Смысл жизни

Анастасия Бабушкина
И тишина.  Квартира снова встретила ее тишиной.
По трубам журчала вода, еле слышно гудел лифт, за окном были слышны голоса детей. И все. Никто ее не ждал.
Она и работу выбрала такую, чтобы поменьше находиться дома, чтобы было много разнообразных впечатлений.
-Да, привет, я прилетела, - Поднесла она телефон к уху, сняла ботинки и пошла открывать все двери в комнаты. Так ей было спокойнее. Все-таки квартира большая, а она одна. – Да почему, приезжай сегодня, я не устала.
В комнатах было  душно, она открыла форточки.
Вечером должен приехать Коля, чем его кормить?.. Из еды в шкафу пачка геркулеса да пельмени в морозилке. И все это так давно лежит, что лучше выкинуть. В магазин идти не хотелось, готовить тем более. Она набрала номер ресторана и заказала доставку еды на дом.
Готовить она не любит, если не сказать не умеет, убираться тоже, хозяйка из нее никакая, может по этому нормальные мужики с ней не уживаются?.. Вот только Коля задержался, пять лет почти вместе. Но опять же, что значит вместе? Она в городе бывает мало, в основном в рейсах, чем он в ее отсутствие занимается, не известно.  Можно, конечно, спросить и узнать, но зачем?..
В этот раз перерыв между рейсами тоже был не долгий, всего неделю, а дел было много. Нужно увидеться с родными, попасть на прием к нескольким врачам и успеть сделать небольшой ремонт на кухне. А, ну и Коля, конечно же.



Хотела нажать на звонок, но не успела, дверь вдруг открылась. От неожиданности она замерла и так и стояла с поднятой вверх рукой.
-О, тетка, заходи! – Племянник сгреб ее в охапку и поднял в воздух, - Хорошо, что приехала, ты к нам на долго? – Она снова оказалась на полу.
-Смотря про что ты спрашиваешь.
-У нас сегодня долго будешь? А то мне уйти надо, а хотел с тобой повидаться…
-Не знаю, Сань, как пойдет. Ты ж знаешь, мы с твоей мамой не поругаться не можем…
-Продержитесь два часа. Пока, – Племянник чмокнул ее в щеку и ушел.
Как быстро летит время. Вроде только недавно забирали Светку с Саньком из роддома, а ему уже семнадцать…
Племянники у нее хорошие, воспитанные, умные, к ней хорошо относятся. И помогают, когда надо, и просто в гости приходят.  Да и сестра хорошая, просто характер у обеих вспыльчивый и каждая думает, что только она права. Вернее это Светка думает, что она всегда права.
-Машуня, я сейчас – Проорала из кухни сестра. – Проходи в мою комнату.
Маша прошла. В комнате возле кровати стоял маленький столик на колесиках, а на нем бутылка вермута, бутерброды, фрукты, сок и чипсы  вперемешку с фисташками.
-Ну, наконец-то перелетная птица и нас осчастливила своим появлением! – Появилась Светка в дверях, - Привет, – Она чмокнула сестру и крепко обняла. – Похудела что ли?
-Есть немного.
-Тебя еще ветром не уносит?
-Бывает иногда, но не далеко. А чего тут, а не на кухне сидим?
-Да чтоб не мешали. Всем же на кухне что-то надо, а тут я выгнать могу, если что.
-Понятно, куда мелкую дела?
-Мелкой, на секундочку, уже четырнадцать. Она к подружке пошла, может с ночевкой. Санек часа через два придет, а благоверный мой, как всегда работает. – Она разлила вермут по бокалам, - Ну давай, за встречу! – Выпили, закусили, - Рассказывай, что нового?
-Да что нового, ничего. Все так же…
-Вот ты интересная! Ты же по миру ездишь, вернее летаешь, столько всего интересного должна видеть, а рассказываешь об этом так, как будто ты домохозяйка и из дома не выходишь.
-Свет, ты понимаешь, я, конечно, вижу много интересного, но каждый раз, особенно, когда домой прилетаю, у меня возникает ощущение бессмысленности всего. У меня жизнь какая-то бессмысленная. Ну летаю, ну вижу и что? Что в итого после меня останется?
-Ты как-то совсем глубоко капнула, - Света налила еще вермута.
-Да уже пора бы и глубоко копать, сорок лет как никак.
-Машуня, я тебе с одной стороны сочувствую, а с другой – ты мою позицию знаешь. Я тряпок  сопливых не люблю.  Не нравится жизнь - меняй, но не надо жаловаться и нюни разводить, как маленькая.
-Я маленькая? Да я с шестнадцати лет работаю…
-И что? – Перебила ее Света, - Пол страны с шестнадцати лет работаю, это не достижение. Маш, ты мне сразу скажи, ты мне просто пожаловаться хочешь или тебя мою мнение интересует?
Маша задумалась.
-Интересует, - Наконец решила она и еще выпила.
-Ничего нового я тебе не скажу. Тебе сорок, у тебя ни мужа, ни детей. Отсюда все беды.
-У меня племянники есть…
-Ну да, это именно то, о чем я говорю.
Маша понимала, что сестра права. Но что она могла сделать?... Не сложилось как-то ни личной жизни, ни детей. Племянники – это хорошо, но это чужие дети. Это она хорошо поняла много лет назад. Пошла с ними гулять  в парк по соседству с домом. Что-то там произошло, то ли какой-то ребенок потерялся, то ли что-то украли, в общем, почему-то у всех мамочек с детьми проверяли документы. Видела, что полно полиции, нет бы сразу уйти, так нет, заигралась с малышами. Подошли и к ней, попросили документы. А какие документы на прогулке? У нее с собой мелочь в кармане, телефон да бутылка воды для детей. Только ФИО назвала. Полицейский спрашивает: «Ваши дети?» Она возьми да ляпни: «Мои». А он тут же у детей спрашивает: «Это ваша мама?» Дети дружно ответили, что нет. Полицейский напрягся, давай дальше спрашивать, знают ли они эту тетю и тд. Пришлось срочно вызывать сестру с документами, долго объяснять что к чему… Неприятно было ужасно. С тех пор она хорошо усвоила, что даже дети родной сестры – это чужие дети.
-Есть предложения?
-Есть, – Кивнула Света,  - Или рожай, тебе еще можно, или усыновляй.
-Ты с ума сошла? – Маша аж поперхнулась бананом.
-А что не так?
-От кого рожать? Что значит усыновлять?  Это ж не за хлебом сходить!
-Родить можно и от Коли твоего.
-Ну да, он спит и видит ребенка. Ладно, Свет, я подумаю, ты лучше расскажи, как твои дела.
Пока свои дела обсудили, пока с племянниками пообщалась, в итоге засиделась и осталась у сестры ночевать.



