Коррупция в России

Владимир Токов
 Согласно современному российскому законодательству, коррупция — это злоупотребление служебным положением, дача взятки,  получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества  и государства  в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных  прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

            Первые официальные упоминания о посуле (взятке), как незаконном вознаграждении за осуществление официальных властных полномочий, имеются в Двинской уставной грамоте 1397—1398 гг. То есть почти шестьсот двадцать лет назад.

           До появления полноценного института государственной службы, получение денег и еды от управляемых было естественным средством обеспечения деятельности должностных лиц. До XVIII века государственные чиновники жили благодаря «кормлениям», то есть на средства, поступающие от лиц, заинтересованных в их деятельности. В то же время, Судебник Ивана III запрещал судьям брать «посулы» (взятки), в противном случае их жестоко наказывали.

           В 1648 г. в Москве случился  даже народный антикоррупционный бунт, который закончился пожарами и гибелью мирных жителей. Для усмирения волнений царем Алексеем Михайловичем были казнены два высокопоставленных коррупционера — глава Земского приказа Плещеев и глава Пушкарского приказа Траханиотов.

           Административный аппарат XVIII в.,  в корне отличавшийся от средневекового приказного строя XVII в.,  сохранил,  тем не менее,   порочную практику подношений от челобитчиков.

           С 1715 года получение взятки в любой форме стало считаться преступлением, так как чиновникам стали платить фиксированную зарплату. При Петре Первом государство, построив сложный канцелярский аппарат с большим количеством чиновников, не имело достаточно средств, чтобы содержать его. Не получая жалованья, которое из-за постоянных войн часто задерживали или не выплачивали вовсе, многие чиновники, особенно низших классов, откровенно бедствовали, поэтому взятки нередко были для них единственным способом выживания.

           При Петре I взяточников нещадно били батогами, клеймили, ссылали, но все было тщетно. По рассказам современников, однажды в Сенате Петр пригрозил издать указ, по которому всякий, кто украдет у казны сумму, на которую можно купить веревку, будет повешен. Генерал-прокурор Ягужинский на это заметил: «Неужели вы хотите остаться императором без служителей и подданных? Мы все воруем — с тем только различием, что один больше и приметнее, чем другой». Однако император не смирился и продолжил свои законотворческие инициативы. Так, 17 марта 1714 г. был издан «Указ о фискалах и об их должности и действии», регламентирующий полномочия фискалов и меры по борьбе с взяточничеством и казнокрадством.

            Вскоре после смерти Петра I нехватка средств заставила правительство Екатерины I вернуться к прежней системе обеспечения, предусматривавшей работу канцелярских служащих в городах без жалования с позволением «брать акциденцию от дел». Акциденции в переводе с латинского — «побочные доходы» от добровольной мзды челобитчиков, то есть взятки. Таким образом, «кормление от дел» вновь стало для госслужащих единственным способом существования.

         При Екатерине 11, Александре 1, Николае 1 борьба с казнокрадством продолжалась. Однако, за десять лет с 1847 года по 1857 год  число чиновников с 61548  выросло до 86000 человек и коррупция разрасталась.

          Важным фактором борьбы с «воровством» на государственной службе стала начавшаяся в правление Александра II система публикации имущественного положения чиновников империи (то, что делает Путин сейчас). Периодически, как правило — раз в год, выходили книги, которые так и назывались: «Список гражданских чинов такого-то ведомства». В этих книгах, доступных для широкой публики, были приведены сведения о службе чиновника, его наградах, поощрениях и что, не менее важно — взысканиях, а также о размере получаемого им жалования и наличии имущества. Причем, имущество указывалось не только личное, но и «состоящее за женой», как наследственное, так и приобретенное. Имея на руках такой «Список», каждый мог сравнить декларируемое положение чиновника и реальное. Все три редакции (1845, 1866 и затем 1885 гг.) Уложения о наказаниях уголовных и исправительных оговаривали возможность получения взятки должностным лицом и через других, в том числе жену, детей, родственников, знакомых; признавали преступление оконченным, «когда деньги или вещи были ещё не отданы, а только обещаны ему, по изъявленному им на то желанию или согласию»; предусматривали некоторые завуалированные способы получения взятки — «под предлогом проигрыша, продажи, мены или другой какой-либо мнимо законной и благовидной сделки». Чиновникам запрещались всякие сделки с лицами, вступающими в подряды и поставки по тому ведомству, где они служат, потому что предполагалось, что эта сделка или договор только прикрывает собою взятку, данную для того, чтобы чиновник незаконно благоприятствовал подрядчику при сдаче вещей или работе в ущерб казне. За совершение таких сделок обе стороны подвергались взысканию, равному цене заключенной сделки, а чиновник к тому же исключался из службы (ст. 485 и другие статьи отделения VI главы XI Уложения о наказаниях).

