Вы следователь. Труба

Владимир Сысолятин
Если где-нибудь, когда-нибудь, что-нибудь может случиться,
то обязательно где-нибудь, когда-нибудь, что-нибудь да и случается!

Жизненная реальность!

Валентина вот уже третий день была вне себя! «Какая же он сволочь! — как заклинание постоянно твердила она. — Опять с этой стервой Лариской развлекается!? Как будто и семьи для него нет!? Надо же четвёртый день глаза не кажет! Какая же он сволочь!?» Всё у неё валилось из рук. «Завтра родители приезжают, а у нас такое... Как назло тесто не поднимается, и ещё это? Ненавижу, ненавижу! Всех ненавижу! — воскликнула она и зажав рот рукой выскочила из комнаты, еле успев забежать за дом! Нет! Всё, избавлюсь, хватит с меня!»

«Мама, мама!?» — маленькая Варя дёргала маму за подол.
 — Чего тебе!? — зло обернулась Валентина. — Отстаньте вы все от меня!
 — Ну мама, там в тлубе кто-то стуцыт!?
 — Отстань, тебе говорят от меня, иди гуляй! — В очередной раз выскочила из дома, толкнув Варю. Варя не устояв на ногах, кубарем скатилась с крыльца ударившись головой, и разревелась. Старший брат Вася помог ей подняться на ноги и потащил со двора, испуганно оглядываясь на маму, возвращающуюся домой с распущенными волосами!

Участковый Ерофеич первый день как в отпуске, с авоськой возвращался из деревенского магазина. Таиса приболела, так что теперь он был за хозяйку... На соседней скамейке сидели ребята: брат и сестра. Вася успокаивал ревущую Варю, оглядываясь на свой дом! «Ну, что у вас стряслось? — добродушно спросил Ерофеич. — Опять с деревом не разошлись или со столбом?. Ну-ка, признавайтесь».
 — Мама её столкнула с крыльца!
 — Во как!? — удивился Ерофеич. — А, что так?
 — Мы с ней гуляли вон там у леса, а там в трубе кто-то стучит!? Варя сказала маме, а она на неё закричала и толкнула! Ерофеич посмотрел туда, куда показывал Вася:
 — А! Так там рабочие тянут газопровод, они и стучат! А папка-то на работе наверное?
 — Нету его! — мрачно ответил Вася. «Он в голод уехал, на мацикле!» — добавила, успокоившись Варя.
 — И до сих пор нет! — сказал Вася. — Уже три дня!
 — А зачем уехал? — по милицейской привычке начал расспрашивать Ерофеич.
 — Не знаю? — угрюмо ответил Вася. — Мама наверное знает?

«Что-то здесь не так!?» — подумал про себя Ерофеич, входя во двор Соломатиных. «Есть кто дома?» — постучав, спросил Ерофеич. Валентина выглянула в раскрытое окно: «Заходи дядя Фёдор, — пригласила его в дом. — Чего пришёл? Что-то случилось, или так просто? Хотя ты просто так не заходишь!»
 — Ничего себе?! — вдруг воскликнула она. — А ты чего это, как босяк? Где же твоя форма!? Или ты уже всё!?
 — Чего всё?
 — Всё, значит не милиционер!?
 — В отпуске я! И кончай зубоскалить, я к тебе по делу пришёл!
 — На бутылку не хватает?
 — Ну, хватит! — вспылил Ерофеич. — Где Генка, мужик твой!
 — Где-где? У Лариски, как обычно, где же ему ещё быть!?
 — У какой ещё Лариски? Фамилия?
 — У секретутки леспромхозовской! Ихнева начальника секретутка! Генка, он ведь кобель, как до свадьбы с ней... так и до сих пор, сволочь! В пятницу как уехал и до сих пор глаз не кажет! «Я же ему...» — начала было Валентина и вдруг зажав рот рукой выбежала из дома!
 — Ты, чего это? — насторожился Ерофеич. — Траванулась, что ли?
 — Чего-чего? Того! Токсикоз называется! Чего?.. Беременная я вот чего! Ты как маленький! Или уже как маленький...
 — Ну ладно, будет тебе... Говоришь в пятницу? А сегодня понедельник!? Да! Ну дела, однако! Ну-ка садись пиши заявление!
 — Како ещё, заявление? Ты, чё с печки брякнулся или чё!? Это ты про Генку, что ли? Ха! Пусть его Лариска пишет, а я его видеть больше не хочу, кобеля!
 — Ты поутихни! Зачем он в райцентр поехал?
 — Зачем-зачем? В сберкассу за деньгами, — машину решил купить! Чтобы к Лариске с ветерком подкатывать!

