Продолжая мысль классика

Уладзимир Траццякоу
Проф. Санкт-Петербургского университета Виктор Аллахвердов почтил американского ученого Уильяма Джеймса, классика американской психологии и философии, удивительно щедрым образом: он обыграл в названии своей 500-страничной книги, вышедшей из печати в 2000 г., его высказывание, выраженное в метафорической форме. Название этой книги  – "Методологическое путешествие по океану бессознательного к острову сознания".

Огромный океан и лишь остров в нем, никакой не континент. Так сопоставленное осознаваемое с подсознательным очень близко подходит по смыслу к моему представлению о человеческой ментальности, которой свойственен дефицит панорамного мышления (ДПМ): ведь осознаваемое в конкретный момент и есть содержание сознания, т.е. то, что воспринимается и то, о чем думается.

Продолжая эту метафору, я мог бы сказать, что высказывая суждения о том, как преодолевать ДПМ, это эволюционно-обусловленное качество человеческой ментальности, я стремлюсь расширить размеры «острова», ну и улучшить его коммуникации.
Важность и императивная необходимость таких действий уже в середине прошлого века была недвусмысленно выражена Альбертом Эйнштейном: "Нам нужен существенно новый способ мышления, если человечество намерено выжить".

По моему мнению, гениальным прозрением Уильяма Джеймса, ушедшего из жизни более 100 лет назад, является и такое его высказывание: "Могущество, способное двигать миром, заключено в нашем подсознательном уме". Оно еще до сих пор не осознано как стимулирующий призыв к действиям в направлении улучшения мирового порядка, и все еще надо приводить новые и новые доводы, что речь идет о предвидении огромного нереализованного цивилизационного ресурса, заключенного в человеческой психике, который мог бы стать доступен Человеку.

В моих терминах мысль Джеймса можно было бы интерпретировать так: расширяя сознание за счет подсознания, т.е. осваивая панорамное мышление, индивидуальное и коллективное, человечество сможет открыть и восполнить те упущения цивилизации, которые уже как бы предсуществуют и были бы уже выявлены и даже восполнены, не будь ДПМ общечеловеческим свойством.

Когда подумаешь, как много "островов" живет, связываясь каждый лишь с немногими другими, да к тому же по частным и текущим поводам, что почти всем им недосуг заниматься всей совокупностью "островов" и даже ее ближайшим, тем более отдаленным будущим, -- то дорогого стоит осознание, что ты действуешь в русле мыслей и предвидений великих людей и что когда-нибудь опубликованное и выставленное в Сети кому-то покажется поддержкой в их размышлениях о мире и его будущем – так же, как и мне, спустя столетие, ощутившему моральную поддержку проф. Уильяма Джеймса. Не говоря уж о поддержке авторитетом Альберта Эйнштейна, которого можно с уверенностью называть первым, кто заявил об императивной необходимости радикальной смены мышления – как в науке (теоретической физике), так и во всем мировом сообществе.