-Тетя Маша, а ты еще там?
-Там, - Улыбнулась Маша.
-Можно тебя попросить мне духи купить?
-Попроси, - Племянница сказала название, Маша записала. Вообще-то, одни духи она Юле уже купила, но это все равно. Значит, будет пара. Что ей, жалко что ли, – Все? Или еще чего надо?
-Да нет, больше ничего. Ты когда назад?
-Завтра прилетаю, только к вам в конце недели смогу заехать. Или сама приезжай.
-Мне не срочно. Мы на выходные в деревню поедем, давай с нами?
-Давай я прилечу, а там посмотрим. Дел много накопилось…
Племянница попрощалась, а Маша задумалась. Хочет ли она в деревню? Скорее нет, чем да. Дедушка с бабушкой оставили им участок в маленькой деревушке за сто километров от города. Деревня располагалась практически в середине огромного леса и делилась небольшой речушкой на две половины. Природа поражала своей красотой и какой-то почти первозданностью. Гуляя в лесу, да и просто по улице, можно было запросто наткнуться на зайца, оленя, лося или куропатку. Местные прикармливали фазанов, как голубей. Как-то раз, в детстве, гуляя с папой в лесу, они вдруг набрели на кабаниху с маленькими кабанчиками. Малыши были такие розовые, с полосками на спине, такие упитанные и смешные, что они с сестрой потом долго сердились на папу за то, что он их быстро оттуда увел и не дал с ними поиграть. Это для них, городских, все было интересно и в диковинку, а местные воспринимали это как данность, почти, как домашних животных. Например, бабушке ужасно досаждали лоси, которые ночью вытаптывали ей огород. Поэтому иногда ночью можно было увидеть такую картину: бабушка в ночнушке гоняет какой-то тряпкой по огороду лосей. А огород, на секундочку, двадцать соток. Деревня тогда была многолюдной, с клубом и танцами, с большим стадом коров, с детским садом. А потом  все исчезло. Не сразу, но быстро. Вся молодежь уехала, остались только старики, детский сад закрылся, стадо коров куда-то делось, то ли вырезали, то ли продали, деревня стояла почти заброшенная…  От полного запустения спас счастливый случай. Во-первых, какой-то ушлый бизнесмен сделал там охотничье хозяйство, а во-вторых, крупная компания взяла в аренду озера за деревней. Озера превратились в элитную зону отдыха и повалили городские. Постепенно участки выкупались, строились особняки и дачи, поселок снова приобрел более или менее живой вид. Некоторые из местных взбодрились, восстановили хозяйства и стали продавать дачникам домашние молочные продукты, птицу, мясо, овощи, этим и жили.
Света, с Машиного согласия, снесла старый саманный дом и построила маленький, но вполне приличный и уютный домик. Они всей семьей или с друзьями любили раз или два месяц туда приезжать. Мальчики ловили рыбу, девочки просто гуляли и готовили обед, жарили шашлык, собирали грибы и орехи, в общем отдыхали. Это место обладало каким-то волшебным свойством, там сразу забывались все проблемы. Даже самые тяжелые душевные раны там залечивались мгновенно. Когда-то Маша мечтала, что выйдет замуж, родит двух детей и будет жить здесь с ними в летние месяцы. Потом здесь же переживала развод. И вот теперь не хочет туда ехать… Возможно потому, что мечты не сбылись.



Коля был как всегда безупречен. Встречал в аэропорту с большим красивым букетом цветов. В черном костюме, в черном пальто, на черном джипе. Он галантно распахнул перед ней дверь, помог сесть, поставил ее чемодан в багажник и, наконец, сел за руль.
-Жрать хочу, аж морда трусится! Ты как? Пообедаем?
-С ума сошел? Я же в форме!
-Я вижу, - У него заблестели глаза, - Ты ее почаще надевай дома… Так что, есть будем? Три часа дня, а я еще даже не завтракал.
-Можно я хоть переоденусь… У меня рядом с домом есть ресторан, поехали туда. Ты пока закажешь, а я домой забегу.
-Не надо никуда бегать. Позвони, закажи сейчас, пока доедем, все будет готово. Пиджак свой форменный с пилоткой снимешь, я тебе свое пальто дам и никто не догадается.
-Точно! Ты такой молодец! – Маша заказала еду, - Ты сегодня останешься?
-Останусь. Только мне после обеда еще по делам надо, а потом вернусь. Так что форму далеко не убирай.
Пока они ехали, Маша думала, хотела бы она от этого человека имеет детей? Что она вообще о нем знает? Почти ничего. Даже толком не знает, кем он работает. Кажется кем-то в администрации города… Но могла и перепутать. И спрашивать вроде неудобно… А может он женат? Вроде не похоже и кольца на безымянном пальце нет. Хотя это, конечно, слабое доказательство. Хорошие у них отношения, удобные. А стоит ли что-то менять?



Она встала разбитая. Всю ночь опять снился этот жуткий сон, как будто она спасет какого-то ребенка, а тот уже на грани смерти, и она пытается что-то сделать, чтобы он выжил… Этот сон мучил ее всю жизнь. Дети и ситуации были каждый раз разные, но действия проходили по одному и тому же сценарию. Окончания у сна не было. Она всегда просыпалась до того, как становилось понятно: выживет ребенок или нет. И это тоже мучило.  Детали во сне были такими реальными, почти осязаемыми, что она, проснувшись, долго не могла прийти в себя. Все боялась, что сон не кончился…
    Коля сладко спал рядом, будить его было жалко и она пошла на кухню. Заварила чай и сделала себе бутерброды с сыром и сырокопченой колбасой. Только села за стол, как в дверях появился Коля, как был, в неглиже
-Жуешь? Я тоже хочу. А что еще есть?
-Лобстер. Будешь?
-Нет, вот лобстера я сегодня не хочу, - Засмеялся он, - О, а сделай горячие бутерброды, ладно? Как ты умеешь, с поджаренным хлебом. Я в душ и оденусь. И кофе можно?
Маша сделала. Они ели, а она все думала о том сне. Подсознание такая загадочная штука, просто так никогда ничего не делает… Зачем ей этот сон? Что надо сделать, чтобы он прекратился? Не к толкователям же идти…
-Коль, а у тебя есть дети? – Вдруг спросила она.
Он вроде бы даже не удивился.
-Есть. Дочь. А что?
-Просто интересно. Я ведь о тебе почти ничего не знаю, – Она помолчала, - А если бы я от тебя забеременела, то что?
-Ты это к чему? – Напрягся он.
-Просто интересно. Не нервничай.
Он поставил кружку и посмотрел ей в глаза.
-Машуля, мне с тобой хорошо, тебе со мной тоже, разве нет? – Она кивнула, - Но, как ты правильно заметила, мы друг о друге почти ничего не знаем. Давай в кратце расскажу. Я двадцать лет был женат, у меня взрослая дочь. Жена с дочерью вымотали мне все нервы. И вот я наконец смог развестись. Сейчас я очень не уверен, что хочу влезать в это снова. Мне уже сорок семь, на мой взгляд, поздновато становиться папой.
-Тебе пока никто и не предлагает.
-Но ты же почему-то об этом спросила?..
-Сон приснился дурацкий. Почти кошмар. Вот и спросила.
-Бывает. Все, я побежал, вечером наберу.
Он чмокнул ее в макушку и ушел.
Чего-то подобного она и ожидала. Хорошо еще, что у него нервы крепкие, а то мог бы и послать после таких вопросов с утра. Хороший Коля мужик, и как-то даже жаль, что она его не любит.