Ерофеич уселся на свой «Урал» и хотел было дать газу, но передумал. «Надо бы форму одеть, — подумал он. — Форма, она ведь на людей сильнее действует, чем мои деревенские штаны...»

«Здравствуй Лариса!» — входя в контору поздоровался Ерофеич.
 — У меня обед! — вертясь перед зеркалом, начальственным тоном ответила Лариска.
 — Обед может подождать!
 — Чего!? — Лариска недовольно повернулась и увидела Ерофеича. — Опа! К нам мент поганый пожаловал!
 — Ты не умничай! Подь-ка сюда! — Он отвёл Лариску в сторону и вполголоса спросил. — Ты когда Генку последний раз видела!?
 — Какого ещё Генку, первый раз про такого слышу!
 — Лариска, я тебя пока по-хорошему спрашиваю! Ну, так когда?
 — Ну в пятницу, в эту заезжал, минут на двадцать и уехал!
 — А на чём он приезжал, на мотоцикле?
 — Кажется? Он же в контору вошёл и вышел! Да, кажется мотоцикл был, я в окно выглянула, на прощание!? А, что случилось!? Что-то натворил опять?
 — Пока не знаю! С пятницы его нигде нет!
 — А дома!?
 — Вот дома-то и нет! Ты Лариска ничего не скрываешь? Точно ничего? Дело серьёзное, — человек пропал! Скажи, а он ничего не говорил, ну куда поедет или ещё о чём-нибудь?
 — Говорил, что торопится, какое-то дело важное! Мол тебе сюрприз! И всё! Взял и уехал! Больше я его не видела и ничего не знаю!

Ерофеич «влетел» в райотдел, насколько возраст позволил ему влететь!? «Вот как хорошо Валера, что я тебя встретил!» — приветствовал следователя Ерофеич.
 — Чувствую, что у тебя что-то случилось раз без приглашения, да ещё и в отпуске!? Ну, рассказывай дядя Фёдор, что там у тебя?
 — А, какой там отпуск!? И дня не побыл! Если бы на юг, да к морю... Беда Валера у нас, — человек пропал! Вот! — он достал из полевой сумки лист бумаги. — Это заявление Соломатиной Валентины Георгиевны, о пропаже её мужа Соломатина Генадия Николаевича.
 — И давно пропал?
 — С утра пятницы! Этой пятницы! С Лариской, его любовницей я уже разговаривал, — она его только в пятницу видела и то полчаса! После этого его след пропал, ни его ни мотоцикла! Он должен был на чёрном мотоцикле с коляской приехать. Да, и самое главное, приезжал он в сберкассу за большими деньгами! Я узнал, всё точно, — в кассе подтвердили, деньги он получил! Ты чуешь чем дело пахнет?!
 — Чую-чую!

Минут через двадцать: Валера следователь, кинолог с собакой, судмедэксперт и милиционер, так на всякий случай ехали в милицейском газике, вслед за Ерофеичем. Деревенский сход по просьбе милиции уже собрался и Валера прямо с ходу обратился к деревенским, своим землякам. «Товарищи! — обратился он к сельчанам.  — Пропал житель деревни Генадий Соломатин. С утра прошлой пятницы и по сей день, то есть понедельник, его никто не видел! По нашим данным он должен был возвратиться домой в пятницу с большой суммой денег! Как я уже сказал, он пропал без вести! Если кто-нибудь, что-то знает или есть какие-то сведения о данном факте, того прошу остаться! Остальные могут быть свободны с единственной моей просьбой, сообщать участковому или мне о любой информации касающейся пропажи Соломатина!»

