Уроки коммерции

Зинаида Попова
           Урок1

     Всё - таки хитрая это штука - торговля. Конечно, трудно после  30  лет работы в школе стать предпринимателем.
Раньше называли таких людей спекулянтами. Я вспоминаю, как мои родители стали строить дом, а денег на постройку было мизерное количество. Мать всю жизнь вязала пуховые платки и продавала их. На эти деньги, как и многие в селе, жили и строились. Однажды они с отцом поехали в Воронеж на рынок, На рынке их отловила милиция, уличив  в спекуляции. Мать доказывала, что пуховые платки она сама связала, - не поверили. Часть платков отобрали, да ещё и оштрафовали. Всю последующую жизнь они уже никогда не ездили и не продавали их на рынке, по дешёвке отдавали  их цыганам. Без опыта в торговле делать нечего.      И я  со  «свиным рылом» решила податься туда же.
Но с чего начать?
И как? В кармане слабо бренчит, да и стыдно, а что подумают ученики? Это сейчас перестали жить по грибоедовской пословице: «Что скажет княгиня Марья Алексеевна?» А раньше общественное мнение, это почти что суд присяжных. Поехали мы в Москву: моя ученица с Нердвы,  Максимовна - моя ровесница, и двое с Менделеево.
Тогда считался лучшим рынком «Лужники» Добрались. Народу -- тьма! Но даже при таком многолюдье воры ухитрялись украсть деньги  чуть ли не из бюстгальтера. Я помню, как безутешно, на весь рынок рыдала женщина, что её обчистили  до нитки, поэтому финансы мы убирали подальше от людских глаз, в самые потаённые места.
Уж если полезут за деньгами, то мы всё равно почувствуем.
        Что закупать,  опять проблема. Товару - море, глаза разбегаются, а надо купить, чтоб подешевле и чтоб денег    хватило, и попривлекательней, и покачественней. Но,  увы! Нарвались мы в первый же день на большую неприятность.
Подошли к машине, которую окружали толпы таких же покупателей со всей округи нашей огромной страны. Все рвутся вперёд, как бывало в советское время, за дефицитом. Продавали красивые женские костюмы из белорусского трикотажа, тёмно – синие, с белой отделкой. На юбке - шлица, просто глаз не отвести, и качество замечательное. Недолго думая, стали и  мы в очередь. Впереди нас женщина набивает этими костюмами баулы. А сзади нас стоящая  женщина  говорит ей: «Я неделю назад  отправила сорок костюмов, и всё моментом раскупили». Вдруг из толпы один крикнул: «Эй, продавец, оставь мне 20 штук, Я сразу возьму!» Мы только удивлялись, и теперь уже начали нервничать, а вдруг нам не хватит. Но, хватило. Набрали: Кто 4 штуки, кто 3 штуки, А я взяла 5. Костюмы были упакованы, а продавец сказала, что в пакете 4 предмета, и на витрине висели все: жилетка, юбка, джемпер и ещё колготки. Недолго думая, я снова  встала в очередь. Когда же приехала домой и развернула пакет, то была в шоке. Во - первых, там было всего две вещи: пиджак и юбка, а во вторых, пиджак и юбка совершенно не совпадали по размеру. Что делать? А такие деньги вложили.
      Спустя месяц, мы снова приехали в Москву, на тот же рынок и что бы вы думали? Всё  те же «покупатели» всё так же стояли в очереди и так же нахваливали товар. Оказывается, это подсадные утки, которые создавали ажиотаж вокруг товара, привлекая внимание таких полоротых покупателей, как мы.
По истечении двух лет я всё - таки избавилась от этих костюмов: кому подарила, кому - то распарила, кому продала по закупочной цене и даже ниже. Вот так по неопытности можно влипнуть в нехорошую историю, да ещё как!
               

