Канев - таможенный пункт на Днепре

Сергей Колибаба
Канев (укр. Канів) — город в Черкасской области Украины, основан в XI веке киевским князем Ярославом Мудрым, расположен на правовом, высоком берегу реки Днепр. На карте Боплана 1648 г. выделен знаком - Urbs antiqua, древний город (как и Киев) и обозначен как Kaniow; официально признанной этимологии – нет.

1) История города и этимология топонима

а) Киево-печерский патекрик, http://www.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4945
«Писци же начаша каатися своего съгрЪшениа. «Егда, — рече, — приидохомь в Каневь в лодиах, и се видЪхомь церковь сию велику на высотЪ».

б) Ипатьевская летопись, 
«АндрЪя  ВъшегородЪ . а Бориса в БЪлЪгородЪ . а ГлЪба . в КановЪ. а Василка в Соуждали»; с. 266.

Гл;бъ Гюргевичь Рюрикъ Двидъ Мьстиславъ Глебъ Городеньскии Иванъ  Ярославичь . снъ и Галичьская помочь . и стояша оу Канева долго веремя дондоже Жвзиде. Гречникъ и Залозникъ (1168); с. 362.

Справка: Гречникъ и Залозникъ, XII век – купцы из Византии, Крыма и Дона.


б) Похилевич Л. И. Сказания о населенных местностях Киевской губернии. Киев, 1864

«Город Канев. Канев по татарски означает место крови. Город этот упоминается в первый раз в наших летописях около половины ХП века. Когда князь Георгий Суздальский, победив великого князя Изяслава Мсгиславича и завладев Киевом, рашоряжал в общем княжеском совете уделы: то Канев достался в уделе сыну его Глебу. После того Канев является в 1155 году пограничным местом переговоров между Русскими князьями и Половецкими послами. В 1166 году великий князь Ростислав, предпринимая поход против Половцев, собрал союзное войско возле Канева. Здесь же в древние времена русские князья содержали отряд войск, наблюдавший за безопасностью судоходства по Днепру. Как только купеческий флот возвращался благополучно из Цареграда, войско расходилось от Канева. В летописях обыкновенно пишут, что князья выходили к Каневу противу гречнику, то есть навстречу купцов, возвращавшихся из Греции и стояли там «дондеже взыде Гречнжь и Залозникь». В 1190 году великий князь Киевский Рюрик отдал Канев в уделе Владимирскому великому князю Всеволоду Юрьевичу, но в следующем году взял оный обратно от него. В 1239 году Канев взят был Батыем и с того времени был всегдашним местопребыванием татарских Баскаков (налоговиков), управлявших всей здешней страной. В каком виде существовал Канев в XIV и XV столетиях, об этом летописи наши не упоминают.

Канев расположен на правом гористом берегу Днепра. Город постройкою ничтожный; ныне нет в нем ни одной прямой улицы, ни одного здания замечательной архитектуры, но зато есть несколько прекраснейших видов на Днепр и Днепровские горы с восточной стороны и несколько прелестных сельских пейзажей с западной, именно в урочище Ставках. В самом городе замечательна гора Московка, на которой стояла в древности каменная церковь Св. Ирины, упоминаемая Нестором… Недавно искали с заступами ее фундамента, но напрасно; попадались только отдельные кирпичи, гвозди, кости человеческие и найден медный древний крест, подобный тому, который виден в Киево-Софийском соборе в образе Купягической Божьей Матери. По формам его, изображений и надписи, заключают, что он относится к первым векам христианства в России…
В Каневе считается ныне жителей до 3000 христиан православных и столько же евреев. Римских католиков не более 20. Купцов 3-й гильдии из христиан 8, и из евреев 34».