Все стали расходиться, обсуждая последние новости. Остались только два человека: бабушка Антонина и местный «алкаш», любитель выпить, пастух Архипыч. Бабушка ничего нового не сказала: «Да, она видела как Генка уезжал в сторону райцентра на мотоцикле с коляской...» Архипыч же долго крутил вокруг да около, пока не родил! «Я не знаю конечно... — начал он. — Ну в общем, Генку я часто видел с рабочими газопроводчиками, вон с теми» — показал он рукой на лесок по направлению к райцентру.
 — А, что он там делал? — спросил следователь.
 — Чё-чё!? Выпивали вместе, вот чё!

Картина увиденная приехавшими была впечатляющей! На площадке никого не было, техника молчала. Краны стояли так как их бросили хозяева, с поднятыми стрелами и раскачивающимися тросами. Вагончик стоял поодаль, в конец трубы, лежащей на земле отвалом упирался большой бульдозер. Кругом было ни души... По-видимому всю бригаду опять сняли и бросили на очередной прорыв! «Пойдём-ка сходим в вагончик, — предложил Валера. — Не может быть, чтобы всё это было брошено без присмотра!» В вагончике было ещё интереснее! Там стоял терпкий запах, нет не спирта или перегара, а запах помойки, протухшей напрочь! На полу валялись два трупа, что называется пьяных в усмерть! Нет, пульс у них прощупывался и это всё, что связывало их с живым миром! «Светлана, — обратился Валера к судмедэксперту, — нельзя ли их как-нибудь реанимировать? Может они будут единственными свидетелями?»
 — Я попробую, но гарантии никакой! Чтобы привести их в чувство надо время и всякие мероприятия! «Витя! — обратился Валера к районному милиционеру, — пойди-ка ты со Светой, мало ли что может там случиться?!»

«Валера, — позвал следователя Ерофеич, — пойдём-ка я тебе что-то покажу! Смотри, вот это точно следы мотоцикла, причём с коляской! Но вот только они разные! Вот след с коляской идёт сюда со стороны райцентра, а вот отсюда, — но уже без коляски! Куда коляска делась!? А?»
 — Дядя Фёдор, а почему ты решили, что этот след сюда, а этот отсюда?
 — Почва здесь неровная поэтому мотоцикл шёл рывками, колёса местами проворачивались, выбрасывая грунт назад от направления движения!
 — Да! Как всё просто!
 — Ну, что зови кинолога, или сами будем на брюхе ползать? «Дима? — позвал кинолога Валера. — Дима, Почекаев? Давай сюда, с Вулканом вместе!» Вулкан недолго соображал и сразу же потянул всех в сторону ближайшего леса. В кустах метрах в двадцати от опушки валялась коляска!
 — Ну, что дядя Фёдор, вроде бы всё ясно!? Так кто же уехал на мотоцикле без коляски? Соломатин? Зачем и куда!? Зачем от коляски избавился!?
 — Чует моё сердце, — в раздумье сказал Ерофеич, — надо нам труп искать! Не иначе!? Эти придурки могли бы что-то прояснить, только вот когда они очухаются!? Ладно, не будем их ждать, надо действовать! Валера ты здесь ещё походи, может что-нибудь ещё найдёшь интересное, — я сейчас! Ерофеич завёл свой мотоцикл и погнал в сторону деревни... Минут через десять вернулся.
 — Вот! — и Ерофеич подал Валере старый, стоптанный сапог. — Это Соломатина рабочая обувь, — подключай Вулкана! Вулкан долго кружил по площадке пытаясь взять след, но видно терял его и вновь возвращался. «Неужели его увезли!? — рассуждал Валера, — Или это он сам уехал!? Но зачем?» Вулкан тем временем описывая всякие, немыслимые зигзаги всё ближе и ближе приближался к трубе... Подойдя к бульдозеру он нюхал землю то с одной стороны, то с другой! И наконец сунув нос прямо к трубе начал лаять, пытался разгрести землю под большим отвалом бульдозера! «Ну, вот тебе и труп!» — сказал обрадованно Валера! «Нет! — возразил Дима. — Нет, на труп он так не реагирует! Там кто-то живой!» «Ещё не лучше!? — разочаровано прокомментировал Валера. — Прямо боевик какой-то вырисовывается!?»

