Малоизвестное произведение хрестоматийного поэта

Кузнецова Любовь Алексеевна
         
В стихотворении «ВалерИк» рассказывается об  одном из сражений на Кавказе, участником которого был М.Ю.Лермонтов

Война на Кавказе, как известно, описывалась многими литераторами. Но, по признанию Льва Николаевича Толстого, именно это стихотворение произвело на него необыкновенно сильное впечатление. Особенно поставленный поэтом вопрос, который  звучит так:

 «…И с грустью тайной и сердечной 
Я думал: жалкий человек,
Чего он хочет? Небо ясно,
Под небом много места всем,
Но беспрестанно и напрасно
Один враждует он.  Зачем?»   

Для того чтобы ответить на этот вопрос:  «Зачем?»  писатель Лев Толстой, много позже Лермонтова, но  тоже воевавший на Кавказе, написал книгу  «Война и мир». Большое произведение вышло  из этого вопроса.  И  для того, чтобы узнать, как ответил  на него Толстой, нужно прочесть  роман-эпопею.

Огромное влияние могут оказывать произведения  искусства  даже когда автора, их создателя,  уже нет на свете. Но если верно такое образное  выражение, что книга – это окно, через которое душа смотрит в мир, тогда все правильно!  Личность автора явлена миру через его произведения, она  волнует, заставляет задумываться,  и оказывает, таким образом, определенное воздействие.   Не только книги продолжают жить, но  и живопись, и  скульптура, и музыка, и кино, и все, в чем    нашла проявление душа талантливого человека.  Это называется бессмертием.

Искусство  находится в определенном духовном пространстве  и в нем происходит постоянное взаимодействие художественных тем и влияний. Например, тот же вопрос, который задавал Лермонтов, и на который пытался ответить многостраничным романом Толстой,  задает в своей поэме «Дом»  и выдающийся  современный  русский поэт  Юрий Кузнецов:
 
«Есть эта тайна у живых, но людям не понять;
Какая сила тянет их друг друга убивать?»

 Есть темы и вопросы вечные,  которые возникали во все времена, и во все времена  люди  пытались и будут пытаться  находить на них   свои   ответы.
      
Михаил Лермонтов был разносторонне одаренным человеком.  Кроме того, что он был гением в литературе, он был прекрасным офицером, храбрым и с хорошей физической подготовкой. Он играл на скрипке, занимался живописью, увлекался  математикой.

Однажды ему долго не давалась трудная задача. Утомившись,  он уснул, сидя за столом. И ему приснился человек, который подсказал правильное решение.  Во сне этот человек назвался предком Лермой. Облик его запомнился поэту, и он  углем на стене тотчас нарисовал лицо приснившегося.  Потом написал врезавшийся  в память образ маслом. 

Единственное из сохранившихся  письмо бабушки поэта  написано ею, когда Михаилу Лермонтову исполнился 21 год. Тогда появились в печати его стихотворения и родственники и знакомые с удовольствием их читали.  Письмо  бабушки содержит примечательные строки:   «Стихи твои, мой друг, я читала бесподобные, а всего лучше меня утешило, что тут нет нонышней модной неистовой любви». Действительно,  любовная лирика поэта отличается изысканным благородством выражения чувств.  В стихотворении «Валерик» -  та же простота благородства в признании, адресованном любимой женщине.

Есть основания утверждать, что это стихотворение обращено к Варваре Лопухиной.  К тому времени она была замужем, и ее ревнивый муж уничтожил все послания   Лермонтова, ни одно не сохранилось. Поэт был дружен с   братом  Варвары Лопухиной и ее старшей сестрой, его письма к ним, к счастью, сохранились.

Последнее письмо Лермонтова отправлено Елизавете Алексеевне Арсеньевой.  Послано оно из Пятигорска за 17 дней  до гибели поэта на дуэли.    В нем он пишет: «Прошу вас также, милая бабушка, купите мне полное собрание сочинений Жуковского последнего издания и пришлите также сюда тотчас. Я бы просил также полного Шекспира, по-английски, да не знаю, можно ли найти в Петербурге». 

Поэт читал  Вальтера Скотта, Байрона, Шекспира в подлиннике и очень любил  трагедию «Гамлет». В последние годы жизни он  сочинял стихи и на французском языке.
      
Лермонтов всегда внимательно следил за самыми последними событиями в русской и европейской поэзии.

Он был одним из первых, кто освоил такую сложную форму, как  октава - восьмистишная  строфа.  И написал этим размером  целую поэму, она называется  «Аул Бастунджи».
         
«Онегинской строфой» то есть той, которую изобрел  сам  Александр Сергеевич Пушкин, когда писал роман в стихах «Евгений Онегин»,   Лермонтов написал поэму «Тамбовская казначейша»,  и она  по жанру продолжает  традицию шутливых реалистических  поэм   Пушкина  «Граф Нулин» и  «Домик в Коломне».
         