                Урок 2

    Однажды в Москве мы поехали во Вьетнамское общежитие. Нам посоветовали: там товар  намного дешевле.
Но когда приехали туда, то оказалось, что выбор не очень большой, и цены не ниже рыночных! И спёртый воздух.
Это потом мы узнали, что вьетнамцы там живут, готовят пищу, работают, плодятся.
   Почти ничего не купив, пошли к троллейбусной остановке, а она была далековато. Впереди нас шёл долговязый парень, вдруг он нагнулся и поднял что-то с земли, крикнув: «Это я один нашёл. Один!» Когда мы подошли ближе, то увидели целую пачку долларовых купюр. Думаем: «Вот повезло!» Мы прошли мимо, а он всё оглядывался и оглядывался. А опасался он не зря.
    Вскоре я услышала по телевизору, как воры и барыги делают куклу из бумаги и оборачивают стодолларовыми купюрами, обтягивают резинкой и бросают под ноги торгашу. Тот по неопытности  поднимает эти деньги, и тут налетает толпа мужланов. Один из них сообщает, что он только что потерял пачку денег, ту, что нашёл торгаш. Уводят его в сторону и  опустошают карманы и сумки. А несчастный торгаш возвращается восвояси, не солоно хлебавши, со слезами на глазах. Телеведущий предупреждал, чтоб граждане  не поднимали с земли, никакие находки.
     Был такой случай и в моей практике. Уже позднее мы стали ездить на оптовый рынок в Свердловск. Всегда расходились парами. Я унесла одну сумку в машину  и иду с пустой тележкой, не спеша. Вижу большое скопление народа. Вдруг что-то летит к моим ногам. Я посмотрела и не поверила глазам: это были деньги. Но я подняла выше голову и перешагнула через эту «куклу». Слышу, кричат вслед: «Вы деньги обронили!» Я бросила, слегка скосив взгляд: « Все мои деньги при мне! Я чужого не беру!»
 
А Наталья Пронина, не слышала об этом и попала на крючок. Она подняла эту куклу,  и её тут же окружили: «Давай делись!» Ей пришлось выложить все деньги, которые она брала с собой для закупки товара. Она ещё долго не могла после этого прийти в себя. Вот так по неопытности очень легко можно попасть к жуликам в лапы.

                Урок3

    И ещё один урок, который я вынесла из коммерческой деятельности: меньше смотреть по сторонам, тщательно следить за тем, что происходит вокруг меня. Одним словом, не быть зевакой. Избегать большой скученности народа.
    Это произошло тоже всё в той же Москве в 90 годы.
Тогда было очень много воров - шарлатанов и просто карманников, которые были совсем не прочь поживиться на чужой беде. Но каждый думает о том, что его не обворуют, что этого с ним никогда не случится. Ан, нет!
    Огромный Черкизовский десятикилометровый рынок был ещё закрыт. Утро только начиналось, ослепительное солнце обещало хороший день и удачу. Но до открытия торгового  центра в 6 часов утра торговали перед самим рынком, конечно, чуть дешевле.
Наша пятёрка разбрелась по разным торговым точкам. Вдруг Людмила, которая всегда покупала нижнее бельё, еле пробралась сквозь толпу. Лицо её было белее, чем мел, постное и отрешённое,  я сразу поняла: что-то случилось. Подхожу к ней. Она говорит: у меня сумку с деньгами срезали, а там был паспорт, деньги, свидетельство на торговлю и билеты на обратный путь. Причём, я- то свой билет у неё забрала, а другие женщины оставили ей на хранение. Теперь ни денег, ни билетов.  А было лето, и с билетами было туговато, бронировали места за 15- 20 дней.
      Деньгами мы с ней поделились, кто сколько мог, а вот с билетами - была целая проблема. Места наши не заняты, но мы на них не имели никакого права. Пошли к начальнику поезда. Тот на них посмотрел, усмехнулся в усы и сказал: «Ну, когда же вас,  деревню, научат?» Вот за пять минут ко мне подойдёте, купите заново билет, тогда и  поедете. И ведь уплатили двойную цену за плацкарт. Итак,  мои попутчики и коллеги  ехали  почти с комфортом…
 
 Октябрь 2006 год.