Искусство ездить

Лулуз
                ИСКУССТВО   ЕЗДИТЬ

Я всегда с интересом и уважением рассматриваю  импортные авто. Часто, и это на фоне  наших, они для меня словно произведения искусства. Обойду, полюбуюсь формами, дизайном, загляну в салон. Как все великолепно ! Вид спереди напоминает автопортрет создателя,  боковой пейзаж подчеркивает динамику и стремительность, затылок  законченность формы. Вздохну. Нет, нет. Не из-за зависти. А с пониманием, что это результат таланта не одного человека, а сообщества  людей  в системе,  когда такие вещи создаются тысячами каждый день да  к тому же  и улучшаются. Я уж не говорю, о прелести пользования  всем  этим.
Сейчас Японию обходит по авто уровню Южная Корея, с автомобилями на три буквы  (КiA). У нас тоже автомобили на три буквы, но другие. Да, но мы их пытались менять, например  ГАЗ на ВАЗ. Но результата так и не разглядели. Может буквы надо поставить другие?  Поэтому по уровню автомобилестроения мы и не поднимались выше третьего  места. Естественно, в странах СНГ. А стоит ли об этом огорчаться? Вначале нужно себе об этом признаться, а уж потом проставлять оценки, клеить будущее.
В искусстве, прежде чем чему-то научиться, нужно уметь  повторять, копировать. Это все, конечно относительно. Вспомним высказывание замечательного  Французского художника  Огюста  Ренуара, который  отмечал, что настоящее  искусство не возможно ни понять, ни повторить. Но можно вспомнить и другой пример, когда П.И.Чайковский написал Первый концерт для фортепиано с оркестром, который не сразу воспринимался  слушателем. И вот, когда его исполнил Бюлов, который первый распознал гениальность автора, возможно полнее, чем сам  создатель произведения, оно завоевало славу. В последствии еще блистательней его исполнял Танев.  Поэтому произведения искусства имеют две формы выражения: создание, исполнение.
Полотна великого Ван Гога при его жизни не продавались  вообще. Кроме одной картины, кстати, находящейся  в нашей стране. «Красные виноградники в Арле» Винсент  продал  по стоимости  израсходованных на полотне  красок. Прожив сложную, невостребованную современниками жизнь, он расстался с ней, совершенно не понимая, что он – гений.
Поэзия А.С. Пушкина  вначале его творческого пути также была объектом критики. До наших дней поэзия Пушкина непревзойденная.
Но талант пробивал себе дорогу признания, понимания, славы. Наш творческий  триумвират Пушкин-Чайковский-Репин национальная гордость,  имеющая отношение и к созданию технических произведений тоже. Но, к сожалению в создании авто мы к ним не приблизились.
Известный Французский художник Пюви де Шаванн в технократическом прогрессе видел гибель искусства. Прошло более ста лет, и с этим трудно полностью согласиться. Хотя действительность показывает, что уровень материально-технической среды человечества опережает духовно-нравственные составляющие его развития. Хотя первое строится на достижениях второго.
Вспоминаю 70-тые. У меня был отцом купленный  Москвич-412 — радость моей молодости. Тогда это было круто, а на западное загнивание мы и внимания не обращали. Пусть гниют себе сами, а мы будем ездить. В то время я застал стоимость бензина по 10 коп., и тогда страна не разбрасывались нефтепроводами на все стороны, а на экранах еще не писали, что наши ресурсы достояние народное.
Так вот,  в руководстве по   обслуживанию  Москвича, что бы закрутить гайку в неудобном месте, было написано: «Возьмите пластилин и прилепите  его  на плоский шлиц отвертки...потом на пластилин  закрепите гайку под углом совпадения  с болтом... и т. п.».
Еще пример. Вспомним фильм «Берегись автомобиля». Его герой, Деточкин, совершая гуманные поступки, налетел на технические национальные достижения техники противоугонных средств, из которых он выбирался всю ночь. Выбрался … с капканом на ноге.
Известный всем руководитель пробега в город Черноморск отмечал, что «Автомобиль не роскошь, а средство передвижения». С этой формулой мы и прожили все годы, пока все-таки не поняли, что «Ездить хорошо, а хорошо ездить - еще лучше». А попытка пересадить всех паханов нашей власти на отечественный лимузин лопнула, как мыльный пузырь. Безусловно, устремления в создании национального чуда у нас были. Даже в названии «Пэтриот» столько глубины мысли и чувств, что глядя на это техническое национальное произведение искусства, современную «Антилопу Гну» - мечту олигарха, мысленно спрашиваешь себя: «За что!?». Где же наш исторический триумвират прошлого, которого ни у корейцев, ни у японцев не было по жизни, но присутствовал в головах при рождении техники.

Поэтому наш реальный удел — качественная сборка созданных другими авто. Это не просто, и не унизительно. Это нормально и  не снизит наших достоинств выбора  лучшего, если научимся делать хорошие копии.
И это имеет отношение не только к автомобилям…

 Послесловие.
Ранним утром выгуливаю собаку по аллеям частного сектора проживания. Свежий, приятный рассвет. Вижу у трехэтажного особняка шикарный внедорожник. Привычно, пока мой Фоня вынюхивает меченые места своих не встреченных подруг, обхожу его со всех сторон. Что бы рассмотреть внутри салонное обустройство, приходится подниматься на цыпочках. Вдруг сзади слышу спокойно-нежный женский голос: «И что мы смотрим?». Я виновато: «Да вот рассматриваю это чудо». Она, без малейшего высокомерия, усаживаясь в кресло, отвечает: «Да разве это автомобиль?» И быстро скрылась за поворотом, оставив за собой лишь след покачивающихся веток сирени.
«Фоня, домой!». Он одобрительно кивнул своей вислоухой мордой и мы пошли в дом есть. Я - яйцо всмятку с овсяной кашей, он – костную кашу. И каждый думал о своем.
«И что бы понять искусство езды, нужно обладать искусством жизни…»