Дед Мороз

Ирина Гринько
Очень тяжелый выдался 2012 год. Конец света случился лично для меня. Многое со мной в жизни было, но самое страшное произошло в этом году – убили старшего сына Володю.
То, что переживает мать, потерявшая сына, может понять только такая же мать. Это горе, слезы, боль в сердце… Произошла переоценка всех ценностей. Все, что было важным и значимым, вдруг стало пустым и ненужным. Рухнули все надежды и цели. А как дальше жить?
Для начала поменяли квартиру. Прежний район напоминал и тревожил грустными воспоминаниями: вот садик, вон школа, а это друзья сына идут навстречу. Как тяжело видеть ребят Вовиного возраста! Опять слезы…
Ремонт, вся эта суета как-то отвлекали от печальных мыслей.
Но можно поменять место жительства, изолироваться от друзей и знакомых, но от себя никуда не убежишь. Чувство вины, тоска и горечь потери никуда не делись. А ведь уныние - смертный грех!
Пригласила я Батюшку освятить новую квартиру. Они пришли вдвоем, отпевали какого-то генерала на кладбище, вот и заехали по дороге ко мне домой. Все прошло очень чинно. Акустика в квартире хорошая. Один Батюшка читал молитвы перед моими иконами. Другой - ходил по комнатам и совершал Таинства.
Потом я пригласила Батюшек отобедать. Поскольку рождественский пост, приготовила все постное, даже тесто без яиц сделала: варенички с картошкой, салатики, слоеные ватрушки, рыбки красной соленой порезала. Какое же было мое разочарование, что Батюшки оказались болящими, ели мало, но угощение мое понравилось.
Зато беседа получилась интересной. Отец Алексей - начитанный и добродушный, примерно моего возраста. Второй – молодой, он больше слушал. Уж не знаю, то ли с морозу их разморило, то ли темы мы поднимали интересные, но разговор был долгим. Мы обсудили мир с момента его создания до настоящих дней: о бедах и страданиях, о революции и Великой Отечественной войне, об испытаниях, которые нам посылаются, и о житие многих святых, старцев и мучеников, о том, как они молились и прощали своих мучителей.
Конечно, не могли не затронуть самую мою насущную проблему – смерть сына.
- Господь забирает к Себе человека в наивысший момент его земного бытия. Вам надо спрашивать не за что, а для чего? У всех разный путь к Богу. Кому-то, как Вам, посылается скорбь о сыне, другому – болезни, третьему – искушение пороком. И тут перед человеком стоит право выбора: либо предаться унынию и отчаянию, пуститься во все тяжкое, либо впустить Господа в свое сердце. Вот как говорят: «Нельзя выгнать темноту из комнаты, но можно раскрыть штору и впустить луч света».
- Батюшка, я молюсь, хожу причащаться, но не знаю, как мне избавиться от уныния. Все, чем я раньше занималась, не приносит никакой радости. Надо делать что-то полезное для души, помогать людям. Можно, конечно, пойти нянечкой в хоспис. Но мне кажется, что я там буду рыдать все дежурство, и пользы от меня не будет никакой. И в монастырь не хочу, слишком тяжелое испытание.
И тут же добавила в раздумьях:
- Вот иногда скажу, что-нибудь категорично, а потом жизнь именно это и преподносит.
- Какой монастырь? У Вас муж и сын маленький. Вам надо ради них сейчас жить! Так, а чем Вы занимались? Чем-то криминальным?
- Ой, нет, конечно. Оптовой торговлей химического сырья. Понимаете, я кандидат наук, можно сказать человек творческий, а вся эта торговля настолько примитивна.
- Ну и что? Если получается, так почему же ей не заниматься? А отдушину можно найти. Сколько людей помогает материально больницам, церкви, да просто неимущим!
Вытер платком пот от волнения со лба и начал рассказывать про житие святого:
- Вон Серафим Вырицкий был в миру знаменитым петербургским купцом Василием Николаевичем Муравьевым. Был владельцем высокоприбыльного предприятия, занимающегося пушниной. Его контора торговала в Австрии, Германии, Дании, Англии, Франции и даже в Нью-Йорке. Он обладал исключительными способностями. Успех и слава, богатство и красота, здоровье и крепкая семья – вот те земные ценности, о которых многие мечтают. Но, не смотря на свое положение, он оставался добрым, любящим, всегда помогал бедным, жертвовал церкви. Помогая другим, он находил в этом отдушину.