  Благодаря мздоимству и лихоимству на Руси появилось великое множество поговорок и пословиц о взятках и взяточниках. Вот некоторые из них:
Не подмажешь — не поедешь.
Суд прямой, да судья кривой.
Судьям то и полезно, что в карман полезло.
Всяк подьячий любит калач горячий.
Не ходи в суд с одним носом, а ходи с приносом.
Земля любит навоз, лошадь — овес, а судья — принос.

        В СССР чиновников стало больше по сравнению с дореволюционными временами во много раз, с самого начала образования СССР:  на 1000 жителей в 1922 г. их было 5,2 (для сравнения — в 1913 г. — 1,63);  в 1928 — 6,9; в 1940 — 9,5; в 1950 — 10,2; в 1985 — 8,7.А рост числа чиновников всегда  ведет к росту  взяточничества.
Однако в Советской России взяточничество считалось контрреволюционной деятельностью, и Уголовный кодекс 1922 года предусматривал за это преступление расстрел. Имущество подвергалось конфискации. Это сдерживало чиновничество. Процессы проходили, но были редкими и оглушительными.

        До начала 80-х годов тема коррупции открыто не поднималась. Простым гражданам навязывалось мнение, что коррупция для социалистического строя является нехарактерным явлением и присуща только буржуазному обществу. О том, что с середины 50-х годов до 1986 г. регистрируемое в уголовной практике взяточничество возросло в 25 раз, как противоречащий этой догме факт, не сообщалось.
 
          Первым, широко освещаемым в СМИ, громким коррупционным делом советского периода стало дело фирмы «Океан» (1981-82). Из расследования этого уголовного дела было инициировано так называемое Сочинско-краснодарское дело, одним из обвиняемых по которому проходил первый секретарь Краснодарского крайкома КПСС, член ЦК КПСС Медунов. Борьба со взяточничеством и злоупотреблениями органов власти активизировалась с приходом на пост Генсека Юрия Андропова в 1983 г.; тогда были начаты знаменитое «хлопковое» дело и дело Моспродторга, по которому был расстрелян директор Елисеевского гастронома Юрий Соколов.

           В эпоху Перестройки коррупция в высших эшелонах власти стала одной из наиболее резонансных тем. Всесоюзную популярность приобрели московские следователи Тельман Гдлян и Николай Иванов, расследовавшие «хлопковое» дело ещё при Андропове. В 1989 году после открытого заявления о взяточничестве в Политбюро, оба были отстранены от следственной работы за клевету, исключены из КПСС и примкнули к демократической оппозиции.

          Оценки текущего уровня коррупции в России разнятся. Некоторые полагают, что Россия является одним из самых коррумпированных государств мира.
В 1998 году доктор юридических наук Н. И. Матузов отмечал, что «привилегии, злоупотребления, коррупция современных начальников приобрели такие формы и масштабы, которые даже и не снились партгосчиновникам советского периода».
В 1999 году академик РАН Д. С. Львов и доктор экономических наук Ю. В. Овсиенко оценивали коррупцию в России как «тотальную». 

    В начале 1999 года заместитель генерального прокурора России Ю. Я. Чайка заявил, что Россия входит в десятку наиболее коррумпированных стран мира и что коррупция является одной из самых деструктивных сил в российском государстве.
Журналист Марк Симпсон в британской газете «The Guardian» писал, что во время президентства Ельцина в России наблюдалась такая широкомасштабная коррупция и бандитизм, какие не знали аналогов в истории.

            В 2000-х годах Россия присоединилась к ряду международных соглашений по борьбе с коррупцией. Так, в конце 2005 года Путин внёс в Госдуму федеральный закон о ратификации Конвенции ООН против коррупции от 31 октября 2003 года. В марте 2006 года он подписал этот закон и тем самым Конвенция была ратифицирована. Конвенция создаёт основу для взаимодействия правоохранительных органов различных государств в деле борьбы с коррупцией, а также устанавливает ряд стандартов в антикоррупционной политике.  В июле 2006 года Путин подписал федеральный закон о ратификации Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию.

