Деревянные гвозди Хазина

Георгий Чарушников
Среди ответственных людей существует понимание, что курица не птица, экономика не пицца: словами сыт не будешь.
Однако, после Петросяна с его разговорным жанром по количеству произносимых слов лидируют экономисты Ясин и Хазин. Последний, как глухарь на току,  даже предмет разговора не различает. Бубнит одно и тоже: либералы завели страну в тупик, инвестиционный климат – ерунда - гайдаровщина и вообще единственно, что нас спасет – импортозамещение.
Чтобы выдать подобный рецепт не обязательно называть себя экономистом. Последняя доярка понимает, что если в хозяйстве заготавливать продукты из собственного подворья выйдет экономия, да и вся семья будет при деле.
Разинув рты слушатели «Эха» внимают своему гуру и его рассказам о том, как он на каком – то итальянском форуме загипнотизировал аудиторию открытием, что на доллар, вложенный в России легко получить целых три или пять. И это не смотря на все риски. Не взирая на то, что в любой момент главные бандитствующие степняки могут обобрать итальянцев до нитки: не только бизнес отобрать, но и лишить жизни.
Или потрясти радиоаудиторию полетом  хазинской  мысли в отношении США. Дескать, в Дейтройте экономический климат не плохой, а деньги, инвестиции не идут. Мертвый город. Хотя и ежу понятно, что деньги, как вода прокладывают себе путь с наименьшими потерями. Как из ручейков образуется река, так из выгодных вложений складывается капитал. Выгодных - прежде всего в плане доходности. Ничто не заставит деньги работать в Детройте. Местные автостроители не выдержали конкуренции с Японскими и  никакие инвестиции положения не исправят. Поэтому не находится дураков вкладывать в Детройт.
 А вот вложиться в разработку урановых рудников в Гренландии – это другое дело. Капитал туда охотно идет, только местная демократия ему препятствует. Люди предпочитают по старинке обходиться дарами моря, чем заводить у себя опасные игрушки. 
Хазин предлагает самим вместо китайцев производить гвозди и в это же время признает, что по стоимости они будут значительно дороже китайских. Возникает вопрос: а зачем тогда их штамповать?
В целом создается впечатление, что экономисты в состоянии объяснить как было, как есть, но никогда не знают как будет, а главное не знают как сделать так, чтобы было хорошо.
Много лет назад на крошечном филиппинском острове Мати я имел разговор с хозяином отеля из Австралии. Фрэд купил гостиницу и на вопрос почему на Филиппинах привел несколько вполне конкретных доводов: исполнительный, неворовитый персонал, законы, защищающие капитал и права инвестора, солнце круглый год и большое число туристов.
Мне показалось, что в самой Австралии наличествуют подобные параметры.
Да, согласился Фрэд, но с учетом общих затрат, включая налоги и издержки на рабочую силу бизнес оказался более выгодным на острове Мати, чем у себя дома в Австралии.
В свою очередь меня поразило число иностранных банков. В центре городка теснилось больше дюжины вывесок западных банков.
Таким образом, если в Пятигорске вы обнаружите присутствие 15 иностранных банков – можно не сомневаться, что инвестиционный климат в Ставрополье хороший.
Хороший инвестиционный климат не оставит сомнений в отношении гвоздей. Рынок сам определит, что выгоднее: покупать их в Китае или производить у себя в стране. Другое дело, что состояние инвестиционного климата напрямую зависит от политического устройства. От состояния законов, правоприменительной практики, форм учета, работы кредитной системы и еще от многого чего. Трудно формировать хороший инвестиционный климат. Как тогда чиновникам продолжать воровать?
Об этом надо говорить, а не о гвоздях китайских.