Врачебная тайна. Проводы белых ночей

Владимир Сысолятин
   И, не пуская тьму ночную
   На золотые небеса,
   Одна заря сменить другую
   Спешит, дав ночи полчаса...

                А. С. Пушкин

Следователь, это специальность. Это должность.
И наконец, это образ жизни!..

Да! Это образ жизни. Или хобби, называйте как хотите? И уж никак не «Гражданин Начальник» к которому я не имею ни малейшего отношения!..

Участковый ещё раз глянул в свою записную книжку: «Всё правильно! Адрес совпадает». Виталий позвонил в дверь. Кто-то долго бренчал ключами и наконец-то дверь открылась. «Мария Петровна!? — удивлённо воскликнул Виталий. — Это вы!? Вы, что здесь живёте!?»
 — Да! — как-то растерянно ответила женщина.
 — А, Вы? А, ты Виталик Фролов?
 — Да! Ну и память у Вас Мария Петровна! Столько лет прошло и надо же, вспомнили!?
 — Это профессиональное, как и привычка громко говорить! — Было видно, что его бывшая учительница обрадовалась приходу Виталия. — Ну проходи, проходи! Сейчас чайком угощу с печеньем!
 — Да, я как-то, неудобно! — начал было Виталий. — Ну, хорошо! Я вообще-то по делу!
 — А ты, чего это в форме? В милиции, что ли работаешь?
 — Ну, да! Я же ваш участковый и к Вам по делу, в смысле по вашему заявлению!
 — Ах, ты! — воскликнула Мария Петровна. — Я ведь совсем забыла! Да-да-да! Писала я, писала! А ты почему это вдруг в милиции? Ты же в науку собирался!?
 — Собирался-собирался! Да, не собрался! Институт по профилю закончил, в НИИ работал! А тут страну развалили, — всё развалили! А, у меня семья! Жить-то на, что-то надо! Вот и пришлось в милицию, лет пять как там! Так, что же случилось у Вас!?

Мария Петровна убрала со стола и поправив скатерть, села напротив Виталия. «Ты знаешь!? — собираясь с мыслями, сказала она, — если честно, даже не знаю с чего и начать!?»
 — Так говорите как есть, с самого начала, — уже умудрённый небольшим милицейским опытом, предложил Виталий.
 — Да! Наверное так и надо с самого первого дня! Виталий уже давно уяснил истину общения со своими подопечными, — терпение и терпение! Умение терпеливо выслушать собеседника! «Так, вот! — продолжала Мария Петровна, — случилось это по лету. Да! В июле, числа пятнадцатого-восемнадцатого...»
 — В этом году?
 — Нет-нет! В прошлом, в прошлом году! У меня ведь трое детей! Мужа нет, к сожалению он ушёл из жизни два года назад, болел сильно! Старшие сын и дочь уже взрослые и живут отдельно в других городах. А вот мой младшенький, Лёша ещё со мной, школу заканчивает, в институт собирается... И вот прошлым летом, всё это и началось...

«Как я тебе и говорила всё произошло в середине июня!» — продолжила Мария Петровна. «Мама, — как-то он сказал мне, — я сегодня с ребятами, со всем нашим классом, идём на проводы белых ночей! Наверное на всю ночь!? Как ты к этому?..» «Ну хорошо! — говорю я ему, — только осторожно, кругом всякого!..» Но всё прошло нормально, утром часов в пять пришёл домой! Что-то там на кухне «поклевал» и завалился спать! Я собралась, и вскоре ушла в школу. Часов в четыре вечера, возвратилась. Позвонила в дверь, — тишина! Вставляю ключ в замок, — не открыть! Так, словно другой ключ вставлен в замок с внутренней стороны! Я ещё раз позвонила, — тишина! В отчаянии я дернула дверь за ручку, — она и открылась! Странно, ключ был в двери, — дома никого! Постель в комнате сына была в таком виде, словно её только что покинули! Сына нигде не было! Но ещё, что странного, обычно он такой аккуратный, а здесь шкаф, комод открыты и некоторые вещи разбросаны по полу!