 



Приговор прозвучал ясно и отчетливо.
-Мне жаль, - Сказал доктор, - Вы себя хорошо чувствуете?
-Да, спасибо. 
-Точно? В обморок падать не будете? Глупости делать? Вы извините за вопросы, просто новость не самая приятная, а виноваты, если что, мы будем.
-Все в порядке, не волнуйтесь. Я могу идти?
-Если ко мне вопросов больше нет, то пожалуйста.
Вопросов не было, она попрощалась и вышла из кабинета. Падать в обморок не тянуло, заканчивать жизнь самоубийством, слава Богу, тоже. Это было повторное исследование, на всякий случай. А в друг в предыдущей клинике ошиблись… Но нет, все подтвердилось: она не может рожать. Значит не судьба.
Маша набрала сестру.
-Свет, ты дома?
-Пока нет, но скоро буду. А что? – Сестра почти орала в трубку, так как на фоне что-то очень сильно гудело.
-Можно к тебе приехать?
-Что?
-Можно к тебе приехать?
-А, конечно! Что-то случилось? – Забеспокоилась Света.
-Нет. Просто поговорить хочу.
-Это и пугает. Приезжай, я через пол часа буду дома.
Маша вызвала такси. Хотелось с кем-то поговорить, а близких людей у нее больше не было. С подругами об этом разговаривать не хотелось. С Колей тем более. А Светка, хоть и стерва, но родная. Кроме того, она иногда действительно говорит разумные вещи.   

Сестра открыла дверь и Маша поняла, что больше не может держать это в себе. Ехала вроде бы в нормальном настроении, а тут вдруг разрыдалась прямо на лестничной клетке. Света втянула ее в квартиру, закрыла дверь, обняла и стала гладить по голове.
-Что случилось? Ограбили?
-Негу, - Промычала Маша в ответ и отрицательно покачала головой. Слезы уже утихали, но говорить еще не могла.
-Изнасиловали?
Маша снова покачала головой.
-Кто-то умер?
Так всегда спрашивала мама, обнимала, гладила и задавала эти  же вопросы. Накатила новая волна слез, уже из-за тоски по маме.
Света еще немного помолчала, потом не выдержала.
-Маруся! Если ты мне сейчас хоть что-нибудь не скажешь, у меня будет инфаркт.  Ко мне не каждый день приходит рыдающая сестра. – Она отстранила Машу, вытерла ей слезы и стащила с нее шубу. Маша продолжала всхлипывать. – Так, звезда, иди в ванную, умывайся, а я пошла тебе чай сделаю. Бабушкин.
Маша послушно пошла умываться. Холодная вода освежала, но в зеркало она старалась не смотреть. Увидит себя плачущей, с распухшим носом и разрыдается опять, от жалости к себе. 
-Маша! Ты что там застряла? – Проорала Света из кухни.
-Иду, - Она побрела на кухню. Зашла и обомлела. На столе стоял самовар, а рядом чайная баба. НАСТОЯЩИЙ САМОВАР и НАСТОЯЩАЯ ЧАЙНАЯ БАБА. Бабушкины. Фамильные. Маша прислонилась к косяку двери и, рыдая, медленно сползла на пол.
-Да туды ж твою на лево! – Света кинулась поднимать сестру, - Маша, да что случилось?? –Та продолжала рыдать, - Да сядь ты, наконец, за стол! – заорала Света. – Кончай рыдать! Я тебя сейчас бить начну!
Это подействовало, Маша встала с пола, села за стол и вытерла слезы.
-Где ты это взяла? – Кивнула она на самовар.
-Ну где, на чердаке в старом доме был. Потом, когда дом разбирали, мы его в наш подвал засунули и забыли. А недавно я там уборку делала, нашла и решила, что он нам очень нужен.
-На дровах? – Маша спросила и только потом поняла, какой это глупый вопрос.
-Так, сестра, приходи быстрее в себя, а то ты мне идиотские вопросы задаешь! Ну какие дрова?! Я туда просто кипяток налила, а чайную бабу на какой-то распродаже много лет назад купила, вот только сейчас пригодилась. Печенько домашнее будешь?
-Буду, сама пекла?
-Я тебе этот вопрос сейчас  прощу только из-за того, что ты тут рыдала. А то ты не знаешь, что я с выпечкой не дружу!  Все люди, как люди, торты и пироги пекут, а у меня даже простенькое печенье из трех компонентов не получается.- Света разлила по чашкам заварку и разбавила ее кипятком из самовара. – Рассказывай, что случилось?
Маша рассказала. Рассказывал долго, сестра слушала внимательно и не перебивала.
-Что мне теперь делать? – Закончила Маша.
-Маш, ты, конечно, странная. Дождалась сорока лет и спохватилась. Ты уж извини, что мораль читаю, но имею права сказать: я же говорила! Вот уже двадцать лет мы с тобой на эту тему разговариваем. Так по какому конкретно поводу тему ты рыдала?
-Я детей хочу, - Тихо проговорила Маша, - Хотя бы одного, - Слезы снова подкатили к горлу.
-Так, хватит! Потом поплачешь, когда все решим. А ты точно уверена, что хочешь ребенка?
Маша удивленно посмотрела на сестру.
-Я же…
-Нет, я хочу, - Перебила Света, - Чтобы ты очень хорошо подумала! До этого момента, больше двадцати лет подряд, ты рассказывала, что тебе: то некогда, то незачем, то не от кого, то не вовремя, то еще что-нибудь. Я считаю, что это эгоизм. Ты столько лет живешь только для себя. Родственники не в счет, это совсем другое дело, с материнством не связанное.
-Свет, ну зачем ты… - Маша вся сжалась, как будто ее били или собирались бить.
-За тем, что я хочу понять, что изменилось сейчас. Ты действительно созрела и хочешь полностью изменить свою жизнь или это сиюминутная блажь?
Маша молчала, а Света ее не торопила с ответом. Не пустяк все-таки выбирает человек.
-Созрела, - Уверенно сказала Маша.
-Да? Тогда кого хочешь: мальчика или девочку?
-Мальчика, - Был мгновенный ответ.
-Ну, вот и хорошо, хоть с этим определились. Теперь давай думать. Варианта, в сущности, два. Первый, это лечение за границей. Сейчас все лечат, случай у тебя типовой, возраст не критичный, думаю, можно что-то сделать.
-Это отпадает. Подумай, пока найдем нужную клинику, пока будет идти лечение, возраст как раз станет критичным. И гарантии никакой. Давай второй вариант, - Она знала, что сейчас услышит.
-А второй вариант – это усыновление. Сложно, но можно.
-В чем сложность-то? – Маша уже представила себе, как идет забирать ребенка…
-Оооо, да ты наивнее, чем я думала. Сейчас украсть ребенка проще, чем усыновить.
-Как так? – Она от удивления не донесла печенье до рта.
-К сожалению, в этой сфере все печально. Давай так, у меня есть знакомые, они недавно усыновили очередного ребеночка. Съезди к ним, пообщайся, расспроси.
-Что значит очередного?
-У них это уже третий, представляешь? Причем больного взяли, молодцы какие! Есть же добрые люди… я вот, боюсь, на такое не способна.
-Хорошо, только мне завтра в рейс. Прилечу через два дня и сразу к ним.
Маша попросила племянницу приехать переночевать. Одной оставаться не хотелось и у сестры не останешься, так как перед отъездом нужно было собраться.


