Америка 97. Работа с другими

Игорь Телок
1. Сейчас у меня заказ от китайца-иглоукалывателя. Даже, скорее, мы партнеры в разработке нового изделия. Скоро год как мучаюсь. Во-первых, у него жуткий английский, я не всегда понимаю. Но, главное - совершенно другая культура, непохожая ни на русскую, ни на американскую.
2. Китаец никогда не говорит «нет». Это считается неприличным, и в разговоре, и в переписке. Особенно с человеком старше тебя на 40 лет. А я забываю и принимаю за согласие. В результате, когда приношу прототип изделия, он вежливо объясняет мне, что это совсем не то, что он хотел. Очень вежливо. Но, главное, когда я ему пишу, как понимаю задачу, он охотно соглашается.
3. Но это еще ничего! Раньше работал с группой тайванских китайцев. Эти – торгаши, хотя партнеры, но все время между собой цапаются почему-то. Звонили мне по ночам, предупреждали, чтоб я не слушал Чана. А потом звонил Чан и предупреждал, что Сун – жулик, не верь ему! Мы все были партнеры в одном бизнесе.
4. Церемонно-уважительная культура везде на Востоке. Она привела, например, к ряду катастроф Кореан Эирлайн. Второй пилот не мог ослушаться командира или принять независимое решение. Пригласили американцев - те упростили бизнесс-культуру. Сейчас Кореан Эирлайн самая безопасная в мире.
5. С индусами прекрасно работать, у них групповая культура, коллектив. Но принять решение – пытка. Бесконечные собрания кончаются ничем, все должны прийти к консенсусу добровольно. Проекты вытягиваются. Индусы знают свою слабость и предпочитают американского менеджера, который может топнуть ножкой.
6. Совершенно другой подход у бразильцев. В их группах полно очень энергичных и агрессивных молодых с прекрасным образованием и практикой. Американского специалиста они очень вежливо и грамотно оттесняют, уверены в себе. К сожалению, у них нет еще американской культуры новаторства. Но они охотно перенимают американский и европейский опыт. Уверен, вопрос недолгого времени, когда они станут теснить и американцев и европейцев.
7. Бразильцы создали мощные индустриальные центры, в которые перебазировались большей частью европейские компании. Качество изделий не уступает даже швейцарским и обеспечивается трудовыми школами, организованными самими бизнесами. Перенесена немецкая культура подмастерьев и мастеров.
8. Работая со шведами, надо держать ухо востро. Ребята очень толковые, но жуткие сквалыжники, скряги и при возможности непременно надуют. Меня надули, во всяком случае. Хотя был лучшим другом.
9. Шведы – малюсенький народ, в стране меньше 10 миллионов, то-есть вдвое меньше, чем в Москве. При этом средний годовой доход около 60 тысяч, а природных ресурсов - никаких.
10. Такое впечатление, что все друг друга знают, очень дружественные и создают семейную обстановку на работе. Офисы держат часто в жилых домах с кухнями. У них сохранилась замечательная культура «мастера». Сложнейшие изделия делают в небольших мастерских с несколькими рабочими.
11. Швеция царит в Скандинавии. Все прочие обязаны знать шведский, учат в школах.
12. Швед знает четыре языка, по крайней мере. Немецкий и английский обязательно. Презирают норвежцев – деревенщина, и третируют финнов – чукчей. Распространенная шутка – «приведу тебе финку в любовницы» - считается очень смешной. Но кооперируются прекрасно со всеми. Бизнес есть бизнес.
13. Кстати, норвежцы никак не конкурируют с шведами. Приходят на работу несколько позже положенного, некоторое время распивают кофий. Беседуют. Не торопятся. В пятницу все отпрашиваются домой – у каждого яхта, все мореходы.
14. Норвежские мужчины – не очень. Поэтому они перешли на женские правительства и весьма удачно, надо сказать. Использовали свои небольшие запасы нефти прекрасно, став мировым лидером в океанском бурении – скупили американские компании. А норвежцев всего-то 5 миллионов! И средний доход такой же, как у шведов.
15. С зазнайками французами работать трудно. Они не скрывают свое интеллектуальное, культурное, инженерное, сексуальное, музыкальное и все прочие преимущества. Когда-то мне пришлось делать для них машину для бурения огромных скважин для испытаний ядерного оружия. И потом обычные бурилки. Ребята весьма толковые и уверены, что знают всё. Даже то, что не знают.
16. Французы презирают американцев за низкий культурный уровень, как шведы финнов. В Париже не всегда отвечают на американский акцент. Постоянные разногласия с французами.
17. С немцами работать – наказание. Работают лучше, быстрее и продуктивней американцев. В международных проектах вырываются вперед со своей частью, требуют, чтоб остальные подлаживались под них. Их даже немного стесняешься – уж очень серьезные ребята. И полностью отвечают за качество.
18. 30 лет работы с американцами – наслаждение. Все безоговорочно принимают задачу, сроки, качество. Нет различия между чертежником и президентом компании. На регулярных совещаниях не стесняются, принято высказать накопившееся. Глава проекта тут же принимает решения и за них отвечает.
19. Рабочим ставишь задачу, выясняют всё необходимое – после этого независимо работают. Если видят возможности улучшения – тут же предлагают, тут же принимается или отвергается. Одиночные проекты принято делать без чертежей, на эскизах, часто на земле или куске картона. И ненавидят писать бумаги.
20. Работать из США с россиянами – жуткое дело! Однажды меня попросили выяснить конфликт между российской и американской группами при передаче нефтеперегонного завода. Нефтяной гигант Амоко подарил России заводец стоимостью в 10 миллионов, а русские отказались его принять. Для Амоко такой подарок был вроде дарственных авторучек, чтобы клиент помнил о них.
21. Из России прислали группу инженеров почему-то из Харькова. Те рассмотрели типовой проект и отказались принять. Молодая американская группа полезла на стену – как это можно не принять подарок без всяких обязательств?! Я пошел к харьковчанам, они как раз распивали красненькое.
22. Объяснили: по ГОСТу в одном месте не проходит пожарная машина. В США туда вообще не пускают машины, все на автоматике, а по ГОСТу – сам понимаешь! И потом нам наплевать – этот завод для Тюменьской области, чего нам лезть туда?
23. Одна из проблем работы с россиянами – выяснить, кто принимает решение, кто главный. Этот пузатый, с перепою – просто чей-то родственник, формальный гендиректор, а решения принимает вон тот маленький старичок – его вызвали с пенсии, он знает дело, принимает решения. Американцу ни в жисть такое не понять.
24. В отличии от всяких там китайцев и индусов российская рабочая культура базируется на «нет». Как говаривал мой московский босс когда-то: «Заранее говорю - не нравится». И когда его убеждаешь посмотреть – «и смотреть не стану!»
25. И это - не упоминая пресловутых откатов, за которые в США сразу положен срок.
26. С другой стороны – эксплуатационный инженер, прораб, буровой мастер вызывают восхищение – в таких ужасных условиях, а дело делают не хуже американцев.

Мир глобализирован. БОльшая часть бизнеса делается на интернете. Нет больше работ без связи с загранкой. Обязательно надо знать английский. Все китайцы и индусы говорят. Даже африканцы. И хоть немножко знать другие культуры, чтобы не попадать впросак.