Вот и вечер наступил, а его всё нет и нет! «Может у друзей, у кого-нибудь?» — успокаивала я себя. Я села в кресло и с нетерпением стала его ждать, устала за день и как-то незаметно уснула. Проснулась от прохладного ветерка из открытой балконной двери. Я встала и закрыла её, как вдруг всё вспомнила и вошла в комнату сына. Представь себе, он мирно спал на кровати! Странно подумала я, дверь ведь была заперта, как он мог зайти в квартиру предварительно не позвонив!?
 — А у Вас какой этаж? — поинтересовался Виталий.
 — Третий!
 — Понятно, продолжайте пожалуйста.
 — Я не стала его сейчас будить, а только утром, перед уходом на работу. Когда я его спросила где он был ночью, он удивился и спокойно сказал, что был на проводах белых ночей и, что он же мне говорил! А потом увидев сколько времени возмутился, тому что я его так рано разбудила!? Ты знаешь Виталик, это ведь повторялось ещё не раз! И всякий раз он ничего не помнил и упрямо твердил, что вообще из дома не уходил! Тут-то я и стала подозревать, что с ним что-то неладное происходит!? Как бы думаю он в нехорошую компанию не попал и от меня что-то скрывает!?

Прошло наверное недели две с последнего его исчезновения и вот три дня назад, где-то часа в два дня, послала его в булочную за хлебом.
 — И, что?
 — А ничего! Нет его до сих пор! Пошла в милицию и написала заявление со всеми подробностями! Сказали, что по закону только после трёх дней начнут поиск.
 — Ну, да по закону именно так и должно быть! Хотя, как видите они поторопились, позвонили мне ещё вчера, и вот я у Вас!
 — Мария Петровна, а Вы может знаете его друзей, знакомых? Может у него девушка есть!? Мне бы их координаты получить?
 — Друзья говоришь? Пойдём-ка в его комнату, поищем. Может быть, что-нибудь и найдем!? А, девушка? Он ведь от меня всё скрывает, может и есть? Как-то соседка видела его с какой-то девушкой! Но она не очень уверена, что это был он!?

В тот же день Виталий нашёл несколько одноклассников Лёши и выяснил, что у него действительно была девушка Оксана, но она как-будто бы отвергла его! Но они к сожалению, всех подробностей не знают! Лишь одна из девчонок вспомнила фамилию и примерный адрес той самой Оксаны. Так уж получилось, что её по найденному адресу не оказалось дома и встреча Виталия с ней состоялась лишь на следующий день. Утром следующего дня на квартире Виталия раздался звонок. Звонила Мария Петровна: «Виталик! — возбуждённо говорила она, — Лёша нашёлся! Думаю, тебе надо с ним поговорить! Я очень обеспокоена его состоянием! С ним, что-то случилось, но он со мной на эту тему не хочет говорить! Может ты сможешь на него повлиять!?»
 — Извините, но я прямо сейчас не могу! У меня важная встреча! Вечером позвоню и зайду. Вы ему обо мне пока не говорите! Я зайду как бы случайно, с проверкой! Хорошо?
 — Да! Я с тобой согласна. Приходи почаёвничаем все вместе!

Увидев милиционера, Оксана была несколько удивлена визитом! «Оксана мне нужно с тобой поговорить об одном важном деле! Но так, чтобы с глазу на глаз! — начал Виталий разговор исподволь. — Может на улицу выйдем?» «Не надо никуда выходить! — вмешался в разговор отец Оксаны. — Мы с супругой сейчас в гости идём так, что вы сможете говорить без свидетелей, раз уж так необходимо!?»
 — Поймите меня правильно! — обратился к отцу Виталий, — тема разговора уж больно деликатная! Если Оксана сочтёт нужным, то она сама вам всё объяснит! Вы уж извините!

«Оксана! — обратился Виталий к девушке, — ты знаешь такого, Лёшу Петренко?»
 — Да! — несколько смутившись, ответила Оксана.
 — Я не спрашиваю тебя про ваши отношения? Меня интересует, что он за человек? И не заметила ли ты какие-нибудь странности в его поведении? Может у него какие-нибудь друзья нехорошие появились? Не было ли что-нибудь странного у тебя за последнее время! Ну скажем с июля прошлого года? Может что-то необычное!? Оксана немного задумалась...
 — Нет! Насчёт друзей... Нет, кроме наших школьных, никого не знаю!?
 — Ну, а насчёт чего-нибудь необычного?
 — Было! Очень страшное! Не могу вспомнить точно, когда?
 — После того как вы с Лёшей, скажем так, расстались?
 — Наверное да! Точно через неделю, наверное? Да! Через неделю!
 — И, что же такое страшное произошло?
 — Как вам сказать? Однажды, было уже поздно вечером, часов в одиннадцать! Я у себя в комнате собиралась ложиться спать. Мы же, как вы могли заметить, живём на девятом этаже, и поэтому ночные шторы как правило не используем. Свет был включен, а я раздевалась... Как вдруг в окне, в темноте, что-то промелькнуло, потом ещё! Я из любопытства отодвинула тюль, чтобы посмотреть и от неожиданности вскрикнула! Прямо на меня из темноты смотрел человек! Вроде бы мужчина? Я никогда такого не видела: рот открыт, как бы от удивления, глаза открыты так широко аж страшно, взгляд страшный! Он смотрел как бы сквозь меня... Родители прибежали на крик, но лицо уже исчезло! Кое-как мы успокоились, так и не найдя объяснения этому! Вот, мне больше нечего вам добавить!
 — Ну хорошо! Спасибо тебе Оксана! У меня к тебе просьба, пока никому не говори о нашем разговоре...
 — Да, я поняла. И уже провожая Виталия, в дверях, извиняясь, неожиданно добавила: «Вы только не смейтесь, но мне показалось, что это был Лёша!?»

