Стихи у ёлки

Альберт Шаров 2
Стихи у елки.

      Стояла морозная и снежная погода. Улицы села Великий Двор, крыши домов и кроны деревьев были одеты в белые одежды. Уходил в прошлое тяжелейший 1941-й год и ему на смену, фронтовым шагом, выступал Год- 1942-й, которому не было ещё сколько- нибудь легче.      
          
       Немцы, внезапным и вероломным ударом разгромили передовые части нашей армии и продвинулись до Ленинграда,Москвы и Киева. Германцы системно, со звериным рвением, уничтожали наше гражданское население.  Они уже захватили и разграбили всю нашу основную продуктовую территорию; поля Белоруссии,Украины и средней полосы. Хлеба у нас уже не было.

       Дети, старше трех лет, тогда ходили в детский сад, который располагался в начале села. На обед варили кашу и какой- то суп, все без мяса, масла и всего остального, потому что с продуктами было очень трудно. Всё зерно колхоз отгрузил для фронта. Без хлеба  было очень грустно, особенно малым детям, но его негде было взять.

       Подходил Новый Год, а это всегда праздник.   
 
      Заведующая детcким садом и родители хотели что то сделать для детей , а может быть и вообще, для всех. Я, в свои пять лет,не очень понимал всю эту обстановку в те суровые дни, но старательно повторял стихи  Н.А.Некрасова , которые, как- то услышал на уроке матери в школе.

          Высокая ёлка до потолка стояла в большой игральной комнате и наряжена со всем старанием игрушками тех лет. Пришли почти все родители. Тогда село было многолюдным и детский сад был заполнен детьми. Я хорошо знал сценарий своего выступления и свой монолог. Хотя в то время читать ещё не умел .Стихи я запомнил со слов ученика, который отвечал урок в классе моей мамы. Содержание стихотворения очень близко напоминало наш зимний и заснеженный сельский пейзаж и, который ,почти такой же, я видел лично много раз. Прекрасное исполнение стиха на пятерку меня впечатлило.

         Была нарисована картина больших русских снегов ,зимняя заснеженная дорога и лошадка , везущая хворосту воз. Кругом высокие и глубокие сугробы снега. Эту лошадку под узцы вёл , маленький мальчик из произведения Н.А.Некрасова . Это был чисто наш деревенский пейзаж того сурового времени, как один к одному.Все мужчины были на фронте и взрослым помогали дети разного возраста. Основным и единственным транспортом была лошадка. Очень часто возили дрова из леса. Меня встретил охотник… 
         
        Я, в свои 5 лет,маленького роста, стоял в прихожей дет.сада.На мне было мое зимнее пальтишко,шапка-ушанка и ноги утопали в добротных подшитых валенках.Я был тот мужичок, с ноготок,из стихотворения Н.А.Некрасова. Рядом со мной стояла моя довоенная  игрушечная лошадка , на колёсиках, запряжённая в санки. На санки была погружена охапка сухих берёзовых дров.Вокруг и на входе в зал стояли родители,гости,школьники и дети.

          В главной зале у ёлки встал Владимир Кутилкин – отличник и лучший ученик  2 –го класса, который вела моя мама. Их дом стоял рядом с большой школой , на краю деревни.  По сравнению со мной и вообще он очень подходил под образ охотника. В руках у него было настоящее охотничье ружьё. Кругом, в некоторой тесноте, было много зрителей , практически вся деревня.

          Я стоял, держа игрушечную лошадь на колёсиках  под узцы, и ждал своего выхода. Лошадка была не большая, довоенная, белого цвета. Всю историю этого эпизода литературной картины писателя я видел в своём воображении.

           Все знали ,что Владимир Кутилкин, лучший ученик школы- отличник в классе моей мамы и очень способный мальчик для деревенских работ. Он с выражением, начал:
          
            «Однажды, в студеную зимнюю пору,
             Я из лесу вышел; был сильный мороз.
              Гляжу, поднимается медленно в гору.
              Лошадка ,везущая хворосту воз.»

          В это время я двинулся и пошел по коридору , тащил за собой игрушечную лошадку на колесиках, а за нею и маленькие санки с дровами. По обе стороны стояли зрители и они освобождали мне проход в зал.
               
             « И,шествуя важно, в спокойствии чинном,
               Лошадку ведет под узцы мужичок.
               В больших сапогах, в полушубке овчинном,
               В больших рукавицах…а сам с ноготок!»
             
           Я вошел в зал и остановился около елки и охотника.

              - Здорово, парнище! – Ступай себе мимо!
              - Уж больно ты грозен, как я погляжу!
                Откуда дровишки? – Из леса,вестимо;
                Отец, слышь рубит, а я отвожу»…

              (В лесу раздавался топор дровосека). Слова автора произнесла учительница- моя мама,Шарова Анна Николаевна.Она руководила и вела эту маленькую театральную постановку.

              - Нуу, мертвая,- крикнул я и, сделав полный круг вокруг елки, повел лошадку в коридор. Меня попросили и кто- то чуть подтолкнул- повторить эту сценку.            

         Все слушали выступление первого ученика класса Владимира Кутилкина. И он был как настоящий охотник с настоящим ружьем. Весь сценарий постановки был в самом произведении. Мы ни разу не репетировали ,а сразу вышли на игру.