        Одной из разнообразных форм коррупции в современной России стало трудоустройство родственников чиновников всех рангов в структуры с высоким уровнем доходов, что можно рассматривать как оплату за их лояльность в отношении «удочеривших-усыновивших» и их структур. Родственники часто становятся прикрытием для бизнеса и собственности чиновников, путем переписывания права владения. В печати отмечались вызывающие такие подозрения случаи. В частности, племянница губернатора Краснодарского края Александра Ткачева, дочь его брата, депутата Госдумы Алексея Ткачева, 22-летняя студентка Анастасия Ткачева, стала совладелицей двух трубных заводов на Кубани, крупной  девелоперской компании и животноводческой группы компаний «Югптицепром».  Самым  высокопоставленным осуждённым чиновником-коррупционером в современной России стал министр юстиции Валентин Ковалев. Ковалев и его помощник Андрей Максимов были в 2001 году признаны судом виновными в хищении вверенного имущества и неоднократном получении взяток в крупном размере по статьям 160 и 290 УК РФ. Срок наказания Ковалеву составил 9 лет условно с испытательным сроком на 5 лет. Одним из известнейших чиновников, большая часть состояния семьи которого (более миллиарда долларов) записана на жену, является экс-мэр Москвы Юрий Лужков. Его жена занималась строительным бизнесом на территории, которой распоряжался муж

            В 2006 году первый заместитель Генпрокурора РФ Александр Буксман заявил, что по некоторым экспертным оценкам объём рынка коррупции в России оценивается 240 с лишним млрд. долларов США в год.  Согласно оценкам фонда ИНДЕМ, эта величина ещё выше: только в деловой сфере России объём коррупции вырос между 2001 и 2005 гг. примерно с 33 до 316 млрд. долл. США в год (не включая коррупцию на уровне политиков федерального уровня и  бизнес-элиты).  По оценке того же фонда, средний уровень взятки, которую российские бизнесмены дают чиновникам, вырос в тот период с 10 до 136 тыс. долл.

           В мае 2008 года российский президент Дмитрий Медведев подписал указ о создании Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции. В июле того же года он утвердил Национальный план противодействия коррупции, предусматривающий ряд мер по профилактике коррупции. В декабре Медведев подписал пакет законов по  противодействию коррупции.

          В марте 2011 года Путин заявил о необходимости введения нормы, обязывающей госчиновников  отчитываться о своих расходах (как это сделал Александр 11 в 1845 году). Соответствующий закон («О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам») был подписан Путиным в начале декабря 2012 года.

            В конце 2011 года экономист Татьяна Михайлова заявляла, в разных отраслях разворовывается по разным оценкам от 20 до 60 процентов бюджетных  средств.

            Согласно докладу Общественной палаты, опубликованному 3 ноября 2011 года, главной причиной коррупции признается отсутствие реального контроля гражданского общества над работой органов власти на всех уровнях. Коррупция приняла системный характер, разрушая экономику и право. Среди самых проблемных областей — ЖКХ, устройство детей в детсады и школы, медицинская помощь. Но сообщать в правоохранительные органы граждане боятся — лишь 22 % были готовы сделать это. В результате нарастает чувство социальной несправедливости, особенно среди молодежи и обеспеченных слоев населения. Меры правительства по борьбе с коррупцией названы «не адекватными» её размаху.

         В марте 2012 года Медведев утвердил Национальный план противодействия коррупции на 2012—2013 годы. Несмотря на огромный ворох бумаг, разработанных и принятых за последние пятнадцать лет исполнительной властью, Думой, Президентом России положение дел с коррупцией в стране не улучшается.

         Центр антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл — Р» начал рассчитывать Индекс восприятия коррупции для России с 1996 года. В 1996 году индекс рассчитывался для 54 стран, для России его значение составило 2,6 балла (46-47 места), в 1997 году тоже место, в 1998 году индекс был рассчитан для 99 стран. Значение индекса для России составило 2,4 балла (82 место). В 1999 и 2000 годах Россия занимала 82 место из 99 стран. В 2001 году индекс был рассчитан для 91 страны. Значение индекса для России составило 2,3 балла (79 место). В 2002 году 86 место из102; в 2003 году  79 место из 133;  в 2004 году 90 место из 146;  в 2005 году 126 место из159;  в 2006 году 121 место из 163; в 2007 году 143 место из180; в 2008 году 147 место из 180 и индекс составил всего  2,1.

