Она переворачивала тысячи котлет

Михаил Самуилович Качан
НА СНИМКЕ: Женщины на работе в одном из лагерей ГУЛАГа


Женщины, которые сидели вместе с ней, окружили её вниманием и заботой. Вера Августовна всегда жила вне быта. И в этом отношении была совершенно беспомощна. Без поддержки женщин, живших с ней рядом, она бы не выжила. С их помощью Веру Августовну перевели работать на кухню.

Т.К. Гуськова рассказывает о работе на кухне так:.

"Товарищи по заключению жалели ее и старались как-то облегчить участь. Последние годы она работала на кухне, мыла и резала овощи, делила "пайки" заключенных. Ее уважали за честность и твердый характер".

Н.С. Пляцковская пишет:

"На ее долю позднее выпала подсобная работа на кухне. В тех условиях это было относительным везением, но сопряжено с многолетним вставанием задолго до рассвета. И после освобождения она в бытовом смысле ничему так не радовалась, как возможности утреннего сна".

Эмиль Фискинд, живший в Нижнем Тагиле рядом с Верой Августовной и знавший её, написал об этом периоде её жизни такие слова:

"Не знаю, какую работу заставляли Веру Августовну делать в лагере. Сама она никогда об этом не говорила, а спрашивать... Как можно об этом спрашивать! Зачем бередить кровоточащие раны! Да и какая разница, какие каторжные работы она выполняла. Важно, что все вынесла и снова могла жить и творить".

У Т.Д. Третьяковой осталось в памяти: "В лагере её руки знали только мороженую треску. Норма – 2 тысячи порций в день".

"Вера Августовна однажды рассказала, как она «переворачивала на кухне тысячи котлет", - сказала мне моя жена Любовь Николаевна Качан, когда я спросил её о том, какую работу Вера Августовна выполняла в лагере.

Продолжение следует: http://proza.ru/2014/01/09/300