычурна для малых, полевых.
   Но вазочка этого не понимала. Она считала себя вполне счастливой: над ней так долго и упорно колдовал мастер, столько труда и души вложил в неё, что она была единственной и неповторимой, и с первых дней знала об этом. Ей внушили, что она необычайно красива, и вазочка гордилась каждой из своих лепных завитушек. Каждым мазком рисунка. А что ещё надо? Ведь именно в красоте заключается таинство бытия. Разве не так?
   Ваза даже чуточку задирала нос, с усмешкой глядя на своих сестер, изготовленных в фабричных условиях поточным методом. Все они были такими обычными! Что же до ваз, которые обитали уже в нашей квартире, так к их обыкновенности прибавлялся ещё и возраст: время, мытьё стерли былой лоск с боков.
   И всё было бы прекрасно для вазочки, если бы последний, припозднившийся гость новогоднего вечера не вручил нам самый обыкновенный будильник, сказав что-то глубокомысленное о скоротечности бытия.

   - Куда бы его поставить? – остановился посреди комнаты брат.
   Как и во всякий Новый год, когда мы созывали гостей, все мало-мальски свободные места в квартире уже были заняты разнообразными подарками.
   - А вот, - шепнул брат маме,- поставлю будильник вместо этой вазы, всё равно бес толку пылиться будет!
   - Что ты, - зашипела мама в ответ,- заметят, неудобно. И куда мы денем вазу?
   - А, - махнул рукой брат,- не всё ли равно.
   - Как это?! – возмутилась мама.- Её подарили друзья. Разве можно пренебрегать подарками от чистого сердца?
   - А разве можно от всего сердца делать никому не нужные подарки?..
   «Никому не нужные подарки, - подумала ваза и очень огорчилась. – Значит, я никому здесь не нужна. Значит, я ,с моей красотой, ценюсь меньше этого будильника?»
   - Ладно, поставь часы пока рядом с вазой, там разберёмся, - миролюбиво предложила мама.
   Брат поставил будильник на указанное место и вышел. Ваза надменно звякнула и отвернулась, но будильник не обратил на это ни малейшего внимания: он был занят серьёзным делом, ведь отсчёт времени – вещь нешуточная.
   Новогодняя ночь была в разгаре. Из гостиной слышался смех, перемежаемый тостами, пением, музыкой. И вещи, находившиеся в холле, предоставленные сами себе, начали потихоньку оживать.
   Вазочка решила объясниться со своим тикающим соседом.
   - Послушайте, - сказала она, - неужели вы не понимаете, что Вам тут не место?
   - Тики-так. Это почему же? – отозвался будильник.
   - Но это же очевидно! Вы, какой-то будильник, будете рядом стоять со мной! Со мной! Такой необычайно красивой, редкой, неповторимой!..
   - Почему «нет»? – тики-так.
   -Может, Вы ещё захотите прогнать меня в чулан? Красивое и хрупкое создание, сделанное на радость людям? – вазочка буквально задыхалась от возмущения и снова прибавила: Вы, какой-то будильник!
   - Что значит – «какой-то будильник»? Тик-так. Я приношу людям пользу, больше пользы, чем все твои завитушки, ведь я позволяю им вести счет времени, точно и в срок выполнять свои дела. Я отвожу часы для работы и для отдыха, во всё вношу ясность, честность, порядок. А ты? Что проку от тебя и твоей красоты? Извини, дорогуша, но одной красотой сыт не будешь.
   -Как это? – вступили в спор фарфоровые статуэтки. – По-вашему, мы – украшения - вещи бесполезные? От нас нет толку? Да, на нас не возложены практические обязанности, связанные с обустройством быта человека, но мы приближаем его к красоте, к гармонии, к совершенству.
   - Совершенство не в одних очаровательных завитушках, - заметила лампа, - моя конструкция предельно проста, особым изяществом меня не одарил мастер. Проста и функция моя – я даю людям свет в тёмное время суток. Но благодаря моей работе за этим столом прочитана не одна книга, не одна почерпнута мудрая мысль.
   - Вы тоже считаете меня ненужным предметом? – смутилась вазочка.
   - Не совсем. Каждый зачем-то да приходит в этот мир, в существовании всякой вещи есть свой смысл, но если выбирать между будильником и вазой, я отдам свой голос за часы – от них толку всё-таки больше. В вас же даже цветы нельзя поставить! А что за ваза, которая непригодна для цветов?! Посмотрите, рядом со мной стоит ваша дальняя родственница – тоже ваза – она молчит из скромности, но я-то знаю, что, несмотря на весьма спорную красоту, она честно прослужила хозяевам много лет. Она уступает вам по изяществу, но дело своё знает лучше.
   - Да и будильник нельзя назвать безобразным, - вставила своё слово старая ваза, ободренная неожиданной похвалой. – У него красивый циферблат и блестящие изящные стрелки. В каждом при желании можно отыскать красоту.
   В то же мгновение все вещи заговорили разом, перебивая друг друга, горячась. Они так яростно спорили, что, наверное, в гостиной их бы услышали люди – если бы не праздничное застолье.
   Вазочка молчала, пристыженная.
   - Значит, я должна исчезнуть? Освободить место для более полезной вещицы? – наконец спросила она.
   - Да, - хором ответили ей все, кроме статуэток: они были не согласны.
   - Хорошо, - сказала вазочка, - если все вы считаете меня никчемным предметом, я исчезну. Но не в чулан. Это было бы слишком ужасно – стоять и пылиться в темноте среди старых рам и разной рухляди. Чересчур страшная судьба после всех моих мечтаний о необычайной жизни для необычной вещи! Я была горда, смеялась над вами, теперь вижу – у каждого из вас своё дело, которого нет у меня. А коли так…простите!
   И не успели вещи что-либо ответить, возразить, как ваза качнулась раз, другой – и соскользнула со своего места на полке. И разбилась, разлетелась на множество ослепительных, радужных осколков.
   Веселье новогоднего застолья отшумело лишь к утру. Когда гости начали понемногу расходиться, мы обнаружили разбитую вазочку в холле. Как ни странно, все очень огорчились. Мама даже прослезилась, а брат поклялся изловить кошку Умку и выдрать хорошенько, ведь, без сомнения, это были её проделки. Несколько обиженные уходили и хозяева незадачливого подарка.
   Между тем, соседский сынишка забежал к нам в тот момент, когда мама заметала осколки в совок. Мальчик выклянчил у неё самый большой осколок и теперь стоял с ним на улице, повизгивая от удовольствия, глядя через цветное стёклышко на солнце. Он видел большой, пьянящий и поющий, мир, населённый мохнатыми смешными человечками и радовался. Как радуются дети. И как не умеют чаще всего радоваться взрослые.
   Это покажется странным, но я знаю, что с тех пор мы стали реже встречаться с теми нашими знакомыми, потому что встречи напоминали о разбитой вазочке. А ведь поначалу на неё не обратили никакого внимания. И, действительно, она была совершенно бесполезной вещью! Странно…

Екатерина ВОЛКОВА.