       В пресс-релизе Центра антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл — Р» отмечалось, что «Индекс 2.1 балла является самым низким показателем России в ИВК за последние восемь лет. Ничего удивительного в этих данных нет, если учесть, что высочайший уровень коррупции в стране признается как простыми россиянами, так и высшим руководством страны.  Ситуация с коррупцией в России достигла угрожающих масштабов. И эта угрозу можно отметить по всем фронтам: феномен коррупции поразил политическую и институциональную, экономическую, судебную и правоохранительную, образовательную и воспитательную сферы, сферу социальной защиты, медицинскую, инвестиционную сферы, сферу международной торговли и серьезно подрывает саму государственность России».

    В 2009 году Россия занимала в рейтинге 146 место. Согласно проведённому Трансперенси Интернешнл в 2009 году исследованию, мировой финансовый кризис подстегнул коррупцию: за последний год она выросла в мире на 9 %. В 2009 году говорилось, что коррумпированные чиновники и политики в развивающихся странах, в числе которых и Россия, ежегодно получают $20-40 млрд. взяток.
В 2010 году Россия заняла 154 место (всего исследованы 178 стран).
В 2011 году Россия заняла 143 место, набрав 2.4 балла (всего исследованы 182 страны).

     В 2012 году Transparency International изменила методику расчета своего Индекса восприятия коррупции (Corruption Perceptions Index, CPI) для более полного отражения в динамике изменений ситуации с коррупцией в той или иной стране. Россия набрала по новой шкале 28 баллов, заняв 133 место (из 174).
В 2013 году Россия заняла 127-е место, набрав 28 баллов, столько же, сколько и в прошлом году. Только за счет ухудшения результатов ряда других государств в общемировом списке Россия поднялась на шесть позиций.  То есть  положение дел не улучшается.

       Владимир Путин своим указом  № 879 от 03.12.13г. создал Управление по вопросам противодействия коррупции в  своем Управлении делами. Начальником этого органа назначен Олег Анатольевич  Плохой. В Интернете сразу появился анекдот: у армянского радио спрашивают « Почему Президент назначил на эту должность Плохого»? Армянского радио отвечает « Потому что в России на эту должность Хорошего нет»
          По инициативе ООН 9 декабря отмечается Международный день борьбы с коррупцией. В этот день в 2003 году в мексиканском городе Мерида на Политической конференции высокого уровня была открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции, принятая Генеральной ассамблеей ООН 1 ноября 2003 года.

      Документ обязывает подписавшие его государства объявить уголовным преступлением взятки, хищение бюджетных средств и отмывание коррупционных доходов. Согласно одному из положений Конвенции, необходимо возвращать средства в ту страну, откуда они поступили в результате коррупции. Россия с 2013 года получила 319 праздник страны, присоединившись к инициативе ООН.  Поражает,  в мире есть масса примеров  положительной борьбы с коррупцией. Взять хотя бы Грузию. Была одной из самых коррумпированных стран мира. Саакашвили за три года жесткой работы в республике вывел ее на 27 место. И таких примеров много. Там где хотят пресечь эту заразу, довольно быстро достигают успеха. Десяток лет ведутся разговоры о конфискации имущества у коррупционеров, при том, что  суд доказал факт получения ими  взятки. Поправка в закон лежит в Думе много лет без движения.

     Дела  о гигантских  хищениях в Минобороны, в Росагролизинге, при подготовке саммита АТЭС, системы навигации ГЛОНАСС, объектов Олимпиады в Сочи и много других объектов, позорно лежат на полках правоохранительных органов. Сейчас надо быстро расследовать все эти коррупционные преступления и жестоко наказать виновных  в расхищении  огромных государственных ресурсов, независимо от занимаемых должностей. Что бы каждый чиновник понял, что дальше брать взятки, брать откаты нельзя. Ибо все, что было им наворовано, будет конфисковано в пользу государства, несмотря на кого бы  оно было не записано – на жену, детей или других родственников. Смысл воровать, брать взятки пропадает, и этот порок  будет быстро отмирать.
 
      Каждый из нас видит, что в стране коррупция захватила все сферы жизни человека. Без взятки нельзя родить ребенка в нормальном роддоме, устроить ребенка в детский сад, в школу, институт, получить нормальную работу.  Сегодня  уже есть сотни научных  статей, которые детально описывают, что происходит с коррупцией в России, какие меры надо предпринять,  в каком направлении надо двигаться. Читай и выправляй положение. Однако ничего не происходит. Вот, для примера, статья М. Левина и Г. Сатарова «Коррупция в России: классификация и динамика». В ней авторы детально, на протяжении  десяти лет, исследуют бытовую коррупцию: здравоохранение, образование, судопроизводство, различного вида регистрации, военный призыв, личная безопасность и т. п., и деловую коррупцию, распространяющуюся на сферу взаимодействия бизнеса и власти-регулятора.

