Поэзия древнего Урала

Борис Виленский
                БОРИС  ВИЛЕНСКИЙ

                ПОЭЗИЯ  ДРЕВНЕГО  УРАЛА
   Давно мечтал побывать на Урале. Так получалось, что через Урал летал  самолётом  или пересекал на поезде. В детстве с удовольствием и замиранием в сердце читал уральские легенды и сказы Бажова. Я с головой погружался в сказочный мир удивительного края. Мир Урала необычайно богат не только недрами, но и культурным наследием проживавших там народов. Сама природа рождала здесь удивительный эпос. Урал, как и Кавказ, был сакральным местом, где происходил этногенез народов. Историкам в будущем ещё предстоит сделать великие, сенсационные открытия. А пока древние уральские горы надёжно охраняют свои тайны. Мальчишкой я часто ходил в музеи, чтобы полюбоваться на искусство резчиков по камню. И действительно, уральские самоцветы радуют глаз необычайно красивой текстурой. В отличие от бриллиантов и золота, уральские камни усиливают поэтическое воображение. Но не только это  влекло меня на Урал. В 1987 доктор исторических наук Г.Б. Зданович начал раскопки Аркаима, древнего городища. Место было найдено случайно, но привело археологов в восторг – не часто приходится находить артефакты, которым более 4000 лет. Я периодически следил за новыми археологическими находками в России. Поиски легендарной Гипербореи-Арктиды волнуют воображение. А тут такая находка. Когда-то Уральские горы называли Каменным Поясом, Гиперборейскими или Рифейскими. Очень хотелось побывать в Аркаиме, увидеть всё собственными глазами, пощупать руками.
   Кто стремится исполнить мечту, тот всегда что-то делает для её достижения. Вот и я стал искать контакты через интернет. С Урала откликнулось много людей – кто-то снабжал информацией, кто-то предлагал приехать в гости. Магнитогорск - ближайший к Аркаиму город (около 200 км), поэтому я навёл контакты через электронную почту. Ехал я почти в никуда, потому что принять в гости незнакомого человека может только смелый человек. В Магнитогорске меня встретили двое – Наталья Любайкина, инженер Магнитогорского металлургического комбината, и Андрей Савкин, казак, историк, краевед. В первый же день мне устроили поход по горам магнитским, не смотря на то, что я не спал всю ночь. Андрей Савкин позвонил местному краеведу Сергею Быданову. И вот мы втроём начали свой поход. Рассказы Сергея были чрезвычайно интересны. Он обладал обширными знаниями о жизни и быте древних славян. Его теории, похожие на мифы, могут вполне иметь реальную основу, но никто это не проверял. Многие учёные, «сидящие» на своих диссертациях, с порога отвергают идеи тех, кого считают дилетантами. Но иные дилетанты совершили открытия там, где ортодоксы прошли мимо. Конечно, любая теория должна быть, по возможности, проверена, а иначе науку превратят в торжище. Вот  и меня одолевали сомнения, когда я слушал рассказы Сергея Быданова, уж очень многое звучало фантастично. Но разве фантастика в прошлом не сбывается в наши дни. День был на удивленье тёплым и солнечным. Правда, над городом висела дымовая завеса от Магнитогорского металлургического комбината. Предприятие сыграло важную роль в промышленном развитии СССР, да и сейчас является одним из индустриальных гигантов, но частый смог над городом убивает экологию. Но и в такой атмосфере горожане любят свой город, свою историю. Это я понял по эмоциональным рассказам Сергея Быданова и Андрея Савкина. Сергей даже показал нам как бы уменьшенную копию Стоунхенджа. По его версии здесь была древняя обсерватория, и даже карта созвездий из камней. Он даже показал скалу, которая напоминала голову казака. То ли люди приложили к этому руки, то ли природа явила здесь своё причудливое творение. Многое из его рассказов выглядело очень убедительно, поэтому считаю, что учёные должны проверять разные версии, а не брезгливо отвергать их с порога. История знает немало случаев, когда непрофессиональные исследователи делали неожиданные открытия. День прошёл сумбурно, но чрезвычайно интересно.