В машине было накурено и таксист говорил непереставая. Она не слушала, изредка кивала и пыталась унять волнение. О чем спрашивать? В спешке она забыла спросить у сестры, сколько лет усыновленному ребенку. Хотя какая разница, у них трое усыновленных. А если они ее о чем-нибудь спросят? Что говорить? Их, все-таки, двое, а она хочет воспитывать одна…
Они, наконец, приехали, Маша расплатилась и вышла из машины.  Обычная панельная девятиэтажка почему-то ее разочаровала. Она готовилась к чему-то необычному, ведь только необычные люди могут усыновить трех детей, а тут… Но зато это придало уверенности, значит здесь живут обычные люди, такие же как она. Лифт не работал, пришлось идти пешком на восьмой этаж.  Нашла нужную дверь и тихонечко постучала. Ее предупредили, чтобы не звонила, а то дети спят.
-Кто там? – Еле слышно донеслось из-за двери.
-Мария, - Так же тихо ответила она.
Дверь ей открыла самая обычная девушка, на вид лет тридцати, не больше. Это Машу очень удивило. Она ожидала увидеть женщину своего возраста или старше, крупную и сильную, а эта девушка была маленькая и хрупкая…
-Здравствуйте, проходите, - Шепотом пригласила та ее войти. Маша вошла. – Извините, что так приходится разговаривать, но другого времени у нас просто нет.  Когда дети встанут, поговорить не удастся.  – Она повесила Машину шубу в шкаф и дала ей тапочки. – Пойдемте на кухню, я там уже все приготовила.
Маша украдкой оглядывала обстановку. Самая обычная квартира, чем-то похожая на ее, только чуть меньше. Тесный коридор, маленькая кухня, как же они тут все умещаются?...
В кухне на столе уже стояли чашки, конфеты в вазочке и лежали две толстые папки.
-Чай, кофе?
-Если можно кофе. Я любой пью, так что можно тот, что быстрее, - Маша села на табуретку.
Девушка сделала ей кофе и села напротив.
-Ну, теперь давайте знакомиться. Я Таня. Мужа зовут Кирилл, он попозже придет.
-Маша, очень приятно. - Девушка была такой простой и дружелюбной, что Маша расслабилась.
-Светлана сказала, что вы хотите усыновить ребенка и вам нужна информация. Готова рассказать все, что знаю, спрашивайте.
-Да я даже не знаю, с чего начать. Я про это вообще ничего не знаю.
-Понятно, тогда давайте начнем с того, кого конкретно вы хотите усыновить?
-Мальчика, - Выпалила Маша.
-Это хорошо, - Улыбнулась Таня, - но я не про это спрашивала. Вы хотите младенца или уже взрослого ребенка?
Маша растерялась. Об этом она не думала. Видимо это отразилось и на ее лице, потому что Таня начала ее успокаивать.
-Не переживайте. На самом деле это не сложно понять. Просто скажите, вы себе как рисовали будущее? Со взрослым ребенком или нет?
-Со взрослым… Ну как, года три-четыре…
-Предлагаю на этом и остановиться. Я просто почему спрашиваю, в процессе усыновления это две совершенно разные процедуры. Вы должны точно для себя решить, кого возраста должен быть ребенок. – Маша кивнула, - Я подготовила папки с необходимыми документами, сейчас я вам все подробненько расскажу, готовы? – Маша снова кивнула, - Тогда начали…
Таня рассказывала час. К концу ее монолога Маша уже плохо соображала. На нее вывалилось огромное количество информации, нужно было собрать столько документов, пройти столько инстанций и проверок, о существовании которых она даже не подозревала, что у нее началась паника.
-И самое главное, конечно все это можно сделать самой, но я бы посоветовала нанять специального человека, - Таня положила переел Машей визитку, - Все  очень сложно, долго и муторно, но есть профессионалы, которые занимаются процессом усыновления. Мы сами обращались к этой женщины, очень довольны. Она адвокат, кроме того знает кому и сколько нужно дать, чтобы процесс значительно ускорился. Это, кстати говоря, совсем не дешевое удовольствие. Ну как вы?
-Ужасно, - Честно призналась Маша, - Я даже в страшном сне все это не могла представить. Мне казалось, что просто никто не хочет усыновлять, поэтому детей с радостью отдают всем желающим.
-Это было бы чудесно, но, к сожалению, все не так. На усыновление стоят огромные очереди, особенно на младенцев. Чиновники на всех этапах чинят препятствия и получают огромные взятки. Не у всех хватает нервов и терпения, люди в итоге отказываются, опускают руки.
-Таня, простите, пожалуйста, но не могу не спросить. А вы почему решили усыновить? Вы же молодая, можете и своих родить.
-Я чекнутая, - Засмеялась девушка, - Свои у нас еще тоже будут. По крайней мере, я на это надеюсь. Вы не смотрите на эту квартиру, мы сейчас дом покупаем, переезжать будем, там попросторнее. А вообще, я с детства такая, мне бабушка рассказывала, как они в войну приютили ребенка, девочку. Родителей на ее глазах расстреляли, а девочке удалось спастись. Бабушка забрала ее к себе, своим двум детям есть было нечего, но бросить малышку она не смогла. Заботилась о ней, как о своей. Дети так вместе и росли. Тетя Мила до сих пор жива, здорова и мы ее очень любим. Бабушку она боготворила, сделала все, чтобы бабуля на старости ни в чем не нуждалась. А я в детстве слушала и точно для себя решила, что тоже усыновлю какого-нибудь ребенка. Прошли годы, а решение никуда не делось. Муж меня понимает и поддерживает. И без случая, конечно, не обошлось. У меня подруга погибла, осталась маленькая дочь, меньше года ей тогда было. Ее родственники ребенка брать не захотели, хотели в дет дом отдать. Я не могла такого допустить, - Таня сглотнула. Немного помолчала. - Так у меня появилась дочь. А потом мне знакомая психолог рассказала, как искалечена психика у брошенных детей и я снова не смогла пройти мимо… Например, больными детьми вообще никто не занимается… Вы понимаете, я не могу изменить мир, но я могу изменить хоть чью-то жизнь и попытаться сделать ее счастливой.
- Дай Бог вам здоровья! – Выпалила Маша.
-Спасибо! И вам! Оно вам скоро понадобиться. Можете сразу запасаться валерианой, - Маша не поняла, шутит Таня или серьезно, - Адвокату позвоните, не затягивайте. Это и так все не быстро, а у нее еще же другие клиенты есть.
Маше еще хотелось о многом спросить, но пора было уходить. Она тепло поблагодарила девушку за уделенное ей время и поехала домой. Нужно было о многом подумать.