«Сергей? Еськин? — позвал Валера шофёра. — Иди сюда. Ты как с тракторами знаком или...»
 — Ну , у нас в деревне все мужики с тракторов начинали.
 — Ну тогда действуй! Заводи эту дуру и попробуй конец трубы от земли очистить, сколько сможешь!? Минут через пять пускач огласил всё окрест своими ужасными выстрелами! Трактор чихнул раз, другой и легко завёлся! Вдруг со стороны вагончика донесся отборный мат: «Ты, чё козел? Пошёл на ... от трактора!» Все оглянулись: Витя милиционер удерживал труп! Но тот отчаянно вырывался и под конец свалился с лесенки на землю и затих! «Никак Свете удалось этих балбесов в чувства привести!?» — обрадовался было Валера. «Не совсем!» — пробурчал Ерофеич. Сергей осторожно стал сдвигать землю в сторону, но никаких трупов так и не нашлось!? Наконец вход в трубу был очищен, Валера посветил внутрь, но и там тоже ничего не было: «Чего же тогда Вулкан так рвался? Неужто он обознался, странно?» «Дима, иди-ка сюда, что-то здесь не так!?» — растерянно сказал Валера. Дима подвёл своего друга, — Вулкан залаял и стал рваться к трубе! Ерофеич подошёл поближе и чиркнув спичку поднёс её к краю трубы, — пламя отклонилось! «Сквозняк, — сказал Ерофеич, — прямо из трубы несёт! Вулкан, что-то чует, я верю в него!» «Я тоже, и это он неспроста! — согласился Дима. — Там кто-то есть!» Все стояли и молчали. Первым нарушил тишину Дима: «А, что может пустим туда Вулкана!? Для него ведь труба, что проспект!»
 — Риск есть Дима, что там может быть!? Неизвестно?
 — Вулкан умная собака, не какая-нибудь дворняжка! Я бы рискнул!

Валера молчал и никак не мог решиться... «Ладно! — наконец сказал он, — ты Дима у нас кинолог. Ты лучше всех знаешь своего друга, тебе решать!» Вулкан рванул в трубу и исчез в темноте! Дима вслушивался и вслушивался, но в темноте была одна лишь тишина! И вдруг где-то далеко-далеко, слабо-слабо, чуть слышно послышался лай! «Это Вулкан!» — обрадованно сказал Дима. Потом как-то виновато посмотрел на всех: «Он нашёл его! Он далеко отсюда! Но вот кого?» Все сгрудились вокруг трубы и наступило томительное ожидание... Что-то там происходит!? Вдруг Дима оживился: «Бежит-бежит! Обратно бежит, я зелёный блеск его глаз видел! И ещё через минуты, Вулкан целый и невредимый, щурясь от света, выскочил из трубы! «Вулканчик! — обрадовался Дима. — Живой! Какой ты молодец и обнял друга. «Ой! — вдруг воскликнул Дима. — Что это? Кровь!?» Он осмотрел собаку, но никаких ран не обнаружил! «Значит это кровь того, кого он там обнаружил, — вставил своё слово Ерофеич. — Он ранен!» «Смотрите! — воскликнул кто-то. — На ошейнике, что то привязано?!» И правда, на ошейнике был как бы одет какой-то ремешок? Валера наклонился: «Это часы! Он дал нам знать! Он живой! Он пристегнул их к ошейнику». Дима осторожно расстегнул ремешок и все увидели обычные ручные часы-ходики. Стекло было сильно повреждено в трещинах и царапинах! Дима повернул часы обратной стороной, — на крышке было выгравировано: «На память Соломатову Генадию от друзей! ДМБ — 19.. год!».

«Ё... твою мать! — громко, не стесняясь вдруг вскричал Ерофеич. — Какой же я дурак! Какой дурак! Ведь я ещё утром знал об этом! Ведь его дети мне говорили, что в трубе кто-то стучит... Всё! Я знаю что делать! Какой же я дурак!» Ерофеич завёл свой «Урал» и покатил в сторону деревни. Все переглянулись и непонимающе посмотрели ему вслед. «Всё нормально, — нарушил молчание Валера, — теперь он командует парадом! Я же его с детства знаю!»