Уже на улице стемнело когда Виталий позвонил Марии Петровне. «Да-да! — тихо в трубку сказала она. — Он дома. Никуда не ходил и никаких признаков не подавал...» «Здравствуйте! — громко сказал Виталий заходя в квартиру. — Я ваш новый участковый, вот хожу знакомлюсь со своими подопечными! Какие-нибудь жалобы, пожелания есть? Может соседи чем-то вам мешают? Вы говорите не стесняйтесь! Это ведь моя работа...»
 — Да вроде бы нет! — ответила Мария Петровна. — Вот только разве, что сын мой Лёша меня не слушается!
 — Хулиганит, что ли? — Так мы его враз на место поставим! «Никто не хулиганит! — тихо сказал вышедший из своей комнаты, Лёша. — Выдумывает она всё!»
 — О! Лёша! — воскликнул Виталий.  — Да ты никак нашёлся!? А, тут вся милиция на ногах, ищут тебя! Ищут! Так где же ты пропадал!?
 — Нигде я не пропадал! — хмуро ответил Лёша! «Ма, я пойду до Витьки, дело у меня к нему срочное! — торопливо сказал Лёша. — Я недолго!»
 — Ну иди! Только не допоздна!
 — Ладно! Ну, я пошёл. «Я тоже пожалуй пойду, — засобирался Виталий и подмигнул Марии Петровне. — До свидания!»

«Так где же вы всё-таки были молодой человек!? — догнав на улице Лёшу, спросил Виталий. — Почти трое суток отсутствовали! Мама даже заявление в милицию написала о том, что ты пропал!»
 — Написала!? — несколько испуганно спросил Лёша.
 — А, что ж ты думал? Ушёл три дня назад в булочную и не вернулся! Что мама должна была делать!? Сегодня уже и дело уголовное завели!
 — Завели!?
 — Конечно! Согласно заявлению и закону! Милиция дело серьёзное, тем более когда дело касается пропаже человека! Короче давай колись где пропадал? У девушки небось!? Лёша замолчал и минуты две они шли молча.
 — Я же в милиции всё объяснял! Но они только посмеялись надо мной и один который постарше сказал: «Иди домой выдумщик! Хорошо, что ещё дело не успели завести! Иди, а то мать извелась небось!? Иди, иди!»
 — Я не буду смеяться! Потому как я знаю о тебе больше чем в милиции. Давай рассказывай только подробней, ничего не утаивая! Потому как любая мелочь может быть полезна! И от того, что ты скажешь всё может выглядеть в разных ракурсах!
 — Давай выкладывай! Твой Витька подождёт!
 — Да, я и хотел всё рассказать ему как другу. Про всё, что произошло!
 — Вот ты мне всё и расскажешь! А потом решим, что нам делать!? Маме-то все подробности не говорил?
 — Нет! Они ещё немного прошли... Пойдём вон та ту лавочку присядем и давай рассказывай!

