Старуха

Владимир Сысолятин
 — Скажи, мне, кудесник,
Любимец богов,
Что станется в жизни со мною?..

                А. С. Пушкин. Песнь о вещем Олеге.

   Не успел Сергиенко войти в кабинет как секретарша Лена испуганно сообщила: «Сегодня у Главного совещание, в 10-00! Явка всем начальникам отделов!» «Опять, — двадцать пять!?  — недовольно буркнул Сергиенко, — одно и тоже!» Повестка дня была краткой:«Что мужики будем делать!?» Закончилось совещание в два часа длинной формулировкой: «Если не выкрутимся, — всем кранты! Все начальники отделов направляются в бывшие республики на предприятия партнёры! Или мы по-прежнему все вместе и сообща, либо всем крышка! С пустыми руками не возвращаться!»

   До отправления поезда оставалось минут двадцать. Сергиенко прохаживался вдоль состава в ожидании посадки. Билет ему достался в первый купейный вагон и прохаживаясь он уже проигрывал всю свою командировку... Неожиданно он услышал: «Милок, у тебя какое место? Случайно не нижняя полка?» Рядом стояла слегка сгорбившись и облокотившаяся на кривую палку старуха. Сергиенко растерянно посмотрел на старуху, и пожал плечами: «Не знаю бабушка, может и нижняя!?»
 — Нижняя — нижняя, я знаю! — как-то уверенно сказала старуха. — Милок не поменяешься ли ты со мной билетом? А то у меня верхняя полка, мне ведь старой на неё никак не забраться!
 — Ну, ладно! — неуверенно ответил Сергиенко, — давайте ваш билет, а вам мой, — шестое купе. Тут объявили посадку и Сергиенко направился к стоявшей у вагона проводнице, показывая старухин билет. «Молодой человек, — обратилась к нему проводница, — так у вас же билет в последний вагон, тринадцатый!»
 — Да!? — удивился Сергиенко. — Я поменялся со старухой. Оказывается мой вагон теперь тринадцатый, несчастливый!
 — Может быть!? — улыбнулась проводница, — а может и нет? Сергиенко повернулся чтобы идти в конец поезда, машинально ища глазами старуху, но её и след простыл! «Странно!? — подумал про себя Сергиенко,  — больно старуха подозрительная!?» И вдруг его охватило какое-то тревожное предчувствие...

   В купе находился мужчина „в годах“, уже приготовляющийся ко сну.
 — Здравствуйте! — поздоровался Сергиенко.
 — Добрый вечер! — обернувшись, ответил мужчина. — Далеко едем?
 — До конца!
 — В Минск значит!? А я вот дальше в Брестскую область. Пружаны, не слышали про такое?
 — Нет, к сожалению! Я только Барановичи знаю, там в деревне наши какие-то дальние родственники по линии жены. Если честно там ни разу не был! Жена была, — я нет.
 — А я вот решил к родичам съездить, лет тридцать не виделись, наверное не узнать будет никого!? А, что мне теперь, я же на пенсии, катайся по стране пока не надоест!?
 — Ну, да! Вот если конечно деньги будут? А то ведь теперь время такое! Сегодня есть, — завтра нет!
 — Это точно! И кому понадобилось разводить весь этот бардак!? Жили бы, да жили по-человечески, так нет же!
 — Это государственная тайна! — шёпотом сказал Сергиенко. — Я вот тоже еду, в командировку не от хорошей жизни!
 — Ну, так что, время ужина настала!? Вы как?
 — Да можно! Только я на ресторан рассчитываю, с собой-то ничего не взял!
 — Да, ладно уж, садитесь! Я угощаю, жена на трое суток продуктов мне припасла, хватит на двоих! Садитесь!
 — Спасибо! За ужином покалякали о том, о сём. Незаметно наступила ночь, в вагоне включили свет. «А вы не знаете когда мы в Минске будем?» — спросил Сергиенко.
 — Часам к десяти! Если задержки по дороге не будет?
 — Это хорошо! Не рано и не поздно, — в самый раз!
 — А мне-то ещё на перекладных добираться! Думаю, что к вечеру успею!?
 — Ну, что будем укладываться спать?
 — Ну, давай! Спокойной ночи!
 — Спокойной ночи!

   Чуть-чуть забрезжил рассвет, когда проводница Ирина решила сходить к своей подруге, работавшей тоже проводником, в этом же поезде. «До следующей станции, пути около получаса, — подумала Ирина, — пойду проведаю, а то потом в Минске бега начнутся, по магазинам прошвырнуться надо бы!?»
 — Ты чего это Ирка спозаранку? — спросила подруга. — Садись чай пить.
 — Давай! Я вообще-то к тебе, — сахар как оказалось у меня закончился, — пришла вот занять! Сейчас пассажиры попросыпаются, а у меня и к чаю ничего нет! А у тебя-то есть что-нибудь!?
 — Садись, — не обижу! В Греции всё есть!
 — Ну, ладно, я вообще-то на минутку!
 — А ты чего какая-то кислая, что-то случилось, заболела что ли?
 — Да, нет! Какое-то непонятное, тревожное состояние!?
 — Может что-то дома!?
 — Не знаю? Думаю ежели что, уже бы сообщили! Сама не знаю что-то как-то не по себе!?