Так же, как ее поразила хрупкая девушка Таня, усыновившая троих детей, так же поразила адвокат Фаина Григорьевна Цап. Только если Таня ее удивила и обрадовала, то Фаина Григорьевна скорее напугала. Ей было лет шестьдесят, крупная, высокая, с низким громовым голосом, она без конца курила какие-то вонючие сигареты и бурно жестикулировала. Огромная копна волос красного цвета придавала ей какой-то демонический вид. Чем-то она напомнила Маше великую Фаину Раневскую.
-Значит так, милочка, - Прогремела Фаина Григорьевна на их первой встрече, - У меня есть два правила. Во-первых, - она закурила, - Я стою дорого и скидок не делаю. Во-вторых, работаю только с теми, кто действительно хочет усыновить и идет до конца во что бы то не стало. Понятно? – Она впилась в Машу взглядом.
-Понятно, - у Маши было такое ощущение, что ее мысли и память сейчас ворошат и просматривают, - Я готова идти до конца.
-Хорошо, - Кивнула Фаина Григорьевна, - Теперь давай знакомиться. В кратце расскажу о себе. Работаю в этой сфере уже больше двадцати лет. За всю практику только два раза проиграла дело и то, не по моей вине. Детей люблю, а этих сук канцелярских ненавижу! Готова им пакостить любыми способами! Ты в мои разговоры с ними не лезь, а то чего доброго под руку попадешь и тебе достанется. Ясно?
Маша кивнула. Такие методы работы ей не очень нравились, но это был лучший специалист, какого только можно было найти. У каждого свои методы работы.
-Теперь расскажи мне о себе. Подробно. Мне нужно понимать, с какими трудностями столкнемся.
Маша рассказала. Подробно.
-Мда… -Фаина Григорьевна снова закурила, - Положение так себе. Матерям одиночкам детей почти не отдают. Да и работа у тебя неподходящая. Тебя ж неделями дома нет, кто с ребенком сидеть будет?
-Няня или сестра. Может с собой получится взять…
-Это ты этим козлам в министерстве объяснять будешь. В общем, варианта два. Первый, это мы тебя срочно фиктивно выдаем замуж и меняем работу. Второй, даем большую взятку и там закрывают на это глаза. Какой выберем?
-Второй. Хотя работу может и правда лучше поменять. Какой размер взятки?
-Последний раз было так, - Фаина Григорьевна взяла со стола бумажку, написала на ней цифру и показала Маше.
-Не слабо, но терпимо, - К чему-то подобному она была готова.
-Это далеко не все. Делаем так, я тебе сейчас расскажу порядок действий, какие справки и документы собрать надо и что потом с ними делать, и начнем работать. Раньше сядем, раньше выйдем. Мой гонорар такой, - Она снова написала цифру и показала Маше, - Предоплата двадцать процентов.
Маша снова кивнула, достала из сумки деньги, отсчитала нужную сумму и положила на стол.
-Пересчитайте, пожалуйста.
-Надо же, кто рассказал про мою оплату?
-Никто, просто сняла деньги на ремонт кухни. Пока здесь, чего два раза ходить, на кухню потом сниму еще. Договор будем заключать?
-То, чем я занимаюсь, это не профессия. Так что договор заключать будем, но только о том, что я тебе оказываю юридические услуги: консультирую и бумаги проверяю, понятно? Расписку на полученные деньги писать не буду, мое слово гарант. Я людей не кидаю. – Маша молчала, а что тут скажешь? – Теперь к делу. Ты кого-то конкретно хочешь или будем выбирать?
-Выбирать.
-Дет дом выбрала?
-Нет… Я даже не знаю, где они находятся, эти детдома..
-Понятно. Список дам. И еще, тебе зачем ребенок? – Фаина Григорьевна впилась в нее своим тяжелым взглядом.
-Как зачем, - Растерялась Маша, – Чтобы одной на старости не остаться… Чтобы сделать еще хоть какого-то счастливым, а то я все для себя жила…
-Хорошо, теперь давай расскажу порядок действий. Сначала собираешь справки и документы… - перед Машей оказались два листа с перечнем справок и учреждений, где их выдают.