         Вокруг стояли взрослые и эта миниатюра была более интересна именно им. Мой номер был закончен. Мне было порядка 5 лет. Владимиру ,может быть, было лет 8.
Мы были деревенские , знали лошадей и всю деревенскую жизнь. Особенно заготовку дров зимой , когда мороз и очень холодно. Часто бывало, что со взрослыми сопровождали грузовые сани с дровами, запряженные лошадкой. Это нам было очень знакомо. Мы сыграли эту маленькую сцену так , как нарисовал такую картину великий писатель.

         Потом выступали ещё дети со стихами и песнями. Хоровод. В лесу родилась ёлочка. Но гвоздь программы был в нашем выступлении. Это говорили сразу все и потом вспоминали и обсуждали.

        С продуктами было настолько плохо , что никакого угощения организовать не удалось. Хотя бы по куску хлеба и чай с сахаром, но этого у нас тогда не было.Поля с урожаем, склады и запасы были разбиты и разграблены фашистами.
       А вот Новый год у нас все же был и он удался. Мне самому это очень понравилось и я потом долгое время  с удовольствием принимал похвалы от людей села.

       Взрослые люди расходились с этого небольшого праздника в приподнятом настроении , делились впечатлением  и я многое узнавал по их словам , то , что до этого не понимал. Праздник нужно создавать и в празднике нужно участвовать .Это приятно и красиво для всех ,нужно думать о людях вокруг и чувствовать их одобрение.

        Этот момент очень трудно понять современным людям в их фантастическом комфорте. Слишком просто и незначительно. Просто мелочь. Но для нас тогда , кроме этого скромного праздника вообще не было ничего. У нас не было хлеба и тем более там, масла или колбасы. Был лютый мороз и не хватало дров.

     Звероподобный немец с самолётами , танками , пушками и автоматами подошёл к нам вплотную , чтобы завтра или сегодня ночью, убить всех нас.

     Наша скромная и примитивная постановка , маленький спектакль, оказался главным и единственным, что мы могли иметь, в тот новогодний вечер. Из глубины прошлых лет , наш великий писатель Н.А.Некрасов подарил нам эту зимнюю сказку. Мы её играли для всех, не имея никакого опыта. Мы были в минимальном возрасте и без хлеба. Но  играли , как минимум, нормально. Люди были довольны, людей было много. Мы шли по улице домой среди людей, разговор был только о празднике , о нашей игре в охотника и мужичка с ноготок. Какой у нас писатель русский. Как мог создавать такие произведения. А ребята как играли. Ну надо же. Ну, сын учительницы. Понимает всё.

     И уже не было так безнадёжно плохо. Все знали. Какой писатель был. Красота и сила духа из глубины веков. Такое нельзя дать уничтожить немецкому зверью. Мы не дадим. Соберёмся все вместе и выстоим. Нам уже помогает генерал Мороз. Русские всегда жили в снегах и лютых морозах. Снега и морозы пришли, и они помогут нам.

    Наш авиапром поставил на самолёты более мощные моторы, наша фронтовая авиация начала гонять и сбивать немецкие самолёты. В подмосковных заснеженных лесах, останавливая танки, ни шагу назад, стояла наша пехота. А ещё ,преодолевая сугробы, непогоду,снег и ветер,трепала немцев наша неутомимая кавалерия. Наши лошадки в мороз,пургу и метели очень нам помогли.
         С Уральских заводов подходила эшелонами новая техника и подкрепления со всей страны.
        В Кремле, рабочем кабинете, с поседевшей от забот головой, уверенно, работал Верховный Главнокомандующий товарищ Сталин Иосиф Виссарионович.

        Россия стоит, как стояла, так и стоять будет. Эти слова я часто слышал от взрослых.

         Об этом маленьком спектакле мне напоминали даже в средних классах школы ,с большим одобрением. Я его помню так ,будто он был вчера.

          Гораздо позже , будучи взрослыми, я благодарил Владимира Кутилкина за его выступление в тот  Новый год. Это был тогда первый ученик. Именно его выбрали на главную роль тогда. Но прошли года и , кажется, он забыл этот праздник. Или мне так показалось.

           Этот маленький праздник в общем сейчас ничем не примечателен , чтобы о нём говорить много. Но тогда, в 1942-м году, он был единственным , что мы могли иметь , не имея хлеба и очень мало надежды выжить вообще.
       
      У меня и в сегодняшний день- большое уважение  Владимиру Кутилкину , которого я лично видел в образе охотника, по Н.А.Некрасову. Все знали и видели, что это был лучший мальчик. Я был доволен, тогда и сейчас, что, на том маленьком празднике, выступал вместе с ним. Это была моя первая и последняя театральная роль, и амплуа артиста. Были аплодисменты зрителей, которые, маленьким журчащим колокольчиком, долго звучали мне во след и снились в хороших снах.

        А в этом событии яркой и светлой искоркой неувядаемой надежды и торжества жизни, сияли стихи Н. А. Некрасова, благодаря которым, подарив лучик счастья, состоялся тот маленький праздник у ёлки. 

   

28.12.13                Альберт Шаров.

На фото учительница Шарова Анна Николаевна
со своим классом в селе Великий Двор,1950 год.

Благодарю за внимание.