в) Канев http://beket.com.ua/cherkasskaja/kanev/

«Канев был одним из наибольших городов на южной границе Давней Руси. О происхождении названия города существует огромное количество легенд и гипотез: название города происходит от птицы канюка, или же основатель города носил имя этой птицы; от реки Каневки, что протекала в этом месте. Патриотическая легенда: название города происходит от тюркской слова, что в переводе означает «место крови», то есть на этом месте проходили кровопролитные бои с завоевателями. Интересная гипотеза о том, что Канев основал отважный росс Каний еще в 5 в. н.э. Первым летописным упоминанием о Каневе был «Киево-печерский патерик», который сообщает, что в Канев, направляясь в Киев, приплыли «на лодиях константинопольские иконописцы». Это событие, по мнению ученых, случилось между 1074 -1088 годами. Следовательно, в XI ст. Канев уже существовал. В 1144 г. Канев вспоминается в связи со строительством и освящением Юріївської церкви (Успенского собора) Всеволодом Ольговичем».

г) Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

«Канев (история). — Древний К., по предположению проф. В. Б. Антоновича, стоял около устья Роси. Время его основания неизвестно. В Патерике К. упоминается при рассказе о событиях XI в., в летописи же впервые под 1144 г., по случаю закладки в нем церкви Всеволодом Ольговичем. Он служил сторожевым пунктом, местом встречи КУПЕЧЕСКИХ караванов, идущих с Ю., и «снемов» с половцами. В 1240 г. он был разорен Батыем и с того времени сделался постоянным местопребыванием баскаков. В начале XIV в. им овладел Гедимин. Под литовским владычеством К. по-прежнему оставался важным торговым городом до завоевания Царьграда турками (1453 г.)».

д) Древнерусские города (Тихомиров М.Н.) http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000082/st039.shtml

«Канев, или Канов, впервые упомянут в 1149 г., происхождение его названия не ясно. Не является ли оно производным от кан или хан и не получил ли город своё название от перевоза через Днепр, который существовал у этого города. В таком случае мы имели бы Канов, т. е. ханский перевоз, откуда получил своё название город. Характер передового пункта, откуда русские князья совершали походы в степь или где они поджидали половцев, ярко выступает в летописных известиях о Каневе, который мог иметь некоторое ТОРГОВОЕ значение, поскольку купцы «гречники» и «залозники» чувствовали себя в безопасности только по миновании этого пункта (Ипат. лет., стр. 267, 361). Канев наследовал значение Родни, место которой определяют на территории Княжой горы, при впадении Роси в Днепр; высказывались, впрочем, предположения, что Княжая гора и была первоначальным местом, где стоял Канев (Михайло Грушевський, Icтopia Украни-Руси, т. II, У Львовi 1905, стр. 284-286)».

е) Автор: Dmitry Ershov. Канев (Канiв) - история, карта… http://oznai.com/article-128

«Город впервые обратил на себя внимание летописца в связи с борьбой между сыновьями Святослава Игоревича (942-972) - Владимиром и Ярополком. Последний занял киевский «стол» после гибели отца-воителя. Владимир переманил на свою сторону боярина по имени Блуд. Предатель запугал Ярополка и подговорил его бежать из Киева в укрепленный городок Родень - это и есть современный Канев. Владимир блокировал убежище и угрозой голодной смерти вынудил Ярополка сдаться. В начале 1030-х гг. князь Ярослав Мудрый задумал создать к югу от Киева цепь укреплений, защищающих столицу от половецких набегов… Одна из таких крепостей была заложена на высоком берегу Днепра в 120 км к юго-востоку от Киева. Вскоре она превратилась в важный пункт на «пути из варяг в греки»: миновав Канев. византийские КУПЦЫ могли чувствовать себя в полной безопасности. Канев упоминается в «Киево-Печерском патерике» под 1078 г. именно как пристань на Днепре. В середине XIV в. Канев вошел в состав Литвы, а затем Польши».

2) Обобщение и вывод – образ Канева по материалам исследователей XIX-XX вв.

Расстояние от Киева до Канева по Днепру около 120 км, три-четыре дня пути на парусно-гребном судне. Формы употребления топонима в летописании: Канев, Канов;, Kaniow (польск.).

а) А. Н. Поляков. Киевская Русь как цивилизация
Русские князья фактически берут под контроль территорию от устья Дуная до Днепра. Держат земли вдоль ТОРГОВЫХ путей: Греческого (вдоль Днепра), Соленого (вдоль Днепра в Крым) и Залозного (вдоль Северского Донца к Дону и Тмутаракани). Попытки половцев препятствовать торговле по ним вызывали у русских князей решительный отпор. Под 1167 годом, в Ипатьевской летописи читаем:

«...Се же уведавши Половцы оже князи не в любви живуть шедше в порогы начаша пакостити Гречникомъ и посла Ростиславъ Володислав Ляха с вои и възведоша Гречники».