Они проговорили два часа. Маша вышла из кабинета еле живая. Такое количество информации сложно было переварить. А впереди еще непочатый край работы…



На получение нужных справок и документов ушло три месяца. Ей эти месяцы показались адом. Никогда в жизни она столько не стояла в очередях, как в эти страшные месяцы. Всеми действиями руководила Фаина Григорьевна, без ее мудрого руководства все бы затянулось на неопределенный срок. Она указывала, кому и сколько нужно дать, чтобы ускорить процесс и, о чудо, справка, которую никак не хотели выдавать неделями, оказывалась у Маши за пять минут. Сама бы она никогда с этим не справилась.
Параллельно она поменяла работу. Случайно получилось. Светкиному мужу в фирму понадобился переводчик и он предложил Маше. Язык она хорошо знала, а специальную терминологию быстро освоила. Это было как нельзя кстати, так как беготня за справками занимала кучу времени. На старой работе ее бы ни за что не отпустили. А тут Глеб вошел в ее положение и старался подстроить рабочий график под нее.
Дет дом она так и не выбрала. Ребенка тем более. Просто не могла себя заставить сесть посмотреть базы с детьми. Ей казалось это чем-то ужасным, как будто она себе вещь какую-то выбирает…
Но вот наступил наконец финальный этап ее мытарств. Все справки получены, документы одобрены и подписаны, взятки уплачены, нужно было все-таки выбрать ребенка. Сегодня вечером нужно точно сказать из какого детдома она хочет забрать своего будущего сына. Маша весь день маялась, наконец, ей это ужасно надоело. Она достала список детских домой, закрыла глаза и ткнула в листок пальцем. Палец попал на детдом номер восемнадцать. Значит, поедем туда. Она очень боялась, что Фаина Григорьевна спросит ее, почему именно этот детдом, но та не спросила. Просто сказала, что позвонит, когда договориться с директором о встрече.






День выдался холодный и мрачный. Маша и так паниковала, а серый фон за окном совсем не добавлял оптимизма. Зато Фаина Григорьевна была спокойна и решительна. К воротам детского дома они подъехали почти одновременно.
-Мандражируешь? – Спросила она, закуривая сигарету. Маша кивнула. – Ничего, прорвемся. Пошли?
Они зашли в калитку и пошли по дорожке ко входу в здание. Справа и слева от дорожки были детские площадки. Машу поразила убогость  и потрепанность горок, качелей и беседок. Она знала, что тут не Диснейленд, но не думала, что все настолько печально. Они подошли к маленькому неприметному входу.
-Ну, давай еще одну выкурим, а то впереди долгая беседа. – Фаина Григорьевна достала пачку и закурила новую сигарету.
Дверь открылась и из здания стали выходить дети на прогулку. Маша посторонилась. Последними вышли две воспитательницы. Одна ушла вперед, а вторая осталась возле двери, кого-то поджидая. Через минуту на пороге появился мальчик, лет четырех.
-Сколько можно тебя ждать? – Заорала на него женщина. Маша вздрогнула. Мальчик виновато опустил голову. – Вечно ты копаешься! Вечно ты хуже всех! Почему я должна тратить на тебя время? А ну быстро пошел ко всем!
Малыш побрел в строну детской площадки и Маша точно видела, что он быстро вытер слезу.
-Почему вы на него кричите? – Вдруг спросила она у воспитательницы.
-Потому, что он вытрепал мне все нервы! Вечно капается, вечно все делает не так! А вы, собственно, кто такая? – Опомнилась тетка.
-Не твое дело! – Вдруг вставила Фаина Григорьевна, - Иди к детям.
Женщина смерила их взглядом, развернулась и пошла к детям. Маша стояла и не могла отвести взгляд от того мальчика. Все дети бегали, играли, а он стоял в сторонке и водил по земле веточкой. Маша видела, как эта же воспитательница подошла к нему и снова начала орать. Что конкретно она говорила было не слышно, долетал только звук голоса. Потом она отобрала ветку и толкнула малыша к детям.  Он сделал два шага по инерции, не удержался и упал. У Маши защемило сердце. Воспитательница продолжала на него орать.
-Почему она все время на него орет? – Спросила Маша, не отрывая взгляд от мальчика.
-Потому, что сволочь. Я их по этому и не люблю. – Фаина Григорьевна закурила следующую сигарету, - Выбирают самого слабого, морально и физически, и начинают его гнобить. Пользуются тем, что ребенок маленький, ответить им не может и превращают его жизнь в ад.
Она говорила что-то еще, но Маша ее уже не слышала. Она вдруг поняла, что просто не может пройти мимо такой несправедливости. Ее как будто что толкнуло и она быстро пошла в сторону детей. Фаина Григорьевна спокойно молча с интересом смотрела ей в след.
Маша зашла на площадку, где играли дети, все сразу стихли и уставились на нее. Она подошла к мальчику, присела и сказала:
-Привет.
Он молчал. Смотрел на нее удивленно и с испугом.
-Женщина! Отойдите от ребенка! – Завопила опять та же воспитательница.
Маша услышала за спиной шаги и встала. Воспитательница как раз тянула руку к мальчику. Маша резко перехватила ее руку, та вздрогнула.
-Не надо трогать ребенка! – Тихо и спокойно и очень уверенно проговорила Маша.
Женщина отдернула руку.
-Да кто вы такая? Я сейчас полицию вызову! – Начала она снова орать.
-Вызывай! Но если еще хоть раз подойдешь к мальчику, я тебе скорую вызову, понятно?
-А что ты нам угрожаешь?! – Подключилась вторая воспитательница.
Маша поняла, что если сейчас не уйдет, то будет драка. Она повернулась к мальчику, протянула ему руку и сказала:
-Пойдем со мной? Навсегда. Сюда мы больше не придем и этих тетей больше не будет. - Мальчик молча смотрел на нее. Вокруг собрались дети и молча за ними наблюдали. Маша опустилась на корточки перед ним, - Я буду тебя защищать и никому не позволю на тебя кричать и обижать.
Мальчик продолжал молча на нее смотреть. Вдруг кто-то из детей подошел и подергал Машу за рукав. Она обернулась. Рядом стоял другой мальчик.
-Он не хочет. Давай я пойду, - Сказал он Маше.
В этот момент она почувствовала, что в ее руку, которая так и осталась протянутой, легла другая рука. Она обернулась. Мальчик продолжал молчать, но дал ей свою руку. Она притянула его к себе, подняла на руки и встала. Потом секунду подумала и села снова. Притянула к себе второго мальчика, который к ней просился, и что-то зашептала ему на ухо. Наконец она встала.
-Договорились?
Мальчик кивнул.
-Как тебя зовут?
-Вадик Попов.
 Маша кивнула пошла в сторону здания.
-Эй, вы куда? Куда вы несете ребенка?! – Завопила одна из воспитательниц.
-К директору, - Бросила Маша на ходу. – Тебя как зовут? – Спросила она у мальчика. Он молчал. Они подошли к Фаине Григорьевне. – Вот, я выбрала. Без него не уйду.
-Вообще-то, так не делается, - Спокойно проговорила Фаина Григорьевна. – Молись, чтобы не выяснилось, что его уже кто-то усыновил.
Маша побледнела. За ней бежала воспитательница и что-то орала в трубку сотового.
-О, на тебя жалуется. Ну пошли к директору, сейчас будет битва.
Они все вошли в здание.