      Коррупция в здравоохранении  (получение бесплатной медицинской помощи в поликлинике, в больнице) выросла с 18 млрд. рублей в 2001 году,  до 35,3 млрд. рублей в 2010году и занимает сегодня первое место по взяткообороту. На втором месте – урегулирование ситуации с автоинспекцией, взятки выросли с 11 млрд. рублей в 2001 году, до 24,4 млрд. рублей в 2010 году. На третьем месте ВУЗы – с 13,3 до 20,7 млрд. рублей. На четвертом месте –  обращение за помощью и защитой в милицию - взятки выросли с 0,9 до 16 млрд. рублей.

     Из всего прочитанного, прочувствованного можно сделать следующий вывод: страна в результате необдуманных преобразований, превратилась в сообщество людей, которые благодаря информационным технологиям (Интернету) легко могут найти стоимость и исполнителей любой нужной им услуги, нужного им сегодня дела.  Любого.  На все услуги есть цена и есть исполнители. От рождения  человека до, если очень надо, его  убийства. Надо устроить жену в какой то  шикарный роддом. Нашел в Интернете этот роддом, нашел его реквизиты, позвонил, договорился, заплатил – завтра твоя жена в этом роддоме. Нужно устроить подросшего сына в школу, институт, откосить от армии, пожалуйста. Нужны только деньги. Деньги добываются благодаря взяткам.  Если ты работаешь в ВУЗЕ - берешь за репетиторство, поступление в институт. Если ты врач – берешь за операцию, пребывание в больнице. Если ты Гаишник – берешь на трассе, себе и всем вышестоящим. Отдаешь полученные деньги в школу, в ВУЗ, куда надо еще. Например, строишь дачу.  Другого способа решить  возникшие проблемы у тебя сегодня нет,  так как твоя зарплата  - нищенски мала.  Она не позволяет тебе нормально  жить сегодня  без взяток. Поэтому  в стране есть люди, которых устраивает положение дел с коррупцией и они мешают работе по ее ликвидации. Вместе с тем, увеличение средней зарплаты в стране как минимум в два раза, помогло бы борьбе со взятками.

    Как это сделать? При социализме фонд зарплаты  в себестоимости выпускаемой продукции   составлял всего 17 -20 процентов. Тогда как во всех капиталистических странах  он был 50 -60 процентов. То есть, за выпуск одной и той же, например, сковородки,  стоимостью сто рублей, нашему рабочему платили зарплату 17 – 20 рублей, а немцу, англичанину 50 -60 рублей. Всем в стране было понятно, что остальные деньги уходили на строительство санаториев, пионерских лагерей, дворцов спорта и других объектов социальной сферы, которыми рабочие и их дети могли бесплатно пользоваться круглый год. Плохо ли, рабочий отработал год – пошел в отпуск. Взял за 20 процентов от стоимости путевку в санаторий, отправил бесплатно ребенка в пионерлагерь. За лето отдохнули, работник пошел на работу, ребенок бесплатно мог пойти во дворец спорта в любую секцию: бокс, волейбол, баскетбол, борьбу, художественную гимнастику, плавание. Мог пойти в музыкальную школу, заниматься:  баяном, арфой, скрипкой, пением. Все было бесплатно. Расти гения – все для этого было.  С переходом к капитализму все стало частным, платным. За все надо платить, а  уровень фонда зарплаты в себестоимости продукции остался прежним – 20 процентов.  Олигархи бесплатно получили  баснословные богатства страны, созданные  многими поколениями тружеников родины, наняли топ – менеджеров и получают с ними сейчас  по 500 -700 миллионов рублей в год дохода и тоже не очень заинтересованы  в борьбе с    коррупцией. Было бы справедливым на законодательном уровне обязать их платить работникам зарплату на уровне 50 процентов от себестоимости  выпускаемой продукции, т.е. в два раза  больше, чем сейчас, как платят почти во всех странах запада.  Получая доход в два раза больше чем сейчас,  людям будет легче решать все свои проблемы без получения взяток.  Потребность в них отпадет. И топ- менеджеры будут получать три миллиона рублей в год, на уровне Президента.
     Надо, что бы о каждой попытке чиновника, любого уровня, получить  взятку, через средства массовой информации, стало известно всей стране. О нем надо говорить по радио, телевидению, в печатных изданиях, надо чтобы из каждого утюга звучало, что он хотел или взял взятку. Чаще, чем сегодня  все звучит о  Пугачевой и Галкине -  их  антихристианском  детоприобретении.