Все остались в томительном ожидании... Наконец послышался шум мотоцикла и вскоре показался сам Ерофеич, а в коляске Вася и Варя Соломатины. Ребята подошли к трубе и с испугом посмотрели внутрь. «Он, что там?» — спросил Вася. «Да! — подтвердил Ерофеич. — Сейчас спасать его будем с помощью вас. Вы же покажете то место где вы слышали стук в трубе?»
 — Покажем! Только это далеко вон там за рекой! Надо через мост переехать! Ерофеич принёс две сумки. В одной были: две котлеты, краюха хлеба и три бутылки воды. А в другой: молоток, фонарик, листы толстой бумаги два карандаша, заточенные с двух сторон. На одном листе было послание с инструкцией... «Я позвонил в райотдел, объяснил ситуацию! — раскрыл всем свой план Ерофеич. — Сюда едет машина с врачом, слесарем, электроинструментами и электрогенератором. Сейчас Вулкан на себе отнесёт эти сумки, я думаю это ему по силам. Дождёмся ответа и как только подъедет машина, двинемся на ту сторону!» Вскоре нарисовался Вулкан с пустыми сумками и запиской: «Спасибо вам, мои дорогие! Я всё понял! Буду действовать по инструкции!»

«Ну и где же вы ребята слышали стук? — приступил к операции Ерофеич. — Давайте, показывайте». Ребята начали спорить, Варя показывала на одно место, а Вася на другое! «Тихо вы!  — вдруг крикнул Валера. — Всем тишина!» Все замерли! Вдруг со стороны кустов послышался глухой неясный стук! Все оцепенели! «Он услышал нас!» — почему-то шёпотом сказал Валера. Все не сговариваясь бросились в ту сторону, откуда доносился звук. Ерофеич двигался по направлению к лесу и периодически стучал большим молотком по трубе. Оттуда всё явственнее доносился ответный, приглушённый стук. Наконец точное место нахождения пленника было определено, можно было приступать к спасению! Ерофеич отмерил рулеткой три метра влево и скомандовал слесарю: «Давай! Вот здесь сверли!» Заработал генератор, зажужжала большая дрель. Одно отверстие левее в полуметре другое. Генератор заглушили, Ерофеич припал ртом к одному отверстию, Валера стал слушать через лругое! «Ты видишь свет в отверстиях? — спросил Ерофеич«.
 — Да! — наконец-то услышал Валера приглушённый голос того...
 — Далеко от тебя?
 — Метра три!
 — Всё нормально! А теперь отвернись от этого места, прикрой лицо, мы сейчас будем пилить трубу! Отступив ещё левее на метр, Ерофеич скомандовал: «Вот здесь!» Опять заработал генератор, взвизгнула „Болгарка“ и врезалась в трубу! Через полчаса всё было кончено! Из трубы было выпилено метровое кольцо. Монтировкой слегка сдвинули его и подцепив трос к грузовику, осторожно начали тянуть. Ещё мгновение, потом ещё и на свет божий появился Генадий Соломатов. На него было страшно смотреть! Одежда была порвана, локти и колени в крови... Его подхватили под руки и понесли к машине! «В больницу его! — сказал врач. — Посмотрим, подлечим... »

На следующее утро Валера заглянул в больницу к Соломатову: «Ну как ты?»
 — Ничего! До свадьбы, как говорится... — Гена лежал весь перебинтоанный! — Самое главное накормили и напоили! Мне сказали, что я там был три дня, это правда?
 — Да! Почти четыре! Ещё немного и ты погиб бы от обезвоживания! Ведь не постучи ты по трубе, — всё кранты! И никто не узнал бы, где могилка твоя! Ты знаешь, что тебя твои дети спасли!?
 — Как? — привстал на кровати Гена.
 — Лежи-лежи! Они бегали по трубе и услышали как ты там стучишь!
 — А! Значит это я их слышал!? Надо же!?
 — Ну ладно, подлечишься, — всё от них сам узнаешь. А теперь к делу. Как у тебя с головой, что врачи говорят?
 — Не знаю? — пожал плечами Гена. — Они ещё не успели ничего сказать! А так-то нормально всё, вроде бы соображаю!?
 — Ладно я с врачами сам поговорю, а ты отдыхай, поправляйся и потихоньку всё вспоминай, хорошо?
 — Да, я и так всё помню!
 — Ладно, давай приходи в себя. Сегодня твои приедут навестить! Готовься!

