Талантливый читатель
Habent sua fata libelli
Латинская пословица
Писатель и читатель – два составляющих литературного процесса, одно не существует без другого. Книги издаются и пишутся для чтения. Наивно было бы представлять литературу только как творческий процесс (или акт) создателя стихов и прозы. Творческим может (или всегда должно?) быть и прочтение книги. Книга живет, если есть вдумчивый, любящий литературу, ждущий новых произведений читатель.
Талантливый читатель овладел искусством медленного чтения (а отнюдь не скорочтения!). Каждое прочтение – это событие, это новое истолкование и читатель в ходе истолкования не пассивный участник процесса, ведь существуют разнообразные способы обратной связи читателя и писателя. У каждого поэта или писателя есть и мысленный образ «своего» читателя. Читая и истолковывая текст, любители литературы вносят в понимание особенности своего образования, воспитания, политических или религиозных взглядов, предыдущий читательский опыт, навыки интерпретации текста. Иной читатель имеет филологические приемы в своем арсенале: он знает биографию писателя, темы его творчества, знаком с историческими реалиями изображенной эпохи, способен определить жанр произведения с его особенностями, проанализировать художественную форму и язык, увидеть написанное автором сквозь призму культуры, выявить смысл текста, полемику с современниками или писателями прежних эпох. Для такого читателя книга – часть исторической эпохи, часть духовной жизни. Другой читатель хотел бы не применить свои знания, а получить их из книг, обогащая свой мир чувств, расширяя диапазон эмоций, получая разнообразные знания о людях и обнаруживая сходное со своим внутренним миром, ибо мы понимаем в книгах то, что знаем о себе, что нами испытано и нам близко. Понимание некоторых книг требует усилия, иногда значительного, непонимание может отталкивать при чтении. Кроме того, истолкование текста может меняться на протяжении жизни человека, даже если это один и тот же текст. Например, эпизоды в тексте книги, связанные с жестокосердием героев, совершенно по-разному истолковываются детьми-читателями, подростками, людьми зрелого возраста, которые стремятся интерпретировать жестокость как одно из проявлений реальной жизни, как необходимую альтернативу добра и причину воздаяния.
Каждая книга имеет не только свою судьбу, но и время своего прочтения, время своего читателя. В наше время много споров о массовой литературе. Эти книги потому и массовые, что их много издают и многие читают. Узнаваемость тем, приемы фэнтэзи, типичные герои без трудно истолковываемых поступков, для понимания которых требуется и самоистолкование читателя – все это обеспечивает успех у читателя. Книга покупается – читатель проголосовал кошельком. Но ведь круг чтения творит и нас самих. В этом смысле писателям легче: они, как правило, не читают друг друга.
Вместе с любовью к чтению есть у нас и любовь к книге. Новые носители информации отталкивают многих тем, что лишают обстановки чтения, такой дорогой и привычной: кресло, чашка кофе (чая), книга в руке, а не на экране. Мы полюбили все то, что вложило человечество в книгу как в полиграфическое искусство: качество или особенности бумаги, вдохновение иллюстраторов, красоту шрифта и обложки. Книги номерные, небольшого тиража, ручная работа ткани для обложки – да мало ли тонкостей для истинного любителя!
Воздадим же должное незаметному безымянному труду читателя, который, выключив телевизор и телефон внимательно, доброжелательно и вдумчиво читает чужие тексты.