Празднование святок в Греции

Татьяна Челабчи
 С В Я Т К И

Гнет деревья во дворе
Ветер, грозно воя.
Тучи он несет, Борей,
Вспенивает море.

Снег засыплет берега.
Но мы без опаски
Сядем возле очага
Будем слушать сказки.

«Я хочу вам рассказать,
Дорогие детки» -
Села бабушка вязать
Были и салфетки.

«Вот сейчас зима пришла,
С нею праздник светлый.
Нам с тобою принесла
И кутью, и хлебы.

- Ну, послушай же, Елена,
В дом приносится полено
Из колючей елки
Со смолой, в иголках.

В коробочках принесено:
Сухофрукты и вино.
На полено ставим,
Веточки поправим.
Полено поджигается –
Праздник начинается.
Коль зимняя пороша –
Будет год хороший.

Мы, дети, не зевали,
Ветки собирали
Для деревенского костра
В светлый вечер Рождества.

Колокольчики возьмем
С ними мы костер зажжем.
Боже, как пылает он!
Вот и колокольный звон!
Вот и первая звезда.
Не погасни никогда!

В церковь собралась семья:
Сестрица, мамочка моя
И папа с дядей Васей,
И я. Вот это счастье!

Боже мой, тебя прошу я –
Научи хорошей быть,
Всех жалеть,
И всех любить.

Только правду говорить,
Чтобы быть мне справедливой,
Тебя любить,
И быть любимой.

Боже, подари мне радость –
Два белых голубочка,
Чтоб им давать из рук водичку,
И чтоб была для них пшеничка.

Из церкви мы идем домой,
А на столе – о, Боже мой!
Посреди Христопсоми.
Весь украшенный дарами,
Вот спасибо нашей маме!

В середине каравая –
Ветвь оливы, увитая
Лентами и образами.
А еще на ней инжир,
Яблоки – и будет Мир,
А на веточках маслины
И, конечно, апельсины

Приготовлен, мед стоит
И холодная водица –
Мама наша мастерица!
Коливо, свининка, птица…
Будем есть и веселиться –

Знатный, знатный будет год!
Папа в руки нож берет,
Делает на хлебе крест.
А потом уж разрезает
Каждого он наделяет.


Папа добрый, папа сильный
Не обидит никого,
Всем да будет от него,
И коровке, и барашку
И моей собачке Скиле.

Ветка праздничной оливы
После трапезы счастливо
Ставится пред образами
До Крещения. Еда

На столе вся остается
Для Марии и Христа.
Я знаю, Он сюда вернется.
Я ложусь и засыпаю.
Мама тоже так считает
И останется одна
У открытого окна.

Утром только мы встаем,
Мы на кладбище идем,
Чтоб проведать наших.
Со стола им принесем
Мы пшеничной каши.

Ой! Смотрите, был Христос:
Он в подарок мне принес,
Как просила, точно,
Два белых голубочка
В клетке у оливы!
Сестра сказала: «Диво!»

Папа в воду мед кладет,
Берет немного каши:
Угощение несет
Он землице нашей.
За то, что угощаем –
Ответит урожаем.

Ой, вот приходит Новый Год!
И Святой Василий!
Он подарки принесет,
Что бы попросить мне?

И мама, как и каждый год
Нам Василопито печет
И запекает в сласти
Монеточку -  на счастье.

А ну, ребята, не зевать!
Идемте все колядовать!
Вот -  праздничные ветки
Идем скорее, детки!

Мы с пожеланием придем
И к Вам, и к Вам,
И в каждый дом!

Полено тлеет с Рождества
Мы подложим ветки –
Чтоб продолжались торжества
И радовались предки!
Огонь нам надо шевелить,
Чтоб рассыпались искры,
И столько денег попросить -
Сколь на ветках листьев.
Сейчас наступит Новый Год.
Икону папа мне дает
С рождественской оливы –
Ребенок я «счастливый»!
Я с радостью вхожу с ней в дом.
Богатство, счастье будет в нем,
И деньги, и удача!
Чего же мама плачет?
Наверно, показалось…
Я знаю, будет радость!
А я тихонечко молю:
О, Святой Василий,
Очень я тебя люблю,
Исполни просьбу милый!
Монетку маме подложи
В лакомый кусочек,
Я так хочу, чтобы во ржи
Родился у нее сыночек.
Хорошо просила я
За братика Василия.

Пролетел уж Новый год.
Вот уже Крещение.
Моей сестрице повезет:
Нагадали мужа ей.

Горит еще полено –
Воистину нетленно.

Огонь праздника святого
На высоком месте.
Иоанн Креститель строгий
Иисуса крестит.

В море, в реку в день такой
В любую погоду
Окунают крест златой –
Освящают воду.

И везде святой огонь
На все воды светит.
В доме в уголке любом
Зажигают свечи.

Вот полено догорает –
Конец нашим святкам.
Мы очаг наш прибираем –
Прощайте, колядки!

Мы рассыплем пепел
Под деревья наши –
Чтобы дом был весел,
Чтобы полной чашей
Было всем на свете!»

Что же вы притихли?
Ну, давайте, дети –
Скоро к нам, наверное,
Принесут полено.