    Через день Андрей Савкин повёз нас в Аркаим. По дороге мы остановились у памятника оренбургскому казачеству. В дороге нас настиг проливной дождь, казалось, что ему не будет конца. Но ближе к Аркаиму погода пожалела нас. Я ожидал увидеть раскопки древнего городища, но увидел только часть городища, представляющее собой реконструкцию. Работы там ведутся неторопливо, из года в год, чтобы не уничтожить случайно следы древней культуры. А ведь всё это могло быть затоплено при возведении дамб на речке Большая Караганка. Когда Г. Б. Здановичем был открыт Аркаим, там провели масштабные раскопки. Потом снова всё закопали для консервации. Найденные артефакты стали экспозицией местного музея, который построили рядом с городищем. Несмотря на небольшие размеры, музей вызывает интерес к своим экспонатам и историческим хроникам, работники музея, как и положено хранителям, любят своё и дело и стараются передать эту любовь посетителям. По неизвестным причинам жители Аркаима оставили своё поселение, забрав с собой почти всю утварь. Здесь археологи не обнаружили останков людей, погибших в результате военных действий. И это ещё одна загадка Аркаима. Неумолимое и загадочное время скрывает во тьме исторические эпохи прошлого. Осталось только местное кладбище. По черепам восстановили облик древних жителей Руси по методу Герасимова. Это были европеоидные лица, гордые и красивые. Жители Аркаима были искушёнными в ремёслах, имели свои угодья, как для выпаса скота, так и для сельскохозяйственных культур. Жители городища были хорошими плотниками и гончарами. В те времена аркаимцы неплохо знали металлургию  и при выплавке металлов использовали не меха, а особую систему вентиляции, создававшую перепад давления. Само поселение было устроено так, что враги, преодолевшие внешний контур (защитную стену), попадали в ловушку между внешним и внутренним контуром, где лучники могли без труда расстрелять нападающих. В окрестностях Аркаима немало поселений, которые ждут своих исследователей. Возможно, мы никогда не узнаем всех тайн Аркаима, если только не найдём в будущем возможности проникать в далёкое прошлое. История – самая тёмная, самая закрытая наука. Даже при нашей жизни мы видим, как в течение нескольких поколений перекраиваются исторические свидетельства в угоду политическим или экономическим целям. Американские археологи, побывавшие в Аркаиме, признались Здановичу, что придётся переписывать всю историю. И тут же намекнули, что они не позволят это сделать. Понятно, что американцы не только стараются перекроить географию планеты, но и диктовать миру свою «историю».
   Перед отъездом из Аркаима я вышел ночью покурить. Небо было усыпано звёздами, даже Млечный путь был хорошо виден, что в Москве невозможно увидеть. Утром, выйдя во двор, я удивился тому, что небо во все стороны было затянуто сплошной пеленой облаков. Погода здесь меняется очень быстро. Я прошёлся по лавкам, где продавали уральские самоцветы, чтобы привести домой какие-то сувениры. Общался с продавцами, которые были интересными собеседниками, людьми, хорошо знающими уральские камни и не только. Среди них даже оказалась писательница. Я познакомился с местными ребятами, которые любезно согласились взять меня пассажиром до Магнитогорска. Это были Владимир, Андрей, Сергей и Раджа. Они мне показали дом Здановича и сказали, что профессор недавно приехал. Я, конечно, расстроился, что информация оказалась опоздавшей. Можно было пообщаться с профессором на исторические темы, выяснить больше подробностей о результатах раскопок. Но время уже поджимало. Компания оказалась очень интересная, поэтому дорога показалась короткой. Мне вообще везёт на хороших, интересных людей, что считаю подарком судьбы.
   До отъезда оставались два дня.  С Андреем Савкиным мы посетили ещё один памятник казакам, на который деньги собирали всем миром. Хорошо, что, не смотря на тяжёлые времена бездуховья и равнодушия, есть люди сохраняющие память о своих достойных предках и товарищах. После этого мы поехали к мемориалу посвящённому героям Великой Отечественной войны. Этот мемориал входит в триптих: Тыл – фронту (Магнитогорск), Родина – мать (Волгоград), Воин – освободитель  (Берлин).  На плитах у подножья монумента выбиты имена 14000 погибших воинов. Напротив монумента расположены доски с именами Героев Советского Союза. На больших полотнах  около мемориала напечатана история создания памятников. Когда мы подошли поближе, то испытали шок: на изображении «Родина – мать» был пробит висок, у солдата «Тыл – фронту» отверстие во лбу, а у «Воина – освободителя» отверстие под глазом. Какие подонки и нелюди сотворили такое? Если у нас происходит подобное кощунство, то это значит, что общество заражено страшным вирусом беспамятства, неблагодарности, звериной злобы. Не менее печально смотрится обратная сторона подножия монумента, которая разрушается уже не один год. Чиновники не забывают набивать свои карманы, но забыли, что своим благополучием они обязаны именно тем воинам-героям, чьи имена выбиты на плитах. Хочется верить, что их совесть всё-таки проснётся, а деньги   на должное содержание мемориала найдутся. А иначе всем нам, неблагодарным потомкам, грош цена.
   Последний день в Магнитогорске я решил посвятить музеям. Скромный Магнитогорский краеведческий музей порадовал меня не только своими экспонатами, но и отношением его служителей к своей истории. Работники музея оказались очень гостеприимными и милыми людьми. Когда я поинтересовался коллекцией минералов, то мне посоветовали посетить Магнитогорский государственный университет, где на геологическом факультете есть хорошая выставка минералов. Я не преминул воспользоваться советом  и посетил университет. Меня пропустили к начальнику охраны, который лично провёл меня на кафедру геологии. Там меня встретили преподаватели и выслушали мою просьбу. На выставку меня сопроводила молоденькая казашка-аспирантка. Коллекция действительно была замечательной, с указанием месторождений каждого экспоната. Тут я понял, что мои знания в геологии очень далеки от совершенства. Богатый мир минералов предстал предо мной во всём своём великолепии. Снова вспомнились замечательные сказы Бажова. Симпатичная аспирантка вывела меня к выходу, потому что мне бы пришлось долго плутать по коридорам университета. Мне хотелось бы поблагодарить всех людей, которые не отнеслись ко мне формально. Самое главное, что я вынес из этой поездки – человеческие отношения. Теперь Урал стал мне роднее и ближе.
                Сентябрь 2013 г.