Любовь Ану Я всегда жду тебя

Мурад Нашхоев
             В 1941 году Вторая Мировая война, которую развязал «великий отец народов» Сталин, перекинулась и на СССР.

На войну уходили нохчийские юноши, надеясь, что власть оставит в покое их родственников.

         Среди них был и юноша из селения Дарго Алиев Увей (он же Увейс), которому в 1941 году шел двадцать второй год. Ушел на войну рядовым.

В этом селе жила Бисултанова анну. ей исполнилось, как говорят односельчане, пятнадцать лет.

Увей и Ану, когда удавалось, встречались у родника.

         Оба красивые.

         Оба стройные.

         Ими любовались жители села.

         Они не кричали о своей любви. Но жители великого Дарго, где были разгромлены в 1842 и 1845 годах прославленными генералами Граббе и Воронцов, были уверены, что на их глазах будет создана новая замечательная семья по заветам наших предков.

         Но жители Дарго знали и другое: бесследно исчезали знаменитые личности села, района и всей республики. Власть говорила одно, а делала другое: гибли элитные нахи по надуманным причинам. Поэтому сельчане с тревогой наблюдали за любовью юноши и девушки. Надеясь все-таки, что сложится новая семья на взаимной любви и взаимном уважении. Тогда и раньше у нас не возникали скороспелые семьи.

Увей и Ану последний раз (так это оказалось) встретились 23 июня 1941 года. Там тогда находились и другие юноши и девушки.

         Они расставались, надеясь встретиться после победы. И радио уверяло всех: «Враг будет разгромлен, и победа будет за нами». И приводили они пример быстрого разгрома японцев и финнов.

Думали, тревожились и надеялись оба, Увей и Ану, и все, кто жил в Дарго и в этот день стоял у родника.

На прощание Увей подарил анну свои часы –знак мечты, верности и любви.

Увел ушел на войну.

Ану стала ждать свою мечту, свою надежду. свою веру.

Ану говорила Увейю в душе своей: «Меттах 1илла цомгуш йоцуш (От болезни не лежу в постели),

Ирахь лиэла могуш йоцуш (И не могу я ходить),

Хьо дуьххьара вевзичхьана ( С тех пор как встретила тебя),

Кхетта лазар д1а ца долу… (Болезнь не покидает меня)

Биэзам хала цамгар ма ю» (Любовь – сильная болезнь).

Сан малхан нур ма ду хьо (Ты же солнечный свет для меня),

Сан хаза 1уьйре ма ву хьо (Ты для меня яркое утро),

Сан хана суьйре ма ву хьо (Ты для меня радостный вечер),

Сан деган архь ма ву хьо (Ты для меня благовоние).

Соьга боху арчакхаш (Всякие проходимцы мне говорят),

Т1ам т1ахь хьо вийна (Что ты убит на войне).

Йо, дела, лардий ахьа сан къорни (О, Аллах, береги моего любимого)

Шийла мохехь. шийла дарцехь (Несмотря на холодный ветер и пронизывающую вьюгу),

Хьо ц1а варе сатийсуш ю со… (Я жду твоего возвращения домой)

Сан биэзамехь ву хьо (Ты в моей любви),

Сан сица ву хьо (Ты в моей душе),

Сан ц1ийца ву хьо (Ты в моей крови),

Со хьога хьожуш  ю (Я жду тебя).

 Хьох х1ун хила, сунна ца хаьъа (Что с тобой я не знаю),

Сан къорни, сан са хьийза (Любовь моя, грусть тоска меня разъедает),

Со дийна мел ю, хьо сунна вицлур вац (И пока жива  никогда не забуду тебя).

И часто, как будто наяву, Ану говорила:

 Сахуьлу сеиэда серла буьйлу (Ярко светит утренняя звезда),

И Чухчухьера делкъе йолу (А Малая Медведица задерживается до полудня),

Ойла елахь, сан хьомениг (Помни, мой дорогой)

Вайшиъ цхьана дехар ду хьуна (Мы будем вместе).

 Порою Ану тихо напевала:

Германа т1ом буолабелча (Как только началась германская война),

Курпалин тата хаза доьлча ( И послышались оружейные залпы),

Сан кийра ц1е мА юьйлу ( Я пламенем синим горю),

Хьо армехь волу дела (Из-за того, что ты в армии).

         Ану не получала вестей от любимого. Но она верила, что он жив.

         И вдруг наступил страшный день

 выселения – 23 февраля 1944 года.

         Дарьг1а (Дарго) 22 февраля, как и другие села,  окружили  войска  НКВД. А на следующий день очистили от всех жителей, за исключением, кто гостил или работал где-то. Именно они, оставшиеся, в течение тринадцати лет вели партизанскую войну с НКВД.

 И красавица Ану продолжала шепотом напевать:

Стигланаш т1е х1ундна ца йоьлху? (Почему не взрываются небеса?)

Дуьне буха х1унда ца дуьйлу? (Почему не проваливается земля?)

Шалон Сибрех йолаелчи, (Когда эшелон тронулся в путь,)

Х1унда ца духу маьлха Дуьне? ( Почему не взорвался солнечный мир?)

         Буран смерти сопровождал эшелоны в Сибирь. Но Ану берегла символ любви.

 И там ей говорили: «Увей погиб на войне, выходи замуж». Но девушка не верила им. Она дорожила образом любимого. Она ни с кем не ругалась. И все понимали ее. Ану очень уважали м юноши. и старики. Они знали:Ану из тех девушек, которые становятся верными женами для мужей и их родственников. таких в народе и сегодня называют «ЭМА» -ЖЕНЩИНА. У нас никогда не поощрялось двоеженство. И, если муж по определенным причинам приводил вторую жену, то ее называли «эмгар». Ану мечтала быть Эма для своего будущего мужа. И там, в ссылке, берегла она  знак надежды, знак веры и любви. А о нем не было никаких вестей. Отовсюду холодно и равнодушно сообщали: «Пропал без вести».

Вместе со своими родственниками почти тридцатилетняя Ану вернулась со своими родственниками в Дарго. Но замуж не выходила, так как она ждала его.

Ану стала очевидцем новой войны: расстрелы, убийства, похищения. Знаоа она многих, кто без вести пропал. Среди них были ее родственники. Зло творили наследники тех, кто 23 февраля 1944 года организовал кровавую дорогу в синюю даль.

Ану однажды (в этом тысячелетии), кажется в 2006 году, приехала в столицу Республики. И какой-то шофер, видимо очень спешивший по вызову, сбил Ану.

         Ану погибла. Родственники нашли в кармашке ее платья часы, подаренные Увейем, когда он уходил на войну. Часы тикали тихо-тихо, а потом остановились.

Жизнь свою Ану посвятила любимому, которого всегда ждала.

Народ, который имеет таких Эма, как Ану, не будет сломлен. Есть у нас еще и мужчины, и женщины.

Действительно, Ану из когорты нашей национальной элиты.

 

16 ноября 2013 г.