Под 1168 годом: «Посла Ростиславъ къ братьи своеи и к сынамъ своимъ веля имъ всимъ съвъкупитися у себе съ всими полкы своими ... и стояша оу Канева долго веремя дондоже взиде Гречникъ и Залозникъ и отоле възвратишася въ свояси».
 
Под 1170 годом: «Вложи Богъ въ сердце Мьстиславу ... мысль благу о Рускои земли ... а оуже оу нас и Гречьский путь изъотимають и Солоныи и Залозныи...»

б) Ахмед ибн Фадлан,
«На царе “славян” [лежит] дань, которую он платит царю хазар; от каждого дома в его государстве - шкуру соболя. Если прибудет корабль из страны хазар в страну “славян”, то царь выедет верхом и пересчитает то, что в нем [имеется], и возьмет из всего этого десятую часть. А если прибудут русы  или какие-нибудь другие [люди] из прочих племен  с рабами, то царь, право же, выбирает для себя из каждого десятка голов одну голову».

Очевидно, что все речные караваны проходили в Каневе официальный ДОСМОТР и производили ОПЛАТУ таможенных пошлин, лучшие ТОВАРЫ отбирались в интересах власти. Из исторического материала ясна роль Канева на пути «из варяг в греки» - это самый южный торговый, пограничный (далее половцы) и таможенный речной пункт Руси; следовательно, в топониме должна содержаться информация о его торговом значении.

Вывод

Так как в раннем средневековье в Крыму, Византии и на Руси евреи занимали главенствующие позиции в международной морской торговле (оптовой, большое количество товара), то и рассматривать топоним Канев надо с позиции сакрального, религиозно-торгового языка господствовавшего в регионе со времен Хазарского каганата – иврита. 

3) Терминология иврита и образы Библии

а) Терминология
Приведем топоним Канев в форму близкую к грамматике иврита и выделим корни =
Кане+в, Кано+вЪ, Kani+ow. 

Кан+ев = ивр. КАНА купить, покупать, приобретать + В (Б) предлог, отвечает на вопрос – где?; т.е. Канев – место, где можно приобрести, купить заморский товар – торг.

Кан+ев, Кано + вЪ (наиболее древний) = ивр. КАНА  купить, покупать, приобретать + вЪ = вя, вйа, вае, вие  =  ивр. корень ЙВ ввозить, импортировать; импорт, ввоз.

Справка

Википедия: Ъ,(название: ять) — буква исторической кириллицы и глаголицы, ныне употребляемая только в церковнославянском языке. В старославянском обозначала некий долгий гласный, предположительно [ае] или дифтонг [ie:]; какой точно звук выражала эта буква не известно, вопрос дискуссионный.

Итак, у нас формируется слово-понятие, слово, содержащее конкретный смысл – место где приобретается импорт (ввозимые товары) или место, где производится  закупка товаров – торг.

б) Библейские образы

Левит 25:14: «Если будешь продавать что ближнему твоему, или будешь покупать (кана) что у ближнего твоего, не обижайте друг друга».

Левит 25:45: «также и из детей поселенцев, поселившихся у вас, можете покупать (кана), и из племени их, которое у вас, которое у них родилось в земле вашей, и они могут быть вашей собственностью».

Иеремия 32:7: «вот Анамеил, сын Саллума, дяди твоего, идет к тебе сказать: "купи (кана) себе поле мое, которое в Анафофе, потому что по праву родства тебе надлежит купить (кана) его".

Таким образом, русский топоним Канев, очевидно, не имеет ничего общего: с птицей «канюк»; рекой Каневкой; «местом крови» и «отважным россом Каний». Всё сугубо материально и в рамках библейской традиции – таможенный пункт, место оптовых закупок, где власть (представители князя) и местные купцы отбирали и покупали для себя лучшие товары Востока и Византии.