До кабинета директора дошли молча. Фаина Григорьевна без стука открыла  дверь.
-Здравствуйте! Мы пришли! – Громко сказала она, но не вошла. Почему-то посторонилась и пропустила вперед воспитательницу, затем вошла сама и закрыла перед Машиным носом дверь. Потом приоткрыла, высунула свою огромную голову и шепотом сказала:
-Быстро в двух словах обрисуй дальнейшие планы!
-Без ребенка не уйду! – Так же шепотом ответила Маша.
-Понятно, будем думать. Поставь его на пол, спину надорвешь, - Голова исчезла в кабинете, дверь закрылась. Через секунду в кабинете раздались вопли воспитательницы, потом рык Фаины Григорьевны и все стихло.
Стоять возле двери не было смысла, Маша подошла к окну в коридоре, поставила мальчика на подоконник и стала показывать предметы на улице.
-Видишь, вон солнышко. А вот тучка, она сейчас не на долго закроет солнышко, но потом снова откроет и полетит дальше. Как тебя зовут? – Мальчик молчал, - А сколько тебе лет? – Мальчик показал четыре пальца на руке. – Хорошо. А меня зовут Маша.
Хлопнула дверь, из кабинета директора выбежала красная воспитательница и убежала куда-то в право. Наверное, там была лестница на второй этаж.
Маше показалось, что в помещении душно и она открыла окно.
-Давай сядем на стулья? А то сегодня ветрено, не нужно возле открытого окна сидеть, - Мальчик кивнул. Она спустила его на пол и они сели на стулья возле стены. – Хочешь я тебе стихотворение расскажу? Да? Ну слушай: «Самолет построим сами, понесемся над лесами…»
Закончить она не успела. Из кабинета вышла Фаина Григорьевна.
-Ну что? – Вскочила Маша.
-Да как тебе сказать… Ты, конечно, дура психованная, но мне это даже нравится. И счастливая. Заявки на ребенка нет. –Маша опустилась на стул, - Но это еще ни о чем не говорит. Они, - Фаина Григорьевна кивнула в сторону кабинета, - Попросили подождать, документы просмотрят. Наши и мальчика. Его, кстати, Сережей зовут. У него проблемы с речью, почти не говорит.
-Это я уже поняла. Ну ничего страшного, это дело наживное, - Она погладила мальчика по голове. – А эта чего такая красная выбежала?
-Нервная она, - Пожала плечами адвокат, - Я ей всего лишь сказала, что сгною в судах за плохое обращение с детьми. Директриса не дура, поняла, что скандалом большим пахнет, отправила ее в группу. Как-то все слишком гладко, не бывает так… И курить хочется ужасно.
Они прождали еще пол часа, наконец из кабинета вышла сама директриса с папкой в руках. Маша никак не могла привыкнуть, что все люди в этой сфере не соответствуют тем образам, которые она себе нарисовала. Она ожидала увидеть престарелую неухоженную тетку, а ей на встречу шла вполне милая, ухоженная женщина, примерного одного возраста с Машей.
-Здравствуйте! Вы Мария Николаевна? – заулыбалась она Маше.
-Я, - Маша встала.
-Мария Николаевна, мы очень рады, что вы обратили внимание именно на наш дом ребенка, но, к сожалению, возникли некоторые препятствия в усыновлении…
-Какие? – У Маши пересохли губы.
-Видите ли, Сережа инвалид с детства, у него имеются отклонения в умственном и физическом развитии. А у вас нет подтверждения о том, что вы можете предоставить ему нужное лечение и уход. Кроме того, у вас заявка на здорового ребенка.
-Какие отклонения? – Маша лихорадочно пыталась найти выход из создавшейся ситуации, поэтому спросила просто, чтобы потянуть время. Выход не находился. Она вдруг вспомнила, бабушкины слова: «В любой трудной ситуации помолись. Хорошо помолись, от души! Господь не оставит!» Маша закрыла глаза и начала про себя молиться: «Господи, помоги! Не оставь в эту трудную минуту! Нельзя оставлять этого ребенка тут! Помоги, пожалуйста!»
Директриса открыла папку и начала зачитывать с листа список Сережиных болезней и отклонений. Маша продолжала усиленно молиться. Слушать с закрытыми глазами было как-то не вежливо, она открыла глаза, но про себя продолжала повторять свою молитву.
Вдруг из открытого окна подул ветер и верхние листы в папке, по которым читала директриса, разлетелись на пол. Маша подняла один из них и удивленно уставилась на директрису. Лист был абсолютно чистый. Лицо у женщины из дружелюбного мгновенно превратилась в злое. Маша встала. Такого шока у нее давно не было.
-Почему? – Единственное, что она смогла спросить.
-Почему? Да потому, что вы у нас всех детей заберете, субсидии платить перестанут, на что мы жить будем? У нас тоже дети их кормить надо! Мы тут за мизерные зарплаты пашем с утра до вечера!
К ней подошла Фаина Григорьевна и совершенно спокойно сказала:
-Сгною, - Как-то она это так сказала, даже как-то весело, что директриса поняла – шансов выжить у нее нет.
-Договоримся?
-Да сейчас! –Фаина Григорьевна достала из сумки пачку сигарет и закурила, - Зови сюда своих шавок, пусть собирают мальца. Документы жду через десять минут. И чтобы там все в порядке было!
-Не надо мне угрожать! – Дернулась директриса.
-Милочка, лучше пусть тебя каток переедет, чем я начну тебе угрожать, - Фаина Григорьевна была совершенно спокойна и это пугало. – Мы на улице подождем, а то здесь курить нельзя.