   Сергиенко „проснулся“ от того, что полка на которой он лежал, начала сильно раскачиваться. Он с трудом открыл глаза, но вместо вагонного потолка увидел синее, в редких облаках небо! «Не понял!? — сказал он про себя. — Что за хрень?» и попытался встать. Опустив глаза вниз он увидел перед собой спину какого-то мужика в какой-то непонятной форме и как оказалось несущего носилки на которых находился он, Сергиенко! «Что это!?» — изумился Сергиенко и оглянулся по сторонам. Его несли куда-то!? «Толян? — вдруг он услышал сзади, — гляди наш жмурик-то ожил, — живой оказался!» Носильщики остановились и поставили носилки на землю. «Хорош тебе сидеть! — сказал тот, что был сзади, — давай вставай, не то в рефрижератор, к покойникам снесём!» Сергиенко ничего не понимая вскочил и взвыл от боли в коленном суставе. «Что случилось!? — в страхе спросил он у носильщиков. — Куда вы меня тащили и зачем? Что случилось!?»
 — Что-что!? — Крушение! Два поезда столкнулись! Вон посмотри, ваш и ещё какой-то товарняк!? Ваши первые два вагона всмятку, — следующие пять под откос! Твой вот как-то удержался на рельсах!? Вон посмотри что там впереди творится, — просто ужас!?. Ну, а ты если можешь идти, вон там врачи помощь оказывают, к ним обратись, а нам некогда, нам трупы собирать нужно!
 — Хорошо! Я попробую!? — неуверенно сказал Сергиенко.

   Cергиенко прихрамывая и держась за голову осмотрелся вокруг. На соседнем пути стоял пассажирский состав в него заносили раненых. Кто-то сам смог добраться до вагонов, кого-то вели под руки. На пригорке лежали прикрытые какими-то простынями погибшие, рядом стояли четыре „скорых“... Сергиенко глянул на груду искорёженного металла, всё что осталось от первых двух вагонов и ему стало нехорошо! Я ведь должен был ехать в первом вагоне... «Бедная старуха, что от неё осталось!?» — подумал он. Надо пойти узнать как нам-то быть, что мы так и будем здесь торчать!? Сергиенко прихрамывая пошёл к месту столкновения составов. «Подождите пока, сейчас не до вас! — раздражённо ответил какой-то дядька в железнодорожной форме. — Разберёмся с ранеными и до вас дойдёт дело, потерпите!» Сергиенко отошёл от состава и присел на пригорке ожидая своей участи. Постепенно вся эта кутерьма начала утихать...

   «Ё-моё! — спохватился Сергиенко, — чего я сижу, у меня же в вагоне осталось всё: и одежда, и документы, и документация!» Он вскочил и прихрамывая, заковылял обратно в свой вагон.
 — Глянь на него, — обрадованно воскликнула с забинтованной головой проводница тринадцатого вагона, — покойничек-то ожил! Чего вернулся!? Дальше поезд не пойдёт!
 — Мне надо вещи свои забрать и вообще куда мы теперь!? Я ведь в командировке.
 — Радуйся, что жив остался! В командировке он!?. Сергиенко собрал свои вещи и случайно увидел себя в зеркало. «Вот чёрт! — выругался он. Вся рубаха была в крови! — Да, теперь похоже не отстираешь, придётся свежую одеть!» Он уже открыл было дверь чтобы выйти, как увидел одежду своего соседа по купе. «А где же он? — подумал Сергиенко. — Может тоже как и меня, в морг!?» Узнав у проводницы, что соседа унесли со сломанной ногой в вагон санитарного поезда, Сергиенко вернулся и забрал одежду и вещи соседа. В кармане были документы на имя Карпова Петра Степановича, проживающего в Приморске, Ленинградской области, по адресу:.... «Надо его найти, — решил он, — а то ведь в суматохе всё пропадёт, да сам он как будет без документов!?»

   Сергиенко по очереди начал обходить вагоны санитарного поезда выкрикивая громко на весь вагон: «Карпов Пётр Степанович...» Только в четвёртом или пятом вагоне, сосед отозвался!
 — Какой ты молодец! — обрадовался пенсионер, — а то ведь и послать-то за вещами было некого!? Я тут на всякий случай записку написал с адресами, — вот. Он подал Сергиенко листик из записной книжки: «Будь добр, позвони в Приморск, в ОВД, пусть известят мою жену. У меня-то дома телефона нет, да никогда и не было!»
 — А почему в ОВД?
 — Так я же милиционер, бывший их сотрудник! И ещё в Пружаны на почту, там передадут, пусть не беспокоятся я жив здоров! Как буду ходить, приеду! Сергиенко, в свою очередь, что-то написал на бумаге:
 — А это вот мои координаты в Ленинграде, как будет оказия заезжайте! У нас ведь с вами теперь один, второй день рождения!
 — А как тебя звать? А то и познакомиться-то не успели, можно сказать...
 — Сергиенко Константин Николаевич, можно просто Костя!
 — Костя значит? Ну, что Костя нас в Витебск сейчас повезут, а там не знаю как и что? И главное когда!? Спасибо тебе за заботу! Давай выбирайся отсюда!
 — Да, нас вроде бы после вас повезут, прямо до Минска! Ну, до встречи! Выздоравливайте! А вашим я прямо из Минска позвоню! Всего доброго!
 — Давай! Бывай здоров!