Лёша помолчал немного, собираясь с мыслями и вдруг сказал: «А, ведь особо-то рассказывать нечего!? Кто бы мне ещё рассказал, что со мной произошло!?»
 — Давай, рассказывай всё, что помнишь? Что? Где? Как? Всё подробно!
 — Ну, в общем, где-то после обеда мама сказала, чтобы я сходил в булочную за хлебом... Я и пошёл. И вдруг смотрю, что-то улица какая-то незнакомая и дома не те! И всё какое-то не то!? И булочной никакой нет! И вообще сейчас утро! Я очень удивился и даже немного испугался! Где это я? Как я сюда попал? В другом районе? Какого чёрта мне здесь нужно? Я шёл по незнакомым улицам, боясь прямо спросить людей, где это я!? А, народу тьма! В Ленинграде на Невском и то меньше! Смотрю метро. Станция «Фрунзенская». Вот думаю сейчас всё ясно будет, сяду и на свою станцию попаду, а потом разберусь, что по чём!? Зашёл и удивился на карте метро нет моей станции и вообще конфигурация карты не такая как в Ленинграде! Я стал изучать и вдруг увидел названия знакомых станций метро: «Библиотека им. Ленина», «Кузнецкий мост», «Комсомольская», «Ленинские горы»... И вдруг мне стало как-то не по себе! Ведь это всё московские станции метро, знакомые ещё с детства, на экскурсию ездили... Я проехал до станции метро «Комсомольская» и вышел, — всё правильно, вон Ленинградский и Ярославский вокзалы! Я в Москве! Но как я сюда попал!? Ведь я только что шёл в булочную в своём родном Ленинграде! Какая-то чертовщина!? Как бы-то ни было, а надо домой ехать. Я полез в карман и у меня всё похолодело, денег было лишь на хлеб! Ехать не на, что! Вдруг слышу: «Молодой человек, ваши документы!?» Смотрю милиционер молодой ещё, смотрит на меня. Ну, рассказал ему, а он как засмеётся, ну вроде бы я его дурачу... По радиостанции вызвал кого-то и меня повели в отделение железной дороги, линейной по-ихнему. Я опять всё повторил. Они опять надо мной посмеялись! Потом один, что старше по званию, звёздочек больше и говорит: «Давай твои данные и адрес в Ленинграде». Потом куда-то ушёл и с полчаса его не было. Возвратился с какими-то бумажками и ещё раз спросил кто я и откуда, а потом и говорит: «Ты знаешь, что тебя вся ленинградская милиция ищет уже который день!» Он посмотрел на часы: «В одиннадцать тридцать пойдёт скорый на Ленинград. Посажу тебя на поезд вот с этой бумажкой, это как бы твой билет! И не вздумай ещё куда-нибудь забуриться!? Смотри мне!» Так я вернулся домой! Меня встретил милиционер и проводил в отделение, но уже в Ленинграде. Вот и всё!
 — Я кажется догадываюсь, что с тобой произошло! — подумав немного, заключил Виталий. — Я конечно ещё проконсультируюсь кое с кем, потом решим, что с тобой делать!?
 — Так это, что по-вашему? Что-то сверхестественное? Телепортация!?
 — Думаю нет! Думаю всё гораздо проще! Но надо проконсультироваться. Ты кстати маме точно про всё это не говорил?
 — Нет же! Не говорил ещё пока!
 — И не говори. Я сам с ней поговорю! А, сейчас можешь к своему Витьку рассказать, думаю он тоже посмеётся над тобой! Но, ты сильно-то в голову не бери! Договорились!?
 — Да!
 — Ну, вот и хорошо! До свидания!

Лёша пошёл к своему другу, а Виталий возвратился на квартиру своей учительницы. «Вы знаете Мария Петровна, — начал разговор Виталий, — я конечно не врач, но считаю что у вашего сына психическое или нервное заболевание, типа лунатизма или сумеречное сознание. Вы знаете где Лёша был все эти дни? В Москве! И он ничего не помнит! Хорошо московская милиция посадила его на поезд и отправила домой! Я думаю, что вам нужно его обязательно показать врачам, пока не случилось беды!»
 — А, какая беда, что может случиться!?
 — Он в состоянии сумеречного сознания может натворить много бед! Если верить его бывшей девушки, то он залезал на балкон девятого этажа! Девятого! И если кто-нибудь его окликнет он может проснуться и сорваться с такой высоты! Сами понимаете, чем может всё это закончиться! Когда я учился в институте у нас в общежитии, в комнате мы сковородку ставили на одну довольно, старую книгу. Это была книга «Нервные и психические заболевания». Автора я не помню, так там описывается случай, аналогичный с нашим, почти один в один! Так, что делайте выводы!

Прошло около месяца, как неожиданно у Виталия дома зазвонил телефон. Мария Петровна, плача рассказала Виталию: «Ты знаешь, Лёша ушёл из дома и разбился, упав со второго этажа той самой девятиэтажки, где жила его бывшая девушка Оксана! Сейчас лежит в хирургии, собирают по частям! Врач сказал, что Лёша молодой, — он выкарабкается!»