Ты где, Шарапов?

Людмила Замятина
   По мнению преподавателей и бывалых студентов, именно поездка в колхоз перед первым курсом насыщена приключениями и чудесами, как никакая другая. Причин этого феномена по сию пору не разгадал никто.

   Нас, вчерашних абитуриентов, расселили небольшими группами в нескольких деревнях у местных бабушек. Некрасовские места. Рыбинское водохранилище. Утиные болота. Камыша вокруг - на многие километры. Сентябрь. Утиная охота. Вечером перед сном мы, вместо радио, слушали ружейную канонаду. Вместо телевизора любовались закатами необыкновенной красоты. Засыпали, вдыхая приятный, сыроватый аромат камыша, набитого в подушки и матрасы.

   Изредка в клуб на центральной усадьбе местного колхоза привозили институтскую агитбригаду. На один из таких концертов мы и приехали. В восьмером в одной кабине трактора «Беларусь» без дорог по свежеубранным картофельным полям. Тракторист, геройский парень Ваня тринадцати лет от роду, на глаза взрослым попасть не хотел и сразу же уехал обратно.

   Возвращаться пришлось пешком, ночью. Первые семь километров мы шли группой из двадцати человек, затем нам семерым предстояло свернуть к своей деревне.Шли по абсолютно ровной местности, ярко освещённой полной луной, по прекрасной ровной дороге. Шли легко, без страха, но скучали – взгляд остановить на ровном поле не на чем.

   На наше счастье тихий Серёга Шарапов стал вспоминать разные таинственные истории, преимущественно о привидениях. Нам явился настоящий природный талант сказочника. Серёгина речь лилась плавно. Бесстрашно и даже иронично повествовал он о разных ужасах, бытующих на глухих просёлках и пустошах его родной вологодчины.

   Особенно жуткой показалась нам история о привидении священника в рясе и шляпе, которое при встрече здоровается и снимает шляпу вместе с головой. Если встречный поздоровается в ответ, то исчезнет бесследно навсегда.
На луну набежало облачко. Стало на несколько минут темно и тихо. Метров сто мы прошли в молчании. Потом кто-то из парней окликнул: «Серёга, ну, ты чего замолчал? Хоть скажи, что будет, если с безголовым попом не здороваться? Пропадёшь или нет? А, может, он сам пропадёт?» Шарапов молчал. Все дружно завозмущались: «Серёга, имей совесть, скажи, это привидение водится только в Вологде, или повсеместно?» Жестокий рассказчик тянул паузу, игнорируя возмущение слушателей.

   Тут облачко отнесло в сторону, засияла луна, и мы обнаружили, что Шарапова среди нас нет… Просёлок вьётся между ровными, абсолютно пустыми полями, где в лунном свете видна каждая травинка, и только мы, девятнадцать испуганных человек сбились в кучку посреди дороги, да редкие телеграфные столбы торчат на её обочине. А Серёги нет с нами, будто и не было никогда.
Принялись кричать хором по отмашке старосты: « Ша-ра-пов! Ша-ра-пов!» А в ответ тишина… Возникло предположение, что тихий Серёга не только сказочник, но ещё и шутник. Небось, впотьмах срезал путь через поле и поджидает нас впереди, ишь, кладезь неизвестных талантов! Мы быстро пошли вперёд, поминутно крича: « Се-рё-га, ты где?»

   Наконец, он отозвался: « Я здесь!» Мы прибавили шагу, пытаясь разглядеть, где же он, партизан, затаился? « Я здесь!» - Отвечал нам телеграфный столб… Представьте ярко освещённую луной картину: ровное поле, ровная дорога, ни ямки, ни кустика, телеграфный столб, за которым стоящему человеку скрыться невозможно… И от этого столба доносится звучный мужской голос: « Я здесь, ребята!» Одна из девчонок начала тихонько  подвывать от ужаса. Нервную подхватили под руки.

   Откуда-то из-под столба появился мужчина и удивлённо спросил: « А где ребята?» « А где Серёга?» - Резонно спросили мы хором. « Так я Серёга!» - Сказал мужчина. « И фамилия ваша Шарапов?» - Не сдалась староста. « Да нет, почему Шарапов? Фамилия у меня другая…» - Сказал мужчина ещё удивлённее и поведал, что он охотник, сидел тут, у дороги, прислонившись спиной к телеграфному столбу, поджидал товарищей, за которых нас, собственно, и принял. Сидел около часа, никого, кроме нас, не видел…

   Стало быть, здесь Шарапов не проходил. Видимо, он остался где-то позади. Мы развернулись и с прежним криком:  « Ша-ра-пов! Ты где?!»  - Ринулись назад. Через некоторое время вновь услышали возглас: « Я здесь!» -  Но очень слабый, исходил он как будто из-под земли. Нервная девушка закрыла глаза, стала заваливаться на бок, и упала- таки в обморок. Четверо остались при ней, оказывать помощь, ага. Остальные, крепко взявшись за руки, сплочённой группой, на подгибающихся ногах пошли на звук.
 
   Шарапов вскоре нашёлся. Объяснилось всё просто. Когда облако скрыло луну, бедняга оступился в темноте и упал в глубокий придорожный кювет, глубиной метра два с половиной и длиной всего метров пять. Мы его миновали в темноте, не заметив. Даже не заподозрили существование кювета, поскольку на протяжении всего пути он оказался единственным. Поначалу Серёга пытался выбраться сам, потом стал кричать, но мы ушли далеко вперёд и его не слышали.

   Дальнейший путь до жилья мы проделали молча. Нервная девушка пришла в себя, её довели под руки. Дома добрая баба Валя отпоила её тёплым молоком. Спали потом крепко.