Пока приехала машина, Фаина Григорьевна успела выкурить пол пачки. У Маши от переживаний и впечатлений разболелась голова, а впереди еще очень сложный день. Не известно, как мальчик воспримет новое место проживание, да и саму Машу. У ребенка тоже стресс, это понятно.  От запаха сигарет уже подташнивало. Маша рассказывала Сереже, куда они сейчас поедут и что там будут делать.
-А что ты сказала тому мальчику, который подходил к тебе на площадке? – Вдруг перебила ее Фаина Григорьевна.
-Давайте я вам напишу, а то сейчас не подходящее время для этого разговора, - Маша достала сотовый, набрала текст сообщения и показала адвокату: «Сказала, что этот мальчик слабый, его надо защищать, поэтому пока заберу его, а через год вернусь и заберу того тоже».
-Хм, - Поморщилась Фаина Григорьевна, - А если..
-Ой, пожалуйста, давайте не сейчас! Дайте хоть с этими делами разобраться, прийти в себя. Как сложится, так сложится.
-Хорошо, - Подъехала машина и Фаина Григорьевна потушила сигарету, - Если в ближайшее время возникнут трудности, звони. Дам телефоны нужных специалистов, психологов, педиатров и т. д.  – Маша поблагодарила и как раз подъехала вторая машина, уже за ними.



-Сережа! Не лезь на дерево! Или хотя бы держись!
-Да все нормуль, тетка! Я с ним! – Басом проорал Саша.
-А Вадик где?
-Они с Юлькой рыбу пошли ловить, - Появилась рядом сестра, - Не переживай, дети под присмотром. – Они сели за стол в беседке и Света разлила по бокалам вино. – Попробуй, это у нас друзья сами делают, молодое вино. Им не нравится, а я в восторге. Забрала у них все. Ну, давай, за семейный отдых! – Чокнулись, сделали по глотку. – Что-то ты не важно выглядишь, рассказывай, как дела?
-Да как дела, - Маша вздохнула и откинулась на стул, - Сложно. Не справляюсь.
-Как так? Дети вроде довольны… Может, преувеличиваешь?
-Может, и преувеличиваю, но тяжело очень.  – Маша помолчала, - Понимаешь, все не совсем так радужно, как я себе это представляла. Когда у тебя родной ребенок, ты ему уже изначально прощаешь все, как бы заочно, на многие вещи просто не обращаешь внимание. А с чужим ребенком все несколько сложнее. Тем более, что я до этого с детьми  двадцать четыре часа в сутки не общалась, опыта нет. Любое их не послушание отнимает у меня кучу нервов. Я же стараюсь на них не орать и не наказывать, учу, объясняю, но раздражаюсь ужасно.
-Моему вон почти двадцать, а я до сих пор раздражаюсь, - Утешила Света, - Это нормально.
-Пока не могу привыкнуть.
-Так чего ж ты тогда второго взяла? Потренировалась бы пока на одном…
-Нет, я же обещала, ребенок ждал… В общем, с одним было сложно, а теперь их двое. В квартире разгром полный, они все время орут и что-то делят. Но, кроме этого, есть еще один момент. Когда усыновляешь взрослого ребенка, то думаешь, что он тебя потом за это будет любить и обожать, а это далеко не так. Первое время я чуть с ума не сошла, думала, что это со мной что-то не так, что я что-то неправильно делаю. Хорошо догадалась Фаине Григорьевне позвонить, она меня к психологам направила. Оказывается, есть психологи, которые именно с усыновленными детьми и их приемными родителями работают, представляешь? Так вот, они мне объяснили, что это нормально. Что ребенок первое время привыкает и проверяет новых людей на искренность. Не осознанно, конечно. Многие вещи может делать на зло, принимать все с протестом, как бы проверяя, на сколько вы искренне его любите. Дети же прекрасно понимают и чувствуют, что вы не родные. Они оказываются в другой среде, это может вызвать большой стресс. Не все приемные родители выдерживают, бывают даже случаи, когда детей возвращают обратно в детский дом.
-Ты, надеюсь, не собираешься вернуть?
-Нет, конечно, ты что! Лучше застрелюсь! Я себе без детей жизни уже не представляю. Хоть смысл жить появился, хочется, чтобы они тоже стали счастливыми людьми. Мне сложно, но я послушала всякие истории из жизни других семей, где есть приемные дети, так можно сказать, что у меня все в порядке. Остался только страх, что у них с возрастом какая-нибудь генетическая фигня вылезет, типа алкоголизма…
-Ну, дорогая, тут не угадаешь, - Света снова разлила вино по бокалам, - У нас с тобой, между прочим, тоже дед пил, помнишь? Так и что теперь, детей не заводить? Пол страны таких, а может и больше. Почти в каждой семье были если не алкоголики, то сумасшедшие. Все, кстати, забываю спросить, куда твой Коля делся?
-Не знаю, - пожала Маша плечами, - Я его как-то пару лет назад спросила про ребенка, с тех пор он больше не объявлялся.
-Вот трус!
-Да ладно тебе, он нормальный. Просто у каждого свои планы на жизнь. В его планы еще один ребенок и я не входили. Да я, честно говоря, не сильно и расстроилась. Нет его и ладно.
 -Все-таки ты молодец, я бы даже сказала герой! Решиться на такой шаг, как усыновление, не каждый может! Я вот, например, не могу… Горжусь тобой! Как ваше лечение проходит?
-Да никак, - Маша сделала себе бутерброд с сыром, - У Серенького большинство диагнозов надуманных. Вернее они есть, но не в такой запущенной форме, как мне рассказывали. Большая часть проблем психологических. Ты же помнишь, он не говорил почти, а сейчас мне книжки в слух читает и стихи наизусть рассказывает. У Вадика с ногой тоже все решается, я нашла хорошего мануальщика и массажиста, просто чудо что творит! Поедем через месяц к нему в Железноводск, заодно водичкой минеральной полечимся. Муж твой меня отпустил, я вроде бы на этот период не очень нужна. На крайний случай, оставила ему девочку на замену.
-Ты заканчивай всяких девочек моему мужу оставлять! А то я с ним поговорю и ты никуда не поедешь!
-Вредная ты, Светка, до ужаса! – Рассмеялась Маша, - Я тебе еще двадцать лет назад говорила: учи иностранные языки! Сейчас бы сама мужу все переводила.
-Я тебе тоже много чего говорила, но ты ж ничего из этого не сделала! Может сейчас жизнь по-другому бы сложилась. Ну, так давай выпьем за то, что жизнь сложилась именно так и никак иначе!