   Время приближалось к обеду, а вокруг всё ещё сновали люди из разных служб. Мимо Сергиенко быстрым шагом прошла женщина в железнодорожной форме. Глянув мельком на Сергиенко, она на секунду замедлила шаг и остановилась: «Это вы!? — спросила она Сергиенко. — Как вы живы, не ранены?»
 — Нет! Так ушибы разные, а в остальном... А, вы проводница с первого? — узнав её удивлённо спросил Сергиенко. — Как же так, вы остались живы!?
 — Я в это время, ну когда поезда столкнулись, была у подруги в последнем вагоне! Она тоже проводником здесь же в поезде!
 — Вот как!? Вам повезло! А та старуха, что со мой поменялась билетом погибла значит!?
 — Какая старуха?
 — Ну, в шестом купе.
 — Не было там никакой старухи! То купе вообще было пустое! Сергиенко не мог поверить проводнице.
 — Она так сильно просила меня поменяться с ней билетами!? У неё в последний вагон был билет, а у меня в первый!
 — Но, я вам точно говорю, что в шестом никого не было, никого!
 — Мистика какая-то!? Что же это была за старуха? Странно! Ведь она меня спасла от верной гибели!
 — Да! А вот моя напарница погибла, сама её опознала! Двое детей сиротами остались!
 — Да, печально! А, что с нами будет!?
 — Да, всё нормально! Сейчас вот всех раненых отправят в Витебск, в больницы и нам подадут другой состав. Поедем как и положено в Минск. Проводница пошла дальше и вдруг обернулась к Сергиенко: «Вы знаете, мне кажется, что ваша старуха, это ваш ангел — хранитель!»

   Прошло наверное где-то с полгода? Была поздняя осень, Сергиенко под вечер возвращался с работы домой. Дела на заводе шли из рук вон плохо! После крушения поезда, он заметно переменился: стал неразговорчивым, часто его видели грустным и каким-то задумчивым! Уже подходя к дому он вдруг услышал: «Подайте христа ради милостыню старому, больному человеку!» Сергиенко повернулся на голос, — недалеко стояла с протянутой рукой сгорбленная старуха. Он вытащил бумажник, там было: „кот наплакал“, — всего ничего! Сергиенко не считая высыпал на ладонь всё что было и отдал старухе. Старуха скороговоркой поблагодарила Бога и его Сергиенко, и перекрестилась... Он слегка поклонился и пошёл далее как вдруг услышал: «Милок ты тут вот обронил... На возьми!» Сергиенко повернулся и нерешительно сделал несколько шагов по направлению к старухе. В руке у неё был какой-то конверт!? «Вот, возьми! — сказала старуха, — да, помни! Сейчас не вскрывай! Дома посмотришь!» Сергиенко растерянно пошёл дальше, затем оглянулся, — старуха исчезла! А на том месте вдруг оказался газетный киоск!? Дома Сергиенко раскрыл конверт, — в нём были два железнодорожных билета: оба на один поезд, — «Ленинград — Минск»; вагон №1, шестое купе!.. Сергиенко опешил, —один из билетов был его билет, который он отдал старухе...

   Вот и весна нового года наступила когда в дверь, к Сергиенко позвонили! На пороге стоял Пётр Степанович!
 — Вот проездом до Барановичей! Решил зайти! Сергиенко обрадовался ему, как старому знакомому... И как у нас принято, — небольшое застолье и воспоминания... Сергиенко рассказал Петру Степановичу о странном случае со старухой и билетом... Пётр Степанович от удивления открыл рот!
 — Ты говоришь старуха?.. Вот те на! Ты знаешь что я тебе скажу, я ведь тоже должен был ехать в первом вагоне и ко мне тоже подошла старуха! И мы также поменялись с ней билетами! Вот это да! Сергиенко загадочно улыбаясь открыл сервант, достал конверт и передал его пенсионеру: «Это вам, сюрприз! Это ваш билет в первый вагон!»
 — Откуда он у тебя, я же его старухе отдал!?
 — А она его вам передала! — улыбнулся Сергиенко.
 — Та самая!?
 — Да!
 — Ни хрена себе!? — только и смог вымолвить Пётр Степанович. — Е-ги-пет-ска-я сила!..