Неслучайная встреча Рубцова

Александр Жгутов
               




Неслучайная встреча Рубцова


Кто бы мог предположить,что  "случайная" встреча Рубцова 2 мая 1963 года в общежитии Литературного института в Москве с Грановской-Дербиной окажется совсем не случайной и будет иметь свое продолжение, а через несколько лет окажется роковой для обоих.

 Я не знаю было ли Дербиной ко времени их встречи написано стихотворение «Ревность», якобы посвященное её другу Александру Говорову,в котором она писала о себе:
«… Когда-нибудь в пылу азарта
Взовьюсь я ведьмой из трубы
и перепутаю все карты
Твоей блистательной судьбы».

 Но мне не известно и другое, было ли в 1963 году  у Рубцова  его стихотворение «Кружусь ли я», в котором есть такие строки:

«…Когда бесчинствуя повсюду,
Смерть разобьет мою судьбу,
Тогда я горсткой пепла буду,
Но дух мой… вылетит в трубу».

Не правда ли, что в этих стихах Дербиной и Рубцова  таился до поры какой-то мистический  смысл.

    В возрасте Иисуса Христа, в мае-июне 1969 года, Рубцов Н.М. получил однокомнатную квартиру № 66 в доме № 3 по улице Александра Яшина. Казалось бы, наконец-то он обрел условия для творчества. Но не всё так просто у поэтов.
В далеком от города Вологды Воронеже Грановская Людмила в витрине книжного магазина увидела сборник «Звезда полей», автором которого оказался её случайный московский знакомый Николай Рубцов.

 Могла ли Грановская в тот миг, взяв в руки этот сборник, подумать, что она круто  перевернет свою судьбу и  оборвёт нить жизни Рубцова.

23 июня 1969 года перепутаницу рубцовских мыслей о своей жене,о дочери,о том как ему дальше устраивать свою и их жизнь, неожиданно и бесцеремонно оборвал ЗВОНОК в квартиру поэта.


  Рубцов открыл дверь… и вошла Она с намерением выразить восторг  поэту.  Ещё не успело слететь с его губ «Здравствуй», а они  среди разбросанных  по полу рукописей, ошеломленные встречей, с яростным азартом начали «путать колоды карт" своих судеб.
 
    Рубцов, конечно же, всегда  ждал свою музу, но муза не могла найти его пристанище. Ведь адрес Рубцова много лет был «не дом и не улица», а весь Советский Союз.
   Во  многих стихах Рубцова  я встречал его несогласие с самим собой и пристальный взгляд в глубину своего осознания жизни и души, и... тревожное, "сторожкое", ожидание чего-то и кого-то.
   Может быть я и ошибаюсь, но  мне показалось, что, на этом  переломе жизненной судьбы Рубцова, известное стихотворение  Александра Блока «Предчувствую Тебя…» из цикла «Стихи о Прекрасной Даме» очень соответствовало состоянию Николая Михайловича:

«Предчувствую Тебя. Года проходят мимо —
Всё в облике одном предчувствую Тебя.
Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо,
И молча жду, — тоскуя и любя.
Весь горизонт в огне, и близко появленье,
Но страшно мне: изменишь облик Ты,
И дерзкое возбудишь подозренье,
Сменив в конце привычные черты…»

    Рубцову всегда нужна была единомышленница и вдохновительница, понимающая бег его творческой мысли, способная оценить и возвысить талант поэта.

   Вот он и «дождался»!
 

   Она, огненно- рыжая красавица с «косой», вошла в его квартиру и сразу заполнила собой всю его оставшуюся жизнь, «…с ума свела, разбила сердце…, покой взяла…».
 
Грановская-Дербина как ураган ворвалась в одиночество Рубцова.


 Своей неуемной энергетикой какого-то «языческого» поэтического
 дара, Дербина, как "ведьма" опоила и околдовала его,  попыталась завладеть им.
До неё Рубцов жил по своему внутреннему поэтическому  уставу  души и сердца, со своим норовом и не сахарным характером.

 Так и встретились они с Грановской Дербиной, не лёд и пламень,а как огонь и пламень, и сгорели в этом пожаре обе поэтические души.

   Ко  времени их  встречи в Вологде в 1969 году, Грановская-Дербина уже  рассталась со своим мужем Грановским, родила дочь, выпустила свой первый сборник стихов «Сиверко» и подготовила следующий. 
Она уже видела себя  восходящей звездой на поэтическом небосводе России 70-х годов.

   Рубцов,считая себя знаменитым,известным и долгожданным поэтом России, «распахнул свои шальные объятия» перед Дербиной и рьяно кинулся рецензировать её творчество.
 Ему льстило быть учителем поэтов.
Рецензируя сборник «Крушина, Рубцов писал: - «То,что стихи Людмилы Дербиной талантливы,вряд ли у кого может вызвать сомнение…»

В письме Л. Дербиной от 21 июля 1970 года Рубцов писал ей: - «Кстати, давай попробуем напечатать твои стихи в каком-нибудь московском журнале. Пора?.. Кроме того, Люда,не думай,что в Вологде тебе плохо будет…»

Не  знал Рубцов тогда,что Дербиной уже через полгода будет  очень плохо не только в Вологде,но и вообще на этом свете на всю её оставшуюся жизнь.