- Я слышала про Серафима Вырицкого. Мы ездили с семьей в Вырицкий храм Казанской иконы Божией Матери. Внутри церковной ограды построена часовня над могилами отца Серафима и матушки Серафимы (Ольги Ивановны Муравьевой – его жены).
- Да. Дальше обстоятельства жизни так сложились, что в России произошла революция. Василий Николаевич не бежал из страны, а пожертвовал свои капиталы на нужды Александро-Невской Лавры, Воскресенского Новодевичьего женского монастыря в Петербурге и других обителей. Он по обоюдному согласию с женой, принял решение всецело посвятить себя молитвенному подвигу и принятия монашества. Его жена тоже приняла монашество. За любовь к людям Господь даровал Серафиму Вырицкому великую духовную мудрость, врачевание немощных душ, слово истинного провидения и пророчества.
Потом, обращаясь ко мне, добавил:
-Вам надо жить дальше. Вы просите Бога, чтобы он послал Вам благость в сердце и помог обрести то занятие, которое станет всей целью и смыслом жизни. Храни Вас Господь!
Отец Алексей встал во весь свой двухметровый рост, стал собираться.
На прощание благословил меня, моих сродников и наш дом.
Тут я тоже вспомнила, что и мне надо торопиться на детский новогодний праздник. От беседы и вообще от встречи с Батюшками была какая-то благость в сердце. Как хорошо, что они помолятся о здравии меня и моей семьи, а главное - за упокой моего сыночка Володеньки!
Прокручивая в голове весь наш разговор, я подъехала к детскому садику. Все, как будто ждали меня. В зале красовалась большая, пышная и нарядная елка. В воздухе стоял мандариново-еловый аромат. Детки были в новогодних костюмах, украшенных мишурой и блестками. Тут заиграла музыка и действо началось.
Вошла Снегурочка:
-Здравствуйте, дети!
-Здравствуйте, Ольга Федоровна, - дружно поприветствовали малыши.
Мамы, папы, а особенно бабушки засмеялись. Сценарий был веселый. Дети читали стихи, пели и танцевали, на них всегда смотришь с умилением.
Все взрослые герои были переодетые воспитательницы и логопед. Лишь только Дед Мороз был настоящим артистом из ТЮЗа (ТЮЗ - Театр юного зрителя). Несмотря на свой внешний вид – такого питерского интеллигентного алкаша – актер оказался очень инициативным, хорошо подстраивался под ситуацию (ведь с детьми не всегда все по сценарию), был дружелюбным, много шутил. Но весь его талант работы с детьми и, я бы даже сказала хорошего психолога, проявился, когда он подзывал каждого и вручал подарок.
Во-первых, у каждого родителя представилась возможность сфотографировать своего ребенка с Дедом Морозом.
А во-вторых, он уделил внимание каждому малышу, говорил лично пожелания на предстоящий год. Удивило, как человек, видевший детей первый раз и пообщавшийся с ними в течение часа, подобрал к каждому ребенку нужные именно для него слова.
Видели бы Вы глаза счастливой Дианы, девочки – инвалида по речи, которая без запинки прочитала свои две строчки. Пусть две, но она в первый раз смогла преодолеть себя.
Дед Мороз похвалил ее, подарил мягкую игрушку-зайца с конфетами и пожелал еще больше читать так же хорошо новые стихи.
Закомплексованному Косте - иметь много друзей, Ксюше в костюме принцессы – быть самой красивой, маленькому Дениске – быть общительным… И еще много-много хороших слов каждому дедсадовцу.
Дед Мороз моему сынишке Степушке говорил больше всех: о том, что он красивый и высокий, и когда вырастет, то будет настоящим дядей Степой, что в следующем году нынешние шестилетки пойдут в школу, желал ему учиться только отлично и быть самым лучшим учеником.
А потом сказал фразу, как будто адресованную мне, повторившую слова Батюшки.
А может его устами говорил кто-то другой, кто стал прообразом нынешнего Деда Мороза (Санта Клауса) – Николай Чудотворец, к которому я обращаюсь ежедневно с молитвами и надеюсь быть услышанной:
- Пусть этот год принесет душевное тепло, благость в сердце и положительные эмоции. А еще я желаю обрести то занятие, которое станет всей целью и смыслом жизни!
Спасибо, Дедушка, как я этого хочу!