Стихотворение  «Валерик» появилось менее чем за год до трагической гибели поэта на дуэли, когда автору  было двадцать шесть лет.   Оно написано в эпистолярном жанре, в форме письма армейского офицера светской даме. И начинается так же, как начинались в те времена  многие послания, со слов: «Я  к вам пишу».  Так начиналось, например, письмо Татьяны Лариной Евгению Онегину.

Конечно,  стихотворение Лермонтова - о войне, но, самое главное, это стихотворение - о любви. 


(Для того, чтобы весь текст не был удалён за превышение объёмов цитирования (есть такое запрещение в правилах), я не привожу здесь стихотворение «Валерик», которое знаю наизусть – оно на пяти страницах.  Каждый может его прочесть сам.  Оно стоит того!)
 
На рубеже веков  19 и 20 поэт-символист Валерий Брюсов написал «К портрету М.Ю.Лермонтова». Это стихотворение являет собою попытку объяснить, понять душу великого поэта.

Казался ты и сумрачным и властным,
Безумной вспышкой непреклонных сил;
Но ты мечтал об ангельски-прекрасном,
Ты демонски-мятежное любил!

Ты никогда не мог быть безучастным,
От гимнов ты к проклятиям спешил,
И в жизни верил всем мечтам напрасным:
Ответа ждал от женщин и могил!

Но не было ответа. И угрюмо
Ты затаил, о чем томилась дума,
И вышел к нам с усмешкой на устах.

И мы тебя, поэт, не разгадали,
Не поняли младенческой печали
В твоих как будто кованых стихах!        1900   
               
 
В конце 19 века Константин Бальмонт так написал о Лермонтове:

Нет, не за то тебя я полюбил,
Что ты поэт и полновластный гений,
Но за тоску, за этот странный пыл
Ни с кем не разделяемых мучений,
За то, что ты нечеловеком был.

О Лермонтов, презрением могучим
К бездушным людям, к мелким их страстям
Ты был подобен молниям  и тучам,
Бегущим по нетронутым путям,
Где только гром гремит псалмом певучим.

И вижу я, как ты в последний раз
Беседовал с ничтожными сердцами,
И жестким блеском этих темных глаз
Ты говорил: «Нет, я уже не с вами!»
Ты говорил: «Как душно мне средь вас!»


На поверке перед строем полка командир называет имя солдата.  «Пал смертью храбрых в боях за Родину», -  отвечает правофланговый.  Редко кто знает, что эта старинная традиция русской армии впервые началась в Тенгинском полку, в котором служил Лермонтов на Кавказе.
В минуту, когда произносятся знаменательные слова, у всех – от ветерана до новобранца – встает перед глазами образ человека, навечно внесенного в список части. Так  он остается жить; незримый, он находится  в строю.  Вместе с лучшими традициями русских воинов она перешла в Советские Вооруженные Силы, потом и в Российские. 
Вот что написал Ярослав Васильевич Смеляков о смысле этой традиции. Стихотворение так и называется  -  «На поверке».

Бывают дни без фейерверка,
Когда огромная страна
Осенним утром на поверке
Все называет имена.

Ей нужно собственные силы
Ума и духа посчитать.
Открылись двери и могилы,
Разъялась тьма, отверзлась гладь.

Притихла ложь, умолкла злоба,
Прилежно вытянулась спесь.
И Лермонтов встает из гроба
И отвечает громко: «Здесь!»

О, этот Лермонтов опальный,
Сын нашей собственной земли,
Чьи строки, как удар кинжальный,
Под сердце самое вошли!

Он, этот Лермонтов могучий,
Сосредоточась, добр и зол,
Как бы светящаяся туча
По небу русскому прошел.

В следующей передаче мы будем говорить о поэтах, погибших на фронтах Великой Отечественной войны.  Большинство из них не увидело при жизни ни одной  напечатанной строки, все они были очень молоды.   Конечно, они хотели быть услышанными, прочитанными. Нетрудно представить, какое сильное и яркое пополнение получила бы литература, если бы этим талантам довелось вернуться с войны.  Наша следующая тема «Имена на поверке». До новой встречи, уважаемые зрители. Всего вам доброго!



В ЭТОМ ГОДУ 3(15)ОКТЯБРЯ БУДЕТ ОТМЕЧАТЬСЯ ДВУХСОТЛЕТНИЙ ЮБИЛЕЙ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ВЕЛИКОГО РУССКОГО ПОЭТА  М.Ю.ЛЕРМОНТОВА

Авторская программа «От первого лица» начиналась с передачи о стихотворении "Валерик".   Звучало не только это стихотворение, иллюстрированное рисунками и картинами поэта, а также его портретами, -  было много иконографического материала, были  лирические стихи.  Передача здесь представлена в изменённом виде, так же, как и тема следующая – «Светлый облик русского солдата». 



Преподавателям литературы эта публикация, сокращённая и дополненная, может быть полезным  материалом к уроку  – так мне показалось. Школьники и студенты могут сделать фильм, если на текст наложить изображение, соответствующее смыслу, – материала в Интернете достаточно. Можно в кадре прочесть стихи. 

http://www.proza.ru/2019/09/04/797