Рыночные отношения

Людмила Замятина
   Рынок на костромском стадионе «Спартак». Начало трудового дня. Большинство торговцев уже поставили свои полотняные шатры, разложили товар и пьют свой утренний кофе из пластиковых стаканчиков, приобретённый у разносчика горячих напитков и пирожков.

   Публика разношёрстная: молодой, спортивного вида дагестанец хозяин палатки, его реализатор – бойкая русская бабушка, отставной лётчик с молодой женой украинкой, бледный и сонный после дежурства врач, степенный вьетнамец в годах, не говорящий по-русски, но успешно торгующий, несостоявшиеся учителя и повара, швеи и милиционеры. А рынок на всех один. Одни и те же проблемы и разговоры.
 
   Отношения стараются поддерживать добрососедские. Иначе  нельзя. Кто, кроме соседа, разменяет крупную купюру, присмотрит за товаром, если тебе надо отойти, предупредит о внезапной проверке налоговой инспекции? Даже не говорящий по-русски вьетнамец без слов понимает, когда на его спину  соседка  хочет прикинуть мужскую рубашку, чтоб наглядно показать её размер покупательнице. Подставляет спину и вежливо улыбается.

   Покупателей пока мало. Торговцы, наслаждаясь минутами безделья, обсуждают цены, товар, поругивают власть, милицию и Горбачёва.

   По ряду к своему месту, где обычно стоит его палатка с коврами, бежит со стаканчиком горячего чая в руке общий любимец Вася, по прозвищу Бессараб. Безотказно разменивает он купюры любой величины и травит бесконечные анекдоты, над которыми сам же смеётся. О, чудо! На нём серая милицейская форма и дубинка под мышкой! В первые мгновения торговый люд столбенеет. Затем, запоздало выскакивая из палаток, ему вслед кричат: « Вась! Вась! Так ты мент, что ли?!» « Да мент, мент!» - Досадливо, на бегу откликается Бессараб.

   День начался.