«Как себя чувствуешь?» — спросил Валера Генадия, навестив его дня через четыре.
 — Уже хорошо! Раны постепенно заживает, да и голове получше.
 — Ну тогда давай, рассказывай как ты дошёл до такой жизни!?
 — А, что рассказывать? Ехал по дороге домой. Мужик какой-то стоит голосует, типа подвези до газовиков. Ну он вроде какой-то их бугор!? Ну я и подвёз его. А, так как я у них бываю на предмет выпить-закусить, то я и пошёл с ним проведать своих, ну собутыльников значит. Когда зашли в вагончик, двое из них, что называется лыка не вязали, а один вообще валялся в какой-то луже! Этот, как бы бугор, начал на них ругаться, но они были никакие! Потом и говорит мне: «Помоги мне этого х.. поднять». Ну, того что валялся на полу. Я и наклонился, чтобы взять его за ноги, и всё!
 — Что всё?
 — Это всё! Последнее, что я помню! Открываю я значит глаза и страшная боль в голове! Смотрю, — темень, хоть глаз выколи и никак не могу понять, что со мной и где я!? Хотел встать, да как треснусь башкой и упал от неожиданности! Туда-сюда, — одни стены и мороз по коже прошёлся, — я в гробу! Чуть не рехнулся! Потом успокоился, начал понемногу соображать и понял, где я и не по своей воле похоже! Почувствовал ветер дующий в трубе. И что мне стукнуло, решил что там открытая труба и полез на четвереньках... Сколько полз не знаю, труба всё не кончалась. Ложился, отдыхал и опять полз... Потом стало прохладно, наверное по дну реки труба шла? По голоду и жажде понял, что не один день ползу однако! Постепенно холод сменился на тепло и даже стало жарко! «Наверное там день и солнце светит!?» — подумал я, а труба всё не кончается и силы уже были на исходе! Больше всего хотелось пить! Я всё чаще останавливался... И вдруг я услышал как по верху кто-то ходит или бегает? Я из всех сил стал стучать по трубе рукой, потом догадался снял туфли и начал колотить каблуками! Наверху шаги затихли и я услышал приглушённые голоса, не то женские, не то детские, которые вскоре затихли! Я замер и долго-долго вслушивался, но так никто не появился! Потом я наверное уснул? Проснулся от громкого лая, вскочил забыв где я, больно ударившись головой! Собака!? Откуда она здесь!? Она ластилась ко мне и опять лаяла! И тут до меня стало доходить, — ведь это меня ищут! Я обнимал собаку не видя её и радовался как ребёнок! Как же дать знать туда, наверх... И тут я обнимая её рукой нечаянно нащупал ошейник. Чтобы такое привязать, дать знак, чтобы поняли, что я здесь! И как это мне вдруг стукнуло, — на ошейник пристегнуть часы... Ну, а дальше...
 — Понятно! Я вот тут принёс тебе кое-что, вот посмотри нет ли среди этих, твоего попутчика? Гена посмотрел на веер фотографий, потом ещё раз, — вот этот, — точно!
 — Так вот этот твой попутчик, — сбежавший на днях из колонии рецидивист! Ему нужен был твой мотоцикл, поэтому он тебя и вырубил, затащил и бульдозером перекрыл вход в трубу! Ты по-видимому очнулся ночью и не увидел щелей, между трубой и отвалом бульдозера, — сквозняк сбил тебя с толку и ты все эти дни полз в неизвестность! Другой конец трубы находится в нескольких километрах отсюда и не факт, что тебя хватило бы настолько...

«Ну, что подведём итоги, — вставая сказал Валера. — Этого „друга“ ищут и наверняка найдут! Мотоцикл твой обнаружен брошенным в соседней области и сейчас находится у нас во дворе, в милиции, потом заберёшь. Коляска у тебя дома, он же её отвинтил, чтобы не мешала и в лесу бросил! А вот денежки твои стало быть пропали!
 — Вот и нет! Я их завернул в майку и привязал к себе! Вот они! И Гена полез в тумбочку! Валера от души рассмеялся!..
 — Ну давай, выздоравливай! — и протянул на прощание